Опубликовано 4 Июля 2018
Минтрансом проводится активная работа по повышению уровня доступности транспортной инфраструктуры для инвалидов
На состоявшемся 4 июля селекторном совещании представители Минтранса, Минпромторга, Минтруда, регионов, общественных объединений инвалидов обсудили вопросы повышения уровня доступности объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и предоставляемых на них услуг для инвалидов и маломобильных групп населения.
Открывая совещание, заместитель министра транспорта Николай Асаул подчеркнул, что вопросы обеспечения доступности транспорта для инвалидов находятся на постоянном контроле Минтранса. В Комитете ООН успешно прошла защита российского доклада о выполнении Конвенции о правах инвалидов. «Комитет ООН положительно оценил проведенную в России за 6 лет работу по защите прав инвалидов, в том числе по обеспечению доступности для инвалидов транспорта», – уточнил он. С начала года Ространснадзор начал осуществлять госконтроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых пассажирских услуг. В рамках подготовки к ЧМ-2018 многие транспортные объекты были оборудованы с учетом потребностей инвалидов. Данный опыт транспортного обслуживания должен быть распространен по всей территории страны.
В ходе совещания отмечена важность доработки региональных «дорожных карт» повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. В начале прошлого года Минтрансом были направлены в регионы рекомендации по доработке этих документов. В настоящее время только 51 субъект полностью завершил эту работу, в 18 субъектах работы продолжаются, 16 не предоставили информацию. Николай Асаул призвал регионы в кратчайшие сроки завершить необходимые работы и предоставить информацию в Минтранс.
Обсуждался вопрос обучения сотрудников транспортной отрасли навыкам оказания инвалидам ситуационной помощи отмечен. На основе информации от 47 регионов, общее количество сотрудников, которым необходимо пройти обучение, составляет более 47 тыс. человек, из них уже прошил обучение более 37 тыс. (порядка 80%). В соответствии с законодательством, все водители автомобильного и городского наземного электрического транспорта до выхода на линию должны пройти вводные инструктажи, в тематику которых включаются особенности обслуживания инвалидов. «Мы уже неоднократно говорили, что если сотрудники не будут знать, как правильно обслуживать инвалидов, как производить посадку в автобус, проведенная работа по адаптации объектов не сможет обеспечить доступность для инвалидов самого важного – услуг по перевозке», – сказал замглавы Минтранса.
До 31 июля вся необходимая информация по количеству сотрудников, которых необходимо обучить, должна быть представлена в Минтранс. Регионам также следует довести до всех транспортных компаний, ведущих деятельность на территории, информацию о необходимости обучения или инструктирования всех сотрудников, которые непосредственно взаимодействуют с инвалидами в ходе исполнения должностных обязанностей, а также провести работу по организации мест обучения.
Особую роль в обеспечении доступности транспорта для инвалидов играет система радиоинформирования и ориентирования «Говорящий город». 19 регионов сообщили о внедрении системы или проведении пилотного проекта, 18 регионов продолжают ее рассматривать, 37 регионов проинформировали о невозможности внедрения системы в связи с дефицитом бюджета и нестабильным экономическим состоянием перевозчиков. Минтрансом подготовлен и направлен в Правительство соответствующий проект Постановления, в соответствии с которым использование данных систем будет носить обязательный характер.
Особое место занимает информационное обеспечение инвалидов на транспорте. Среди ведущих практик, используемых на сегодняшний день – аудио- и видеоинформирование на объектах транспортной инфраструктуры (например, в Калининградской области); публикация сведений о доступности транспорта в СМИ (Карачаево-Черкесская Республика, Магаданская и Кировская области, Ямало-Ненецкий автономный округ); размещение информации о доступности транспортных объектов на карте «доступности региона» (Рязанская, Воронежская, Ленинградская, Саратовская и Иркутская области). Отдельно отмечено создание в информационных систем, показывающих в режиме реального времени движение транспортного средства, в том числе с указанием его доступности для инвалидов (Рязанская, Ярославская, Липецкая, Омская и Новосибирская области, Камчатский край,). «Такие системы обеспечивают информирование всех категорий граждан и помогают пассажирам более полноценно спланировать свою поездку с учетом движения транспортных средств в реальном времени», – сообщил Николай Асаул.
В завершение обсуждалась работа по соблюдению требований доступности для инвалидов при вводе в эксплуатацию транспортных объектов и закупке транспортных средств. Рядом регионов в проектной документации на строительство объектов транспортной инфраструктуры учтены соответствующие требования (Ростовская и Ленинградская области, Республика Саха (Якутия), Хабаровский край). Отмечены и регионы, в которых к работе по приемке вновь вводимых в эксплуатацию объектов и закупке транспортных средств привлекаются общественные организации инвалидов (Рязанская, Сахалинская, Кемеровская и Архангельская области, Республика Бурятия, Алтайский край). Вместе с тем, некоторые субъекты сообщили об отсутствии на рынке адаптированных низкопольных и высокопольных ТС малого и среднего классов, а также невозможности полностью обеспечить доступность для инвалидов уже приобретенных транспортных средств в силу их конструктивных особенностей. Николай Асаул напомнил о необходимости неукоснительного соблюдения нормы закона, которым с 1 июля установлен запрет на закупку транспортных средств, которые не адаптированы для нужд инвалидов.
Участники заслушали доклады представителей регионов о выполнении работ по повышению уровня доступности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств для инвалидов и маломобильных групп граждан.