Опубликовано 21 Ноября 2006
Министр транспорта РФ И. Левитин провел совещание по вопросам эффективности управления государственным имуществом аэропортов и морских портов. В работе совещания принял участие руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В. Назаров
21 ноября 2006 года Министр транспорта РФ И. Левитин провел совещание по вопросам эффективности управления государственным имуществом аэропортов и морских портов. В работе совещания принял участие руководитель Федерального агентства по управлению федеральным имуществом В. Назаров
На совещании было отмечено, что в 2006 году наметились позитивные тенденции в осуществлении Агентствами, находящимися в ведении Минтранса, полномочий собственника, а также в построении эффективной системы взаимодействия с Росимуществом. Наглядным подтверждением этому служат итоги формирования прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2007 год, результаты проведения годовых общих собраний акционеров открытых акционерных обществ транспортного комплекса; решение вопросов реструктуризации предприятий и учреждений транспортного комплекса, а также завершение разработки проекта Концепции управления федеральным имуществом гражданских аэропортов (аэродромов), которая будет рассмотрена на заседании Правительства 14 декабря 2006 г. В настоящее время Проекты Концепции согласованы с Минэкономразвития России, Минфином России, Минобороны России, ФСТ России и ФАС России.
Одним из вопросов Концепции является вопрос передачи федерального имущества гражданской авиации, а также предприятий и находящихся в федеральной собственности акций в собственность субъектов Российской Федерации. По мнению Минтранса, полномасштабная работа по реструктуризации аэропортовой сети страны до формирования конкретных перечней имущества требует завершения разработки бизнес-модели построения национальной аэропортовой сети. Соответствующие предложения в настоящее время формируются в рамках научно-исследовательской работы по теме «Разработка бизнес-модели построения национальной аэропортовой сети», которая будет закончена до конца 2006 года. Минтранс считает необходимым усовершенствовать разграничения полномочий между Российской Федерации и ее субъектами в части:
-
установления возможности нахождения в собственности субъектов Российской Федерации имущества, необходимого для участия в организации пассажирских и грузовых перевозок воздушным транспортом межмуниципального, межрегионального и международного характера, а также авиационных работ;
-
отнесения к полномочиям органов госвласти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения вопросов участия в организации авиационных пассажирских и грузовых перевозок воздушным транспортом межмуниципального, межрегионального и международного характера, а также авиационных работ.
В настоящее время Минтрансом России с учетом предложений Минэкономразвития России подготовлен и проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти соответствующий проект федерального закона. Вместе с тем Минтранс считает возможным до внесения изменений в законодательство передачу субъектам Российской федерации пакетов акций акционерных обществ гражданской авиации, которые в настоящее время решают задачи регионального характера.
На совещании был рассмотрен вопрос аренды федерального имущества в аэропортах и морских портах в части определения его рыночной стоимости. Было отмечено, что в настоящее время оптимальным способом вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества остается заключение договора аренды указанного имущества. Однако отсутствие единого подхода к определению размера платы за пользование указанным имуществом, ограниченным в обороте, может привести к ошибочным оценкам и установлению неравных конкурентных условий пользования указанным имуществом компаниями - операторами, а также неизбежно отразится на результатах финансово-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении вопроса о разделении объединенных авиапредприятий на самостоятельные авиакомпании и аэропорты было отмечено, что в последние годы на рынке наметилась тенденция консолидации активов на базе лидирующих авиакомпаний. Сегодня рассматривается ряд проектов объединения госактивов в сфере гражданской авиации, предусматривающих создание укрупненных авиаперевозчиков. Общим в указанных проектах является наличие в составе планируемых к консолидации активов объединенных авиапредприятий. Минтранс считает целесообразным осуществлять конкретные действия по консолидации только после их разделения на аэропорт и авиакомпанию.
Был рассмотрен вопрос оформления и регистрации прав хозяйственного ведения на федеральное имущество, закрепляемого за ФГУП «Росморпорт», а также аренды федерального имущества в морских портах. Было отмечено, что сегодня имеются серьезные подвижки в этом вопросе.
Во исполнение протокола Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации от 1 августа 2006 г. Минтранс направил в Минэкономразвития проекты типовых договоров, методику расчета арендной платы и методику расчета величины возмещаемых расходов ФГУП «Росморпорт», а также предложения касающиеся особенностей заключения договоров аренды федерального имущества в морских портах.
Пресс-служба Минтранса России