Опубликовано 18 Ноября 2021
На «Транспортной неделе − 2021» рассмотрели роль науки в транспортной отрасли
Сегодня в рамках XV Международного форума и выставки «Транспорт России» состоялась конференция «Научное сопровождение развития транспорта: инновационные тренды». В ней приняли участие заместитель начальника Управления Президента России по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Юрчик, заместитель министра транспорта Игорь Чалик, член комитета Государственной думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виталий Ефимов, директор Административного департамента Минтранса России Константин Пашков, председатель Объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Борис Лапидус, начальник центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрий Вербов, научный руководитель ФГБУ «НЦКТП» Олег Евсеев, директор ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора Михаил Вильк. Модератором мероприятия выступил президент ОО «Российская академия транспорта» Александр Мишарин.
Выступая на конференции, Александр Юрчик отметил, что транспортная стратегия − это результат огромной конструктивной работы, в том числе научного сообщества России. «Очень важно, чтобы транспортная стратегия стала тем базовым руководящим документом, на основе которого потом будут разрабатываться и создаваться другие программы. В своем выступлении Президент России, предваряя заседание Госсовета, выделил главные направления в развитии транспорта. Среди них он особо отметил научное и научно-технологическое сопровождение транспортной стратегии,− сказал Александр Юрчик. − Жизнь очень подвижна, вносит много корректив и изменений в наши планы. И здесь мы ждем подсказок от науки».
В свою очередь Борис Лапидус подчеркнул, что перед транспортной наукой стоят огромные и амбициозные задачи. И необходимо думать не о поддержании развития, а об опережении. Опережающее развитие является фундаментом устойчивости государства. А транспортная система лежит в основе экономики. Важно стремиться занять лидирующие позиции в каждом сегменте транспорта. Мировые тренды отрасли на сегодня − ускорение, удешевление, безопасность, экологичность гибкость, малообслуживаемость и мультимодальность.
«Транспортная стратегия сейчас предусматривает координацию развития транспортной инфраструктуры федерального, регионального и местного уровней. Нам необходимо сформировать единую научно-обоснованную методологии комплексного транспортного планирования, охватывающую федеральную и региональную транспортные инфраструктуры. А также услуги транспорта на единой транспортной сети, независимо от ее принадлежности. Для этого в стратегии заложен специальный механизм координации. Субъекты могут разрабатывать региональные стратегические планы развития транспортной инфраструктуры, которые детализируют положения стратегии, содержат в описании цели, задачи, индикаторы и дорожную карту мероприятий по развитию транспортной доступности и мобильности в конкретном регионе»,− заявил Олег Евсеев
По словам Михаила Вилька, одним из основных условий для реализации транспортной стратегии является увеличение перевозок пассажиров и грузов. Прежде всего должна быть обеспечена безопасность пассажиров, грузов и работников транспортной отрасли. И на транспорте необходимо проводить мероприятия, которые бы препятствовали распространению инфекций. Инновационный потенциал развития транспортной науки в современном мире невозможен без решения следующих гигиенических проблем: сохранение здоровья пассажиров и персонала путем минимизации риска возникновения и передачи инфекций массового распространения, разработка научных основ медико-санитарного обеспечения объектов транспорта в штатных условиях его эксплуатации чрезвычайных ситуациях эпидемического характера, разработка научно-методических основ и критериев оценки, прогноза и управления биологическими рисками на транспорте. В результате перечисленных мероприятий должно сформироваться устойчивое общественное мнение о безопасности пользования общественным транспортом, осуществляющим массовые пассажирские перевозки.
На мероприятии также присутствовали победители конкурсов «Молодые ученые транспортной отрасли» и «Лучший студенческий реферат». Игорь Чалик вручил им заслуженные награды. «Конкурсы проводятся нашим ведомством уже 10 лет. И с каждым годом экспертный совет, рассматривающий работы, отмечает более глубокое погружение в тему, а также увеличение прогрессивных идей, которые будут реализованы в самое ближайшее время», − сказал он.