Опубликовано 16 Февраля 2024
В Свердловской области прошло совещание по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург
15 февраля Президент Российской Федерации Владимир Путин в рамках рабочей поездки в Свердловскую область посетил комплекс сборки электропоездов ООО «Уральские локомотивы». Предприятие входит в группу компаний «Синара».
Главе государства продемонстрировали ключевые элементы вагонов новых российских скоростных поездов и готовую продукцию, в частности, головной вагон полностью отечественного скоростного поезда нового поколения «Финист». Кроме того, был представлен макет планируемого к строительству высокоскоростного поезда на восемь вагонов. Президент также посидел за рулем электробуса – новейшей разработки холдинга «Синара – Транспортные машины» в области городского транспорта
Завод «Уральские локомотивы» создаёт технику как для пассажирских, так и грузовых перевозок (грузовые электровозы постоянного тока «Гранит» и «Синара», новый грузовой магистральный локомотив «Малахит»). Сегодня специалисты «Уральских локомотивов» совместно с ОАО «РЖД» работают над созданием беспилотного поезда.
На площадке предприятия Владимир Путин провел совещание по вопросу строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом.
Открывая совещание, глава государства заявил, что строительство на первом этапе ветки Москва – Санкт-Петербург является пилотным проектом. «Эта работа станет, должна стать первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов, – подчеркнул он. – Добавлю, что сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать – это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».
В перспективе также будет организовано сообщение в направлении Рязани, Казани, Екатеринбурга, Адлера и столицы Белоруссии – Минска. Выделенные высокоскоростные маршруты помогут заметно нарастить пропускную способность железных дорог, разгрузят аэропорты, будут способствовать росту внутреннего туризма и деловой активности.
Кроме того, Президент отметил значимость работы «Уральских локомотивов». «Завод успешно проектирует и производит по-настоящему современную, передовую железнодорожную технику, электровозы и поезда. И собирается она на отечественных материалах и комплектующих, оснащенных, кроме всего прочего, и нашим программным продуктом. На мощностях завода уже может быть налажено серийное производство и высокоскоростных поездов, – сказал он.
В свою очередь, Министр транспорта Виталий Савельев доложил о работе, ведущейся в данном направлении. «Реализация ВСМ является для России проектом века и позволит войти в круг стран, имеющих высокоскоростное железнодорожное сообщение, сделать большой рывок в направлении технологического суверенитета, приобретая новые компетенции в железнодорожном строительстве и машиностроении, обеспечить качественно новый уровень мобильности и жизни граждан нашей страны. Проект ВСМ от Москвы до Санкт-Петербурга является для России первым, не имеющим аналогов», – сообщил руководитель транспортного ведомства.
Скоро время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится почти в два раза – с 4-х до 2-х часов 15 минут. Между Москвой и Тверью время в пути составит 39 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом – 29 минут. Фактически данные города станут одной единой агломерацией с огромным положительным эффектом для каждого жителя страны.
Министр рассказал, что проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург предусматривает два участка строительства, а также закупку подвижного состава. Первый участок – от Санкт-Петербурга до Зеленограда. Его стоимость оценивается в 1 трлн 755 млрд руб. Строительство предлагается осуществлять в рамках концессионного соглашения. Второй участок – это строительство выходов из Москвы. Строительство планируется осуществить в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». Общая стоимость оценивается в 221,5 млрд руб. В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд руб. на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году.
Также разработана организационная схема проекта. Она предусматривает государственно-частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера – «ВСМ – Две столицы». В качестве концедента предполагается определить Федеральное агентство железнодорожного транспорта Минтранса России.
«Реализация проекта принесет огромные эффекты как для экономики страны, так и для наших граждан: будет создан импортонезависимый высокоскоростной подвижной состав, обеспечены заказы и дополнительные рабочие места, все транспортное машиностроение получит огромное развитие, повысится связанность регионов, что положительно повлияет на увеличение туристического потока и мобильности населения, увеличатся налоговые поступления, развитие прилегающих территорий и агломераций. Прямые эффекты для бюджетных и внебюджетных фондов уже на стадии стройки перекроют запрашиваемую сумму для проекта. Если принимать также во внимание опосредованный эффект от реализации проекта в регионах для бизнеса, от увеличения грузоперевозок РЖД, то налоги и взносы, которые получит страна, перекрывают затраты практически в три раза», – пояснил Виталий Савельев.