Опубликовано 5 Мая 2014
5 мая Министр транспорта РФ Максим Соколов в Ростове-на-Дону провел селекторное совещание по вопросам деятельности региональных и муниципальных дорожных фондов в Дальневосточном федеральном округе (ДФО)
В своем выступлении Министр напомнил, что региональные и муниципальные дорожные фонды созданы для обеспечения развития и приведения в нормативное состояние дорожной сети. По его мнению, фонды оказали положительное влияние на состояние дорожной сети как страны в целом, так и в разрезе каждого субъекта Российской Федерации. «Дорожные фонды также позволяют реализовывать лучшие передовые строительные управленческие технологии, к которым в полном объеме относится государственно-частные партнерство, -- сказал М. Соколов. -- Именно дорожные фонды позволили структурировать проекты строительства дорожных объектов с участием инвесторов".
По его словам, система дорожных фондов дала возможность заключать долгосрочные инвестиционные контракты на комплекс услуг, не только по строительству, но и по проектированию, строительству и эксплуатации автодорог с привлечением софинансирования за счет внебюджетных источников. В конце прошлого года был введен в эксплуатацию обход города Одинцово в Московской области на автомобильной дороге М-1 «Беларусь», заключен контракт по строительству мостового перехода в Удмуртии, в Приволжском федеральном округе, и это тоже один из успешных примеров государственно-частного партнерства в дорожной отрасли.
С основным докладом на совещании выступил заместитель Министра транспорта РФ Олег Белозеров. Он отметил, что создание системы дорожных фондов не является самоцелью. Кроме увеличения расходов на финансирование дорожного хозяйства, дорожные фонды должны обеспечить достижение определенных конкретных результатов: улучшение состояния имеющейся дорожной сети и дальнейшее ее развитие.
По словам замминистра, за три последних года объемы средств на дорожное хозяйство, а следовательно и расходы на региональную и местную дорожную сеть, возросли более чем в два раза и составили в 2013 году более 650 млрд. рублей. С учетом этого Президентом Российской Федерации в 2012 г. была поставлена задача удвоения в 2013-2022 годах объемов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования по сравнению с предыдущим десятилетием.
В части региональных или межмуниципальных и местных дорог в соответствии с данными, полученными от регионов по результатам совещания, проведенного в г. Москве в марте 2013 г., увеличение объемов строительства и реконструкции по России в целом обеспечивалось только в 1,5 раза. Вместе с тем, отметил О. Белозеров, в Дальневосточном федеральном округе предусматривалось увеличение с 1,8 тыс. км в 2003-2012 годах до 4,4 тыс. км в 2013-2022 годах, то есть более чем в 2 раза. По его словам, ситуация, складывающаяся с выполнением поручения Президента РФ по удвоению объемов строительства и реконструкции автодорог, в округе неоднозначная. В 2013 году в ДФО введено в эксплуатацию 220 км автодорог, что ниже уровня 2012 года. На 2014-2016 годы по данным регионов, прогнозируется ввод соответственно 388, 190 и 220 километров. То есть в целом по округу, в 2014-2016 годах планируется снижение ежегодных темпов ввода, что не обеспечивает выполнение Поручения Президента РФ.
В Республике Саха (Якутия) в 2014-2016 годах планируется обеспечение ежегодного ввода более 60 км, что при сохранении набранного темпа позволит за десятилетие удвоить объем ввода до 670 км.
В Амурской области в 2016 году планируется выйти на ввод 48 км (задача – 220 км за 2013-2022 годы), в Чукотском автономном округе – на 40 км (задача – 306 км).
По мнению О. Белозерова, при более тесной работе региональных органов управления дорожным хозяйством с муниципальными образованиями, организации планирования и контроля за уровнем ввода местных дорог задача удвоения ввода может быть выполнена в Хабаровском крае и Сахалинской области. Именно в этих регионах в 2015-2016 годах идет резкое падение объемов вводов по сравнению с планом 2014 г.
В Камчатском и Приморском краях, Магаданской и Еврейской автономной областях Поручение Президента Российской Федерации может быть не выполнено.
Одной из главных причин этого замминистра назвал необходимость сохранения существующей дорожной сети, соответствующее увеличение расходов региональных дорожных фондов на ремонт и содержание дорожной сети и их недостаток на строительство и реконструкцию. При этом О. Белозеров призвал не забывать, что уровень финансового обеспечения отрасли удвоился. Он подчеркнул, что плотность дорожной сети на Дальнем Востоке значительно ниже, чем в Европейской части России и в Сибири, поэтому задача удвоения объемов ее строительства и реконструкции именно для Дальневосточного округа должна являться приоритетной.
В Камчатском крае при введенных в 2003-2012 годах 272 км дорог и необходимых для удвоения 544 км планируемый на 2013-2016 годы ввод дорог составляет лишь 91 км или 17%.
В Магаданской области при введенных в 2003-2012 годах 63 км и необходимых для удвоения 126 км планируемый на 2013-2016 годы ввод дорог составляет лишь 31 км или 25%. На 2014 и 2015 годы предусматривается ввод соответственно 5 км и 7 км. На 2016 год ввод дорог в эксплуатацию не планируется.
В Еврейской автономной области при введенных в эксплуатацию в 2003-2012 годах 95 км и необходимых для удвоения ввода 190 км, на 2013-2016 годы запланирован ввод 29 км или 15%, в том числе на 2014-2016 годы – 4,3 км.
В Приморском крае при введенных в эксплуатацию в 2003-2012 годах 180 км и необходимых для удвоения ввода 360 км, в 2013-2017 годах (за 5 лет) планируется ввод только 90 км, или 25%.
О. Белозеров обратил внимание участников совещания необходимость наличия у муниципальных образований собственных источников наполнения муниципальных дорожных фондов. Одним из них может стать часть земельного налога. Замминистра напомнил, что этот налог был источником образования территориальных дорожных фондов первого поколения в 90-х годах. В настоящее время принято решение об увеличении ставок налога и их зависимости от стоимости земельных участков. При этом стоимость земли значительно возрастет при наличии автотранспортной связи. Поэтому было бы логичным направлять часть земельного налога на содержание, ремонт и развитие муниципальной дорожной сети.
Учитывая, что число муниципальных образований на территориях субъектов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, колеблется от 21 до 445 и в среднем составляет около 200 единиц, вопросы управления средствами фондов и проектами становятся крайне важными. В связи с недостатком в муниципальных образованиях необходимого количества квалифицированных специалистов и в целях недопущения «разбухания» управленческих структур, необходимо определить, что обязательными функциями муниципального образования должны являться, как правило, только функции по учету доходов и расходов муниципальных дорожных фондов, а также обеспечение содержания муниципальной дорожной сети. Вопросы ремонта, реконструкции и развития местных автодорог могут быть переданы на аутсорсинг органам управления дорожным хозяйством субъекта Российской Федерации, считает О. Белозеров. Он призвал участников совещания обеспечить необходимый уровень взаимодействия и системы обмена информацией в цепочке «федеральный центр – федеральный округ – субъект Российской Федерации – муниципальное образование».