Опубликовано 14 Мая 2014
14 мая состоялось очередное заседание Общественного совета Минтранса России, на котором рассмотрены направления развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, а также деятельность Министерства по формированию безбарьерной среды
В работе Совета приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, заместители Министра Алексей Цыденов, Валерий Окулов, Николай Асаул, руководители подведомственных Минтрансу службы и агентств, директора департаментов Министерства.
Открывая заседание, Председатель Общественного совета Минтранса России Михаил Блинкин отметил, что в повестке Совета два общественно значимых вопроса. Он особо подчеркнул важность реализации проекта по развитию Восточного полигона. Говоря о мерах по формированию безбарьерной среды М. Блинкин отметил большую проделанную работу, как на федеральном, так и на региональном уровне. «Но в этом вопросе нам предстоит еще много работы», -- заявил он.
В своем выступлении М. Соколов отметил, что руководство страны уделяет особое внимание развитию регионов Сибири и Дальнего Востока, напрямую зависящее от эффективности действующей транспортной системы. «Именно транспортная инфраструктура объединяет Дальний Восток и Сибирь с другими регионами страны, что является необходимым условием территориальной целостности и единства экономического пространства России», - сказал Министр. При этом удельный вес транспортной составляющей в валовом региональном продукте Дальнего Востока составляет 11%, тогда как в среднем по России – около 7%. В Приморском и Хабаровском краях, а также Амурской области этот показатель превышает 14%, в Забайкальском крае он еще выше. По словам Министра, в рамках Транспортной стратегии РФ, Государственной программы «Развитие транспортной системы», а также целого ряда федеральных целевых программ предусмотрен значительный комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока.
С докладом по вопросу развития транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока выступил А. Цыденов. Он отметил, что основными транспортными маршрутами на территории Сибири и Дальнего Востока являются Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали, объединенные понятием Восточный полигон. Потенциал развития грузовой базы железнодорожного транспорта на Восточном полигоне в наибольшей степени связан с наращиванием транспортно-экономических связей со странами АТР, увеличением объемов международного транзита, реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов в горнодобывающей отрасли в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
Наибольший прирост объемов грузов будет обеспечен за счет реализации проектов по добыче полезных ископаемых. На сегодняшний день общая протяженность участков Восточного полигона с дефицитом пропускной способности составила более 3 тыс. км. При условии освоения перспективных объемов перевозок общая протяженность «лимитирующих участков» на полигоне резко возрастет и составит к 2020 году более 8 тыс. км. Ожидаемое увеличение объемов грузовых перевозок приведет к появлению участков с дефицитом пропускной способности практически на всем протяжении БАМа и на значительной части Транссиба. Наибольший дефицит в пропускной способности появится на однопутных участках БАМа. Внутри полигона многие направления будут характеризоваться высокими темпами прироста грузонапряженности.
А. Цыденов отметил, что основные мероприятия по развитию Восточного полигона вошли в проект реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей на период 2013-2017 гг., разработанный ОАО «РЖД». Реализация программы предусматривает два этапа. На первом этапе предполагается выполнить мероприятия по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры восточной части БАМа (участки Тында - Комсомольск-на-Амуре и Волочаевка - Комсомольск). Второй этап включает в себя мероприятия по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры западной части БАМа (участок Тайшет — Тында — Бамовская) и восточной части Транссиба (участок Тайшет — Карымская — Бамовская — Находка).
Ожидается, что выполнение программы позволит сократить до минимума участки с дефицитом пропускной способности и увеличить пропускную способность Восточного полигона на 55 млн. тонн грузов в год.
Общая потребность в инвестициях по данной программе составляет более 562 млрд. руб. Более 302 млрд. руб. планируется выделить из инвестиционного бюджета ОАО «РЖД», остальные средства (260,2 млрд. руб.) приходятся на бюджетные и внебюджетные источники.
По словам А. Цыденова, расширение пропускных способностей Восточного полигона должно сопровождаться увеличением перегрузочных мощностей морских портов Дальнего Востока. Он также подчеркнул, что перспективы экономического развития Сибири и Дальнего Востока связаны не только с развитием железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. «Здесь сосредоточен значительный транспортный потенциал, связанный с крупнейшими водными артериями, кроме того, социально-экономическое развитие территорий Сибири и Дальнего Востока невозможно представить без развития авиации», - сказал А. Цыденов. По его словам, Транспортной стратегией РФ на период до 2030 г. предусмотрено комплексное развитие транспортной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, а также создание условий для обеспечения жителей этих регионов доступными и качественными транспортными услугами.
Отвечая на вопрос председателя Общественного совета Михаила Блинкина о том, насколько уверенно можно говорить о цифрах в 562 млрд. руб. на реализацию программы развития Восточного полигона, А. Цыденов сказал, что с точки зрения Минтранса эти суммы являются приоритетными и должны быть выделены в полном объеме. В этой связи М. Блинкин озвучил как позицию Общественного совета, что «урезание этих программ – это не вопрос интересов Минтранса, это вопрос интересов национальной экономики».
При обсуждении вопроса доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных категорий граждан, в том числе формировании безбарьерной среды на транспорте, Министр отметил, что эти вопросы являются для Министерства важными и приоритетными. «Маломобильные граждане не должны испытывать трудности в транспортном обслуживании. В нашей стране, как на федеральном, так и на региональном уровнях проводится значительная работа в этом направлении. В 2012 году Российская Федерация ратифицировала международную Конвенцию о правах инвалидов, что дало начало большой и планомерной работе по обеспечению реализации ее положений в нашей стране», - сказал М. Соколов.
С информацией о проводимой работе в сфере регулирования доступности транспортных услуг и объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения выступила вице-президент группы компаний «Транспортная интеграция» Светлана Воронцова. Она отметила, что основной целью программы «Доступная среда» является формирование к 2016 г. условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
В настоящее время в Российской Федерации около 13 млн. граждан относятся к инвалидам, около 37 млн. человек - к маломобильным группам населения (малолетние дети, пожилые люди, беременные женщины и т.д.), что суммарно составляет около трети от общей численности населения Российской Федерации. Особая проблема — это дети-инвалиды, которых в России свыше 600 тыс.
С. Воронцова подробно остановилась на конкретных мерах, которые реализует Минтранс России по формированию доступной транспортной среды для инвалидов. Для мониторинга мероприятий государственной программы «Доступная среда» в части транспортного обслуживания инвалидов Росстат на основании предложений Минтранса России внес изменения в систему статистической отчетности, предусмотрев в ней новый показатель «Наличие инвентарного подвижного состава на конец отчетного года, оснащенного устройствами для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями».
Во многих регионах РФ реализуются пилотные проекты по формированию адаптивной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Работы по формированию доступной среды проводятся на различных видах транспорта. В сфере воздушного транспорта разработан стандарт обслуживания пассажиров с инвалидностью. В сфере железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» осуществляет закупки электропоездов, которые обладают повышенной комфортностью и приспособлены для маломобильных групп населения. В части автотранспорта ряд предприятий страны производит подвижной состав для перевозки инвалидов большого, малого класса и микроавтобусов, а также подъемно-транспортного оборудования для оснащения транспортного средства. В части городского электротранспорта разработан модельный ряд троллейбусов с низким уровнем пола, кроме того, выпускаются трамвайные вагоны, адаптированные для инвалидов.
Минтранс России проводит значительную работу по научно-методологическому обеспечению формирования доступной среды для инвалидов на транспорте. В состав Общественного Совета Министерства транспорта РФ включено два представителя общественных организаций инвалидов, что позволяет обеспечить защиту интересов и прав инвалидов в сфере обеспечения доступности и качества пассажирских перевозок для маломобильных групп населения.
В планах Минтранса: разработка стандартов предоставления транспортных услуг для инвалидов; внесение поправок в «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в части увеличения административного наказания в виде штрафа с должностных лиц, не обеспечивших проведение мероприятий по обеспечению транспортной доступности для инвалидов; разработка основных требований к подготовке, аттестации, обучению персонала транспортных предприятий, а также служб, обеспечивающих содержание объектов транспортной инфраструктуры (портов, вокзалов и т.д.), в части обеспечения необходимых услуг для инвалидов и др.
Выступившие представители общественных организаций маломобильных групп населения, отметив высокий уровень работы по организации доступной среды во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, обратили внимание на необходимость проведения системной работы, а не только в рамках отдельных проектов и мероприятий. Предложено чаще привлекать представителей общественных организаций к работе по созданию доступной среды на всех этапах работы. Было высказано предложение о создании площадки, возможно рабочей группы при Общественном совете Минтранса России, которая позволила бы общественным организациям и транспортным предприятиям вырабатывать консолидированную позицию. Обращено внимание на необходимость более детальной подготовки персонала транспортных предприятий по работе с маломобильными группами населения.
В заключение Министр подчеркнул, что обсуждение вопросов повестки заседания Совета носило конструктивный характер. «Мы услышали все те критические замечания, которые были высказаны как в адрес Министерства, так и в адрес транспортных компаний, что нужно еще доработать, улучшив как управленческие технологии, так и решив конкретные вопросы. Мы постараемся принять оперативные решения по всем обозначенным проблемам», - сказал Министр.