
Опубликовано 29 Апреля 2016
29 апреля Министр транспорта РФ Максим Соколов принял участие в селекторном совещании о мерах по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог под председательством Дмитрия Медведева
По сообщению пресс-службы Правительства РФ, 29 апреля в резиденции «Горки» Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел селекторное совещание по улучшению состояния региональных и муниципальных дорог. В совещании также приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, Министр финансов Антон Силуанов, руководитель Росавтодора Роман Старовойт, руководитель фракции «Единая Россия» в Госдуме РФ Владимир Васильев, председатель Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, а также губернаторы ряда субъектов Российской Федерации.
Д. Медведев: Давайте сначала послушаем сообщение Министра транспорта. Пожалуйста, Максим Юрьевич, коротко доложите, а потом послушаем ещё губернаторов о том, что они собираются предпринимать и какие предложения у них есть. Прошу вас.
М.Соколов: Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Состояние автодорожной сети регионов – это та часть работы и федеральных, и региональных властей, которая всегда на виду, и если работа выполняется не вполне качественно, то все власти получают заслуженные упрёки. Несмотря на предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры по поддержке дорожной деятельности в субъектах, ситуация с состоянием региональной сети меняется крайне медленно. За последние два года соответствие нормативным требованиям по всей сети региональных дорог увеличилось всего лишь на 1%, и сейчас (на конец 2015 года) составляет 38,8%.
Вы дали данные, уважаемый Дмитрий Анатольевич, по федеральным дорогам. Вот здесь динамика за два года – с 45 до 64%.
Медленные темпы, конечно же, объясняются тем, что сегодня финансируется только 14–15% от нормативной потребности в работах по капитальному ремонту и ремонту региональных автомобильных дорог.
Учитывая масштаб задач, которые стоят перед регионами, Президентом Российской Федерации было дано указание направить в регионы половину, то есть 1 рубль, от дополнительных доходов, получаемых в этом году от повышения акцизов на моторное топливо с 1 апреля текущего года.
По нашим оценкам, объём таких дополнительных доходов составит около 38 млрд рублей. Здесь крайне важно, чтобы пользователи дорог – водители, пешеходы, пассажиры – могли как можно скорее увидеть и почувствовать результаты наших усилий по улучшению состояния, поэтому мы предлагаем эти дополнительные доходы направить на осуществление именно ремонта и на мероприятия по восстановлению региональных и местных муниципальных дорог, имея в виду их поверхностную обработку, нанесение разметки, обустройство тротуаров, замену верхнего слоя асфальта. Это требует меньше времени и ресурсов для приведения дорог в нормальное состояние (не нужно проходить экспертизу и серьёзную разработку проектной документации) и даёт ощутимый результат по улучшению качества дорожного покрытия.
По приблизительным расчётам, на эти средства от повышения акцизов можно будет дополнительно отремонтировать до 3 тыс. км дорог плюсом к тем почти 13 тыс. км, которые субъекты уже запланировали в своих программах на 2016 год. И здесь со стороны субъектов важно обеспечить целевое использование, во-первых, этих дополнительных доходов и незамедлительно откорректировать как свои бюджеты в части увеличения на эту сумму, так и, соответственно, свои программы по ремонту дорог в летний период. Минтранс, Федеральное дорожное агентство со своей стороны, конечно же, обеспечат и контроль, и необходимую поддержку работы регионов в этой части.
Что касается принятых неделю назад Правительством решений по предоставлению межбюджетных трансфертов, то докладываю, что в настоящее время Минтрансом, Росавтодором организовано заключение соглашений о предоставлении трансфертов согласно утверждённому и подписанному Вами, Дмитрий Анатольевич, распоряжению. По состоянию на 27 апреля для согласования и подписания в Росавтодор прибыли представители администраций 78 субъектов Российской Федерации. Некоторые пока к нам ещё не доехали: Чукотка, Сахалин, Вологодская область, сегодня глава Тверской области прибыл, мы с ним эту работу проведём.
На данный момент подписаны девять соглашений на сумму порядка 4 млрд рублей, и деньги уже пошли в регионы. Представляется необходимым поручить субъектам Российской Федерации активизировать эту работу по заключению соглашений и принять исчерпывающие меры по достижению плановых показателей региональных программ. До 20 мая, согласно утверждённым правилам предоставления, мы эти трансферты направим – это порядка 30 млрд рублей.
Единственное (просили доложить о проблемах, которые могут возникнуть), мы видим, что в связи с введёнными требованиями о заключении соглашений в системе «Электронный бюджет» с подготовкой этих соглашений могут возникнуть затруднения, поскольку бо́льшая часть субъектов пока просто физически не имеет возможности подписать соглашение в этой системе. Поэтому хотел бы обратиться к Вам и просил бы также Минфин отнестись к этому с пониманием, чтобы, может быть, в этой части до конца года приостановить действие данной нормы, пока субъекты не подключатся в полном объёме к этой системе, иначе может возникнуть задержка, которая потом приведёт к срыву сроков планового проведения ремонтных работ.
Теперь по дополнительным предложениям, которые по Вашему поручению, Дмитрий Анатольевич, мы подготовили. Анализ состояния региональной и муниципальной дорожной сети показал, что имеется ряд субъектов, где, без преувеличения, наблюдается критическое состояние дорог, особенно в городах и особенно в столицах субъектов, где с учётом роста автомобилизации уличная дорожная сеть быстрее приходит в негодность.
Д.Медведев: Я это подтверждаю, потому что абсолютное большинство обращений (абсолютное, 98–99%) приходит из центров субъектов Федерации, не откуда-то из деревень – может быть, там просто у людей требования немножко пониже…
М.Соколов: В связи с этим мы считаем возможным порядка 10 млрд рублей из средств, которые сегодня запланированы в расходных обязательствах бюджета в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда грузовиков с массой выше 12 т (так называемая система сбора «Платон»), направить на предоставление дополнительных трансфертов по следующим направлениям. Это субъекты, где критическое состояние дорог в целом и в том числе в столицах субъектов, – это Волгоградская область, Саратовская, Омская, Костромская, Тверская, Республика Карелия, Архангельская область, Вологодская, Рязанская, Владимирская, Кировская, Самарская… Это данные, так сказать, официальной статистики. И в субъекты, где в целом есть критическое состояние дорог, не только в столицах, – это Республика Алтай, Челябинская область, Калмыкия, Республика Марий Эл. А также адресно в города, где именно, по нашим оценкам, наибольшие проблемы, – это Екатеринбург и Ростов-на-Дону.
Вот это перечень регионов и отдельно городов, которые (не только, кстати, по нашим оценкам, но и оценкам независимых общественных организаций, в том числе по итогам автопробега, который организовал Общероссийский народный фронт по второй половине 2015 года) требуют немедленного вмешательства в вопросы улучшения качества дорог и уличной сети, на тех же принципах, о которых я сказал выше, то есть это в первоочередном порядке ремонт, текущий ремонт, может быть, где-то капитальный, где есть проектная документация.
Поэтому по итогам сегодняшнего селектора прошу поддержать подготовленный перечень, чтобы мы незамедлительно приступили к дальнейшей реализации мероприятий.
Для этого необходимо оперативно по названным мною субъектам и городам подготовить и направить на согласование необходимые дополнения в правила предоставления межбюджетных трансфертов, и такие правила мы готовы подготовить уже до 6 мая. Одновременно в субъектах Федерации необходимо создать межведомственные рабочие группы с участием представителей федеральных органов, в первую очередь Росавтодора и его территориальных подразделений, для проведения обследования и определения точных сумм на ремонт участков включения в программы соответствующих работ.
По итогам этого обследования мы готовы – хотя это срок сжатый, всё равно мы считаем, что мы справимся вместе с субъектами с этой задачей, – до 12 мая оперативно составить планы по выполнению работ, оценить ресурсы и внести в Правительство соответствующий проект распоряжения, а в дальнейшем эти созданные группы также организуют оперативное управление за ходом выполнения работ и мониторинг. В этом случае мы сможем уже в середине мая, рассмотрев на Правительстве этот вопрос, подписать соответствующее распоряжение и к концу мая довести эти деньги до субъектов Федерации, заключив дополнительные соглашения и, таким образом, уже выведя технику на работы, сконцентрировав ресурсы.
Также прошу рекомендовать по итогам селектора названным субъектам Российской Федерации в кратчайшие сроки приступить уже к подготовке, вместе с подрядными организациями, вместе с асфальтобетонными заводами, к выполнению этой задачи. А мы с Федеральным дорожным агентством обеспечим необходимый контроль.
Вы уже обратили внимание на то, что не все субъекты исполняют свои обязательства по доведению средств в региональные дорожные фонды непосредственно на цели развития дорожного хозяйства. Только в 2015 году 56 регионов недонаправили в свои дорожные фонды 55 млрд рублей.
Кстати, среди названных мной субъектов только три, наоборот, дополнительно направили в свои региональные дорожные фонды дополнительные суммы – это Ростовская область, Самарская область и Республика Алтай. Остальные субъекты из названных тоже не довели в полном объёме средства на эти цели, и, конечно же, это тут же сказалось на качестве дорожной сети.
Поэтому Минфином подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, которые прошли уже в Госдуме первое чтение, и эти поправки предусматривают обязательное увеличение объёмов дорожного фонда на положительную разницу между фактически поступившими и прогнозировавшимися объёмами доходов, чтобы возместить недофинансирование дорожных фондов. Также предложено увеличить процент от акцизов, направляемых в региональные дорожные фонды, в соответствии с поручением Президента с 77 до 88%.
Мы эту позицию поддерживаем, но вместе с тем по Федеральному дорожному фонду вот эту норму о том, что 1 рубль направляется на сбалансированность бюджета в целом, предлагаю считать временной, исключительно относящейся к 2016 году, а с 2017 года вернуться к 100-процентному направлению доходов от акцизов в региональный и федеральный дорожные фонды, как это и закладывалось идеологией Федерального закона «О дорожных фондах», чтобы мы смогли кардинально улучшить ситуацию с региональными дорогами.
Мы эту позицию представили, и я Вам, Дмитрий Анатольевич, её доложил, она также поддерживается и Министерством экономического развития. В связи с этим в тот проект поправок к федеральному закону, который лежит на столах, необходимо добавить возврат к базовому коэффициенту исчисления Федерального дорожного фонда 0,83 против предложенного Минфином на сегодняшний день 0,59.
В заключение хотел выразить не просто надежду, но уверенность, что совместная работа и предложенные меры уже в этом году, даже в летний период, позволят переломить ситуацию с состоянием автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации и конкретно в городах, муниципалитетах, и мы для этого сделаем всё возможное. Спасибо за внимание.
Информация и фото с сайта government.ru