Опубликовано 12 Апреля 2016
12 апреля Министр транспорта РФ Максим Соколов провел очередное заседание Координационного совета по транспортному образованию при Министерстве транспорта Российской Федерации
Открывая заседание, М. Соколов отметил важность того факта, что мероприятия, на которых системно рассматриваются вопросы образования, проводятся регулярно. «Эти встречи позволяют вести диалог на межотраслевом уровне», – подчеркнул Министр.
По его мнению, уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. М. Соколов напомнил, что Форсайт транспортной стратегии, проведенный Открытым Правительством еще в мае 2013 г., показал, что при существующих подходах к получению образования в сфере транспорта без развития соответствующих научных школ и образования достичь планируемого к 2025 году образа железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта невозможно.
М. Соколов отметил большое значение отраслевой науки в решении прикладных задач транспортного комплекса. «Международные нормы и требования, предъявляемые к подготовке специалистов образовательными организациями, выполняются в необходимом объеме, – сказал Министр. – Создание спектра направлений подготовки по всем смежным специальностям в последние двадцать лет является важным достижением отраслевого транспортного образования. Подготовка специалистов по экономике, юриспруденции, психологии, кадровой работе, общественным связям, таможенному делу должна быть обязательно продолжена».
Министр напомнил, что еще в 2012 году Минтранс России вносил на рассмотрение Президента Российской Федерации проект о создании Национального университета транспорта (МИИТ). В этой связи он назвал актуальными разработку Концепции развития транспортного образования Российской Федерации до 2030 года и создание Национального университета транспорта как головного учреждения транспортного образования и науки на базе Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).
О направлениях дальнейшего развития транспортного образования в своем докладе рассказал директор Административного департамента Министерства транспорта РФ Константин Пашков. Он заявил о необходимости расширения роли учебно-методических объединений. «Они должны освободить наш и без того перегруженный профессорско-преподавательский состав от лишней бумажной работы, – сказал К. Пашков. – Учебно-методическое объединение должно выдавать по своей специальности или направлению подготовки исчерпывающий перечень рабочих программ и методических материалов. Преподаватель не должен тратить свое время на написание методичек и рабочих программ, все свободное время он должен посвящать науке».
Говоря о дополнительном профессиональном образовании, К. Пашков напомнил, что вся программа обучения регламентирована соответствующим федеральным образовательным стандартом. По его словам, все пожелания работодателей и обучающихся по расширению объемов подготовки приводят к раздуванию программ обучения и, соответственно, несоблюдению требований стандартов. «Полагаю, что учитывать эти пожелания необходимо, но только в рамках реализации отдельных программ, что повлечет за собой увеличение внебюджетных поступлений при сравнительно небольших затратах самого вуза, так как сейчас в соответствии с нормативными требованиями подобные курсы могут составлять всего 18 часов», – сказал К. Пашков.
О проектах профессионального стандарта инженера-экономиста и юриста в сфере транспорта рассказал президент Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения Борис Лёвин.