Опубликовано 3 Июня 2021
Минтранс России приступил к реализации проекта беспилотных грузоперевозок по трассе М-11 «Нева»
Формирование беспилотных логистических коридоров на территории России начнется с трассы М-11 «Нева». Министерство транспорта РФ до 2024 года оборудует магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом цифровой инфраструктурой для безопасного движения автономных грузовиков всех мировых разработчиков и автопроизводителей. О старте пилотного проекта объявил сегодня на Петербургском международном экономическом форуме заместитель министра транспорта Кирилл Богданов.
Реализацию проекта Минтранс России начал с крупнейшими российскими грузоперевозчиками и разработчиками технологий. Соответствующее соглашение в первый день ПМЭФ-2021 подписано с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), предприятиями «КАМАЗ», «Национальные Телематические Системы» (НТС), СберАвтоТех, «Деловые линии», Globaltruck и «Первая экспедиционная компания» (ПЭК) и ведущим ритейлером страны X5 Group. В формируемый проектный консорциум министерство в ближайшей перспективе планирует включить мировых автопроизводителей, разработчиков беспилотных грузовиков и сервисов, операторов связи и государственных информационных систем на автотранспорте, заинтересованные федеральные и региональные ведомства.
«Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как «технологии ради технологий». Для нас принципиально важно, чтобы проект изначально строился на экономически эффективных бизнес-моделях для перевозчиков и грузоотправителей, - пояснил Кирилл Богданов. - Инфраструктура и технологическая сеть передачи данных должна обеспечивать проезд всех беспилотников, российских и иностранных, только в этом случае мы сможем проложить логистические коридоры для автономных перевозок между Азией и Европой. Мы будем расширять круг участников проекта и готовить масштабирование протестированных решений на другие трассы, включая М-12 от Москвы до Екатеринбурга. До 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог».
Для движения беспилотников без участия водителей и присутствия инженера-испытателя на борту по всей трассе М-11 протяженностью более 660 км планируется создание специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. Это необходимо для исключения заезда автономных грузовиков на текущем этапе в города. В частности, в районе Твери предполагается строительство северного обхода для исключения выезда беспилотников на реконструированный участок трассы M-10. По словам замминистра, также прорабатывается необходимость создания государственного центра управления трафиком беспилотников, который позволит в случае нештатных ситуаций в онлайн-режиме останавливать или перенаправлять автономные автомобили для обеспечения безопасности движения. Совместно с участниками проекта будут подготовлены необходимые изменения законодательства и технологические стандарты.
Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым этапом которого станет запуск автономных грузоперевозок на М-11, является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений Президента России и Правительства РФ по подготовке «Транспортной стратегии России до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года» и «Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли РФ».
По расчетам Минтранса использование беспилотников на М-11 позволит к 2030 году увеличить на 25% коммерческую скорость (с 60 до 75 км/ч) доставки грузов в течение одного дня и более чем на 10% снизить себестоимость перевозки для логистических компаний. Реализация комплекса инициатив при этом позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа и на 20% сократить аварийность на транспорте.
Директор ассоциации ЦТЛ Антон Замков отметил по итогам подписания соглашения, что реализация проекта создает возможность для первой в мире масштабной эксплуатации беспилотных грузовиков на всём протяжении целой магистрали, а не на отдельных участках и в режиме тестирования, и ускорить отработку нормативных правовых актов позволит включение беспилотных коридоров в режим «цифровых песочниц».
«Развитие беспилотного транспорта, в том числе и грузового, – один из основных трендов автомобильной отрасли. «КАМАЗ» занимает лидирующие позиции в этой области. Нами разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла или проходят испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Следующий этап - эксплуатация на дорогах общего пользования, - прокомментировал генеральный директор автоконцерна Сергей Когогин.
Концерн НТС, ранее разработавший технологию «умной дороги» для ЦКАД, в прошлом году провел тестирование малотоннажного автономного грузовика на водородном топливе и планирует до 2023 года запустить магистральный беспилотник. «В наших проектах переосмыслена традиционная система управления дорожным движением. Мы создаем новую экосистему транспорта будущего, инвестируем в проекты инфраструктуры нового поколения, в производство электрических беспилотников, в новую микроэлектронику, в разработку водородных электрохимических генераторов не потому, что это модный тренд. Именно комплексное решение позволит сделать технологический рывок на транспорте и обеспечить драматическое снижение затрат, повышение безопасности и экологичности», - считает генеральный директор НТС Алексей Нащекин.
«Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха, - рассказал генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани. - Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность, а программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит топливо (примерно 1 литр/100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2-3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок благодаря снижению выбросов углекислого газа».
Компания СберАвтоТех, участник экосистемы Сбера, подтвердила свою заинтересованность в реализации проекта беспилотных грузовых перевозок. «С декабря 2020 года мы запустили тестовую эксплуатацию беспилотных автомобилей на базе серийно выпускаемых в условиях мегаполиса. В рамках ПМЭФ-2021 представляем новый тип беспилотного электрического транспортного средства ФЛИП, созданного для перевозки людей и лёгких грузов на «последней миле». Мы поступательно развиваем каждое звено логистической цепочки товара, видя большие возможности по оптимизации стоимости перевозки, повышению её безопасности и эффективности. Проект на трассе М-11 - это уникальная возможность в сжатые сроки как получить подтверждение экономического эффекта от внедрения беспилотных технологий, так и создать условия для оперативной проработки необходимых стандартов для инфраструктуры, а также нормативов, регулирующих коммерческую эксплуатацию всех типов беспилотных транспортных средств», - пояснил генеральный директор компании Андрей Василевский.
«Развитие беспилотного транспорта – будущее нашей отрасли и мы хотим быть одними из первых, кто сможет внедрить эту технологию. Как компания с одним из самых крупных автопарков в стране, насчитывающим более 1300 машин, мы видим большие экономические перспективы в этом направлении, - добавил Илья Саттаров, генеральный директор Globaltruck. - В частности, наша услуга ускоренной доставки «Экспресс» сейчас очень востребована заказчиками, и беспилотная технология идеально подходит для ее развития на магистральных участках федеральных трасс».
По словам заместителя директора ПЭК Вадима Филатова, ежедневно компания отправляет по «Неве» более 70 грузовых автомобилей. «Мы сможем рассчитать рентабельность беспилотных перевозок на реальных примерах. Один из экономических эффектов, который мы ожидаем – снижение расхода топлива. Внедрение технологии по частичной автоматизации управления автомобилем, когда телеметрия подсказывает водителю оптимальные действия на трассе, позволяет экономить около 10% топлива за счет сокращения влияния человеческого фактора», - пояснил Филатов.
«Тестирование беспилотников с привлечением всех заинтересованных сторон – хорошая возможность для власти и бизнеса оценить проблематику создания, внедрения и реализации таких масштабных проектов. У нас более 4 тысяч собственных грузовых автомобилей, которые ежедневно снабжают продовольствием около 18 тысяч магазинов в 66 регионах страны. Вопрос эффективности перевозок очень важен для нас, поэтому мы рады стать партнером государства и других участников рынка в этом пилоте», - заключил директор по стратегии и развитию бизнеса X5 Group Владимир Салахутдинов.