Опубликовано 18 Января 2021
«Совкомфлот» расширил временные рамки транзитной навигации в восточном секторе Арктики
16 января в 20:20 мск арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» достиг траверза мыса Дежнева, завершив переход по трассе Северного морского пути в восточном направлении. Впервые транспортировка российского СПГ по данному маршруту была обеспечена в январе. Переход осуществлялся в рамках коммерческого рейса по доставке партии сжиженного газа проекта «Ямал СПГ» из порта Сабетта в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Результаты перехода подтверждают, что временные рамки коммерческой перевозки грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период возможно расширить на 1-2 месяца. Это позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы Северного морского пути. В свою очередь, это будет способствовать увеличению грузопотока в акватории Севморпути и развитию его транзитного потенциала.
Продолжительность перехода газовоза до мыса Дежнева от выхода из морского канала Обской губы составила 10 суток 21 час. Судно преодолело расстояние в 2474 морских мили. На всем протяжении трассы Северного морского пути «Кристоф де Маржери» осуществлял самостоятельное плавание без сопровождения ледокола, поддерживая при этом безопасную с учетом ледовой обстановки и ограниченной видимости скорость. Около 65% всего ходового времени судно осуществляло движение кормой вперед, реализуя заложенный в его конструкцию принцип двойного действия. Средняя скорость плавания составила 9,5 узла.
Транспортировка аналогичной партии СПГ из порта Сабетта в страны Восточной Азии по традиционному южному маршруту через Суэцкий канал могла бы занять около 35 суток. Даже с учетом сложной ледовой обстановки использование СМП позволит доставить груз в течение 21 дня, т.е. на 2 недели быстрее.
Сегодня министр транспорта Виталий Савельев по видеосвязи принял доклад капитана судна Сергея Геня об успешном завершении перехода. В мероприятии также приняли участие руководитель Росморречфлота Александр Пошивай, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк и генеральный директор – председатель правления компании Игорь Тонковидов.
Глава Минтранса поздравил «Совкомфлот» с успешным завершением перехода и выразил капитану и экипажу судна благодарность за выполнение ответственной задачи на высоком профессиональном уровне. «Сегодня вписана еще одна важная страница в историю развития Северного морского пути и отечественного судоходства. Компании «Совкомфлот» отводится одна из ключевых ролей в наращивании объемов перевозки грузов по трассам Северного морского пути. Накопленный компанией опыт операций в Арктике позволит обеспечить безопасную и бесперебойную доставку на мировой рынок российских экспортных грузов, в частности, сжиженного природного газа, на долю которого приходится значительная часть намеченного грузооборота Севморпути», – отметил Виталий Савельев.
«Уменьшение продолжительности рейса при использовании СМП по сравнению с традиционным южным маршрутом через Суэцкий канал обеспечивает не только экономическую эффективность, но и существенное сокращение «углеродного следа» от грузоперевозок. Объем выбросов углекислого газа в рамках совершения данного рейса будет на 3000 тонн или 30% ниже по сравнению с такой же транспортировкой по южному маршруту», – прокомментировал Игорь Тонковидов.
За период перехода собраны подробные данные о ледопроходимости и маневренности газовозов ледового класса Arc7 при плавании в условиях, характерных для восточного сектора Арктики в январе, при различных режимах движения.
Использование данных спутниковой ледовой разведки, а также аналитических методов оценки и прогнозирования ледовой обстановки, разработанных специалистами «Совкомфлота», позволило выбрать для судна наиболее безопасный и экономически эффективный маршрут.
С разницей в сутки аналогичный переход по СМП выполнил еще один газовоз этой серии. Он использовал данные «Кристофа де Маржери» и канал, проложенный им в ледовых полях. Это дало возможность отработать тактику взаимодействия двух газовозов арктического ледового класса при самостоятельном плавании в ледовых условиях.