Опубликовано 13 Сентября 2019
В Швеции прошла встреча министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона
11-12 сентября в шведском городе Умео прошли мероприятия встречи министров транспорта Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). Работу российской делегации на площадке регионального сотрудничества возглавил заместитель министра транспорта – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков. В состав делегации вошли ректор ГУМРФ им адмирала С.О.Макарова Сергей Барышников, представители профильных департаментов МИД России и Минтранса России, АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» и генеральный представитель ОАО «РЖД» в Финляндии.
Выступая на дискуссии, замглавы Минтранса отметил, что развитие Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА), интегрированной в евразийскую транспортную сеть, является для нашей страны приоритетным направлением в контексте международного сотрудничества. Он поблагодарил шведскую сторону, завершающую свое председательство в Совете, за хорошую организацию работы в БЕАТА, обеспечившую открытый конструктивный диалог на разных уровнях и преемственность регионального сотрудничества в области транспорта и туризма.
По словам Юрия Цветкова, именно в синергии транспорта и туризма российская сторона видит большие перспективы. Он напомнил, что углубленная проработка этой тематики началась в рамках российского председательства в СБЕР, что нашло свое отражение в Совместном транспортном плане Баренцева региона.
Отмечены шаги, предпринимаемые нашей страной для содействия формированию устойчивой транспортной системы в БЕАТА и эффективных евроазиатских транспортных связей. «Сегодня мы связываем перспективы в Баренцевом регионе с развитием Арктики и Северного морского пути», - сказал Юрий Цветков. Кроме того, он обозначил основные реализуемые проекты развития арктической портовой и иной береговой инфраструктуры, а также мероприятия по строительству ледокольного флота, многофункциональных аварийно-спасательных судов, гидрографических и лоцмейстерских судов ледового класса.
Участники встречи проинформированы о развитии процессов цифровизации в транспортном комплексе, а также о проектах сотрудничества стран СБЕР в сфере транспортного образования. Особо отмечен потенциал потенциал Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Это единственный в мире университет, осуществляющий подготовку инженеров всех специальностей для эксплуатации гражданских атомных судов и один из мировых лидеров в сфере обучения экипажей по эксплуатации судов ледового класса в полярных водах.
По итогам мероприятия принята министерская декларация, в которой подтверждена приверженность участников основополагающим принципам, целям и принятым ранее совместным документам по вопросам транспортного сотрудничества в Баренцевом регионе. В декларации, в частности, отмечено, что участники поощряют заинтересованные стороны к принятию мер по устранению трансграничных барьеров в транспортной системе при помощи соответствующих методов и возможной гармонизации.
С учетом приоритетов завершающегося шведского председательства в СБЕР значительная часть дискуссии была посвящена воздействию транспорта на климат. Шведская сторона сообщила об амбициях стать первым в мире государством, не использующим ископаемые виды топлива. В свою очередь коллеги из Финляндии выразили стремление к 2035 году построить «общество с углеродно-нейтральной системой». Финские, шведские и норвежские партнёры связывают экологизацию транспорта с развитием электрических транспортных средств и производством биотоплива, а также с развитием необходимой для их эксплуатации инфраструктурой.
Юрий Цветков поддержал необходимость совместной работы над вопросами экологии, в том числе, над сохранением уникальной северной природы Баренцева региона. Он проинформировал об усилиях и планах российской стороны по развитию устойчивого транспортного сообщения: о последовательном переводе общественного транспорта на газомоторное топливо, развитии метро и городского электрического транспорта. Также сделан акцент на усилиях по сохранению хрупкой среды Арктического региона. В частности, прозвучала информация о первых рейсах по Северному морскому пути судов, использующих в качестве топлива экологически чистый сжиженный природный газ. Особо подчеркнуто, что обеспечивающая проводки судов в Арктической акватории атомная ледокольная группировка России выбросов углерода в атмосферу не производит.
Декларация встречи отражает совместный подход стран к учету климатической повестки в развитии эффективной транспортной системы в Баренцевом регионе. Члены Совета выразили благодарность экспертной группе по подготовке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона и согласились с тем, что он послужит надежной основой для работы в БЕАТА в ближайшие годы.
Замминистра транспорта также провел двусторонние встречи с партнерами по Совету, в ходе которых обсуждались некоторые темы предстоящего председательства Норвегии в Совете Баренцева/Евроарктического региона.