Опубликовано 6 Октября 2014
6 октября под председательством Михаила Блинкина состоялось очередное заседание Общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации
Участники заседания рассмотрели вопросы подготовки профессиональных кадров и перспективы развития образовательных учреждений транспортного комплекса, а также вопрос обновления нормативно-технической базы транспортного строительства в части автомобильных дорог и дорожных сооружений.
В работе Совета приняли участие статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов, заместители Министра Валерий Окулов и Николай Захряпин, руководители подведомственных Минтрансу службы и агентств, специалисты Минтранса России. Открывая заседание, председатель Общественного Совета Минтранса М. Блинкин отметил важность рассматриваемых вопросов. С докладами о подготовке кадров и перспективах развития отраслевых образовательных учреждений выступили руководитель Росморречфлота Александр Давыденко, заместитель Руководителя Росавиации Олег Сторчевой и заместитель Руководителя Росжелдора Игорь Мицук.
А. Давыденко отметил, что на сегодняшний день отраслевой подход в образовании доказал свою состоятельность и показал свои преимущества. На сегодняшний день Росморречфлот завершил структурную реформу ВУЗов и филиалов. По слова А. Давыденко, дальнейшее развитие образовательных учреждений связывается с возрождением традиций подготовки плавательного состава судов по типу «закрытого» учебного заведения. При этом он обратил внимание на необходимость решения ряда вопросов. В частности, по словам руководителя Росморречфлота, несмотря на неоднократные обращения в Минобрнауки и Минфин до сих пор не решен вопрос о дополнительном финансировании расходов на бесплатное питание и форменное обмундирование. По мнению главы Росморречфлота, данный вопрос необходимо поднимать на уровне Правительства Российской Федерации.
А Давыденко также отметил, что развивающемуся транспорту необходимы новые специалисты с квалификацией, которая отвечает всем современным требованиям. Профессиональный стандарт является основой для разработки профессионального обучения. Сегодня необходимо подготовить перечень профессиональных стандартов, требующих первоначальной разработки.
«Необходимо также решить вопрос с прохождением курсантами практики в компаниях, в которых они будут работать после выпуска, -- сказал А. Давыденко. -- Это позволит сократить адаптацию на новом месте». Он также поставил вопрос о внесении изменений в Закон об образовании в Российской Федерации, расширяющих перечень организаций, участвующих в целевом обучении. Кроме того, А. Давыденко предложил рассмотреть на уровне Правительства РФ вопрос о предоставлении отсрочки от службы в вооруженных силах выпускникам среднего профессионального образования, которые после выпуска работают на судах под Российским флагом. «Эти люди, в случае необходимости, будут иметь достаточные навыки для военного призыва», - считает А. Давыденко.
О. Сторчевой также рассказал о необходимости проработки с Минобороны вопроса об освобождении от призыва в вооруженные силы пилотов - выпускников средних летных учебных заведений, при условии прохождения ими соответствующего обучения по военным учетным специальностям. Количество таких пилотов составляет 450-460 человек в год. О. Сторчевой также обратил внимание на необходимость расширения прямых контактов учебных заведений и предприятий. Более активно проводить ярмарки вакансий на базе учебных заведений.
И. Мицук представил Концепцию развития кадрового обеспечения железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2020 и 2030 годов. Цель Концепции: формирование базовых принципов создания единого отраслевого комплекса образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, определение долгосрочной модели непрерывного развития человеческих ресурсов железнодорожного транспорта, его кадрового потенциала и механизмов ее реализации.
Члены Общественного совета поддержали предложения по развитию отраслевого образования, озвученные представителями федеральных агентств.
С докладом об обновлении нормативно-технической базы транспортного строительства в части автомобильных дорог и дорожных сооружений выступил Евгений Носов – заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России. Он рассказал, что Минтранс совместно с Росавтодором и госкомпанией «Автодор» реализует утверждённый Правительством РФкомплекс мер, направленный на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, План мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, План мероприятий, направленных на обеспечение в ближайшие 10 лет увеличения объёмов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения в два раза по сравнению с периодом 2003 - 2012 годов, Программу нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012-2015 годы.
В целях реализации указанных мероприятий, в рамках Программы разработки национальных стандартов Российской Федерации, разработаны 46 межгосударственных стандартов на битумы и битумные вяжущие, разработаны и введены в действие 12 предварительных национальных стандартов по применению дорожных битумов, разработаны и введены в действие 11 национальных стандартов на применяемые в дорожном строительстве композитные и геосинтетические материалы и изделия из них. В настоящее время, в рамках реализации Программы нормативно-технического обеспечения применения композитных материалов в дорожном хозяйстве на 2012-2015 гг., формируются нормативная и методическая базы, необходимые для широкого использования композитных материалов в области дорожного хозяйства.
В целях обновления и совершенствования нормативно-технической документации в области дорожного хозяйства Министерство транспорта РФ совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь реализует утверждённую решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. № 81 Программу по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Программой предусмотрена разработка 171 проекта межгосударственных стандартов в области дорожного хозяйства. По состоянию на октябрь 2014 г. разработаны все, предусмотренные Программой, проекты межгосударственных стандартов (83 проекта межгосударственных стандартов принята, 88 проектов стандартов проходят стадии «Голосование» и «Принятие»).
Е. Носов отметил, что разработка проектов межгосударственных стандартов выполнялась с учётом передового отечественного и зарубежного опыта в сфере дорожного хозяйства.
Члены Общественного совета обратили внимание на необходимость Минтрансу продолжить работы, связанные с обновлением и совершенствованием нормативно-технической базы и её систематизации с учётом применения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве с привлечением отраслевых ведомств и саморегулируемых организации.