Опубликовано 11 Августа 2014
7 августа в Санкт-Петербурге статс-секретарь-заместитель Министра транспорта РФ Сергей Аристов принял участие в работе II Международного Евразийского форума «ТАКСИ»
В своем выступлении С. Аристов отметил, что одной из целей Транспортной стратегии России до 2030 года является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Прежде всего, эта задача касается ежедневных трудовых и бытовых поездок жителей городов и населенных пунктов.
Он привел данные, согласно которым автомобильный транспорт стабильно обеспечивает почти 60% объема пассажирских перевозок в стране. Автомобильный и городской электрический транспорт (трамвайный, троллейбусный, метрополитен) перевозят 99% пассажиров внутри города и 50% пассажиров в пригородном сообщении. Значимую долю городских и пригородных поездок населения также обеспечивают таксомоторные перевозки, так как являются неотъемлемой частью транспортной системы населенных пунктов.
С. Аристов проинформировал о мерах, принимаемых Минтрансом России в части регулирования различных видов перевозок пассажиров и багажа. Он отметил, что законодательство Российской Федерации относит вопросы организации транспортного обслуживания населения внутри регионов к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Одновременно, на федеральном уровне, Минтранс России в рамках своих полномочий принимает решения по этому сектору отрасли.
По словам замминистра, в настоящее время проблема высокого уровня износа парка техники пассажирского транспорта общего пользования достигает критического уровня. Высокая социальная значимость городских и пригородных пассажирских перевозок, обязывающая транспортные предприятия работать по социально ориентированным тарифам, непрерывно растущая себестоимость перевозок постоянно ухудшают финансовое состояние перевозчиков и приводят к неспособности закупать ими технику на собственные средства.
В результате в настоящее время около 40% парка подвижного состава для пассажирских перевозок крупных и средних предприятий находится за пределами нормативного срока службы, а около 30% парка подвижного состава должны быть срочно списаны из-за невозможности обеспечить безопасность пассажиров и высокого уровня вредных выбросов в атмосферу. При этом темпы обновления пассажирского автомобильного и городского наземного электрического транспорта отстают от необходимого уровня почти на 60%.
В 2012 году была реализована федеральная программа софинансирования мероприятий субъектов Российской Федерации по закупке экологически чистого городского пассажирского транспорта – газомоторных автобусов, трамваев и троллейбусов. По заявкам 35 субъектов Российской Федерации были выделены субсидии в общем объеме 3,4 млрд. рублей на закупку 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 327 троллейбусов и 177 трамваев.
В федеральном бюджете на 2013 год средства на аналогичную программу не были предусмотрены. В 2014 году субсидии субъектам Российской Федерации под закупку автобусов и техники для ЖКХ, работающих на газомоторном топливе, предусмотрены федеральным бюджетом в рамках ассигнований, выделенных Минпромторгу России. Кроме того, одним из механизмов решения проблемы износа парка транспортных средств может стать программа некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, которая разрабатывается ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания».
С. Аристов сообщил, что в целях создания равных конкурентных условий для предприятий различных форм собственности, осуществляющих деятельность на рынке по оказанию услуг по перевозке пассажиров, Минтрансом России ведется работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации. В частности, для создания приемлемых экономических условий для деятельности хозяйствующих субъектов автомобильного пассажирского транспорта и городского электрического наземного транспорта распоряжением Минтранса России от 18 апреля 2013 г. № НА-37-р введены в действие Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.
В целях снижения финансовой нагрузки на предприятия Минтрансом России было разработано и 28 июня 2014 г. утверждено Правительством Российской Федерации постановление № 591, которым внесены изменения в Правила определения количества пассажиров для целей расчета страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.
Указанные изменения исключают возможность применения страховыми компаниями «суммирующего коэффициента» при расчете страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика для транспортных средств, задействованных для перевозки пассажиров в различных видах сообщений.
С. Аристов отметил, что во многих регионах остро стоит проблема осуществления систематических перевозок пассажиров по заказу по маршрутам регулярных перевозок. В связи с тем, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа по заказу не лицензируется, данные услуги не всегда способны обеспечить безопасность и комфорт для граждан.
В настоящее время для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности, связанной с предоставлением услуги по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом. Лицензирование данного вида деятельности было отменено в 2011 году связи с принятием Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
«По мнению Минтранса России, на существующем этапе необходимо усилить федеральный и региональный контроль за данным видом перевозок», - сказал С. Аристов. Так, Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях была введена дополнительная статья 11.14.2 «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу».
Кроме того, решением Координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе от 4 июня 2014 года образована Рабочая группа по контролю за соблюдением перевозчиками требований законодательства в отношении перевозок пассажиров и багажа по заказу. В состав Рабочей группы входят представители Ространснадзора и заинтересованных субъектов Российской Федерации, которые объединяют свои усилия для борьбы с нелегальными перевозчиками.
В целях урегулирования правоотношений по организации регулярных перевозок пассажиров Минтрансом России был разработан и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межрегиональным маршрутам». В настоящее время данный законопроект с новым названием «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межрегиональным, межмуниципальным и муниципальным маршрутам и о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» готовится Комитетом Государственной Думы по транспорту ко второму чтению.
Положениями законопроекта предполагается установить нормы по регулированию отношений, связанных с организацией регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
С. Аристов также сообщил, что в настоящее время в Государственной Думе находится законопроект «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно идее разработчиков законопроекта планируется принять отдельный закон «о такси», в котором будут закреплены: правовые основы организации и функционирования рынка перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории РФ; требования к транспортным средствам, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси; требования к водителям такси. Сохраняя общие «правила игры», введенные Федеральным законом от 21.04.2011 № 69-ФЗ, новым законопроектом предполагается исключить выявленные на практике издержки существующего регулирования правоотношений и упорядочить его.
С. Аристов отметил, что, несмотря на принимаемые на федеральном уровне меры по правовому регулированию рынка такси, полномочия в этой сфере в достаточном объеме переданы субъектам Российской Федерации. Он обратил внимание представителей регионов на то, что эффективная реализация требований федерального законодательства в сфере перевозок пассажиров легковым такси, прежде всего, зависит от создания полноценной системы законодательного обеспечения деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на региональном уровне.