
Опубликовано 24 Апреля 2014
24 апреля состоялся брифинг заместителей Министра транспорта РФ Николая Асаула и Валерия Окулова, Директора Департамента госполитики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслава Петренко, посвященный организации проезда в Крым различными видами транспорта
Н. Асаул сообщил, что с 28 апреля начнется продажа единого транспортного билета в Крым. Теперь пассажирам, купившим билет в Крым в железнодорожной кассе, не нужно будет беспокоиться о расписании других видов транспорта. «С 1 мая, приобретая железнодорожную составляющую до Краснодара или Анапы, пассажир гарантированно пересядет на автобус и доедет до порта, где пересядет на паром. После паромного путешествия пассажира также будет ждать автобус, который довезет непосредственно до места отдыха в Крыму», -- сказал замминистра. По его словам, все маршруты будут состыкованы и время пересадки с одного вида транспорта на другой будет минимальным.
Уже рассчитаны тарифы на 7 населенных пунктов: Симферополь, Севастополь, Евпатория, Ялта, Феодосия, Судак и Керчь. Попасть в эти города можно будет из Анапы и Краснодара. Это также сделано для удобства пассажиров, поскольку часть поездов следует только до Краснодара, а часть транзитом идет на Анапу. Основной вид транспорта для переправы - паром, который следует из порта Кавказ в порт Крым. Для больших групп пассажиров будет использоваться катамаран, вместимостью 300 человек. По словам Н. Асаула, этот скоростной катамаран будет курсировать из Анапы и порта Крым в Керчь, что позволит сократить время в пути.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: Какие будут тарифы на этих направлениях?
Н. Асаул: Из Анапы в Симферополь – 350 рублей, Севастополь – 430, Евпатория – 420, Ялта, Феодосия, Судак – 350, до Керчи можно будет доехать за 150 рублей. «Плечо» из Краснодара длиннее, поэтому и стоимость выше: Симферополь – 750 рублей, Севастополь – 830, Евпатория – 820, Ялта – 250, Феодосия, Судак – 750, Керчь - 250 рублей. Эти тарифы рассчитаны с учетом того, чтобы сумма проезда на поезде до Анапы или Краснодара плюс единый билет «автобус-паром-автобус» до места отдыха была не выше, чем стоимость прямого железнодорожного сообщения до этих населенных пунктов.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: Это будет один бланк?
Н. Асаул: Покупая в железнодорожной кассе билет в любой из указанных крымских городов пассажир получит два бланка – железнодорожный бланк до Анапы или Краснодара, и так называемый посадочный талон до одного из семи населенных пунктов в Крыму или Севастополе. Преимущество этого продукта в том, что маршруты будут состыкованы – автобус будет ждать поезд, паром - автобус, на выходе, на том берегу будет, автобус будет ждать паром, в соответствии с количеством проданных билетов. Ситуация, когда вы приехали, а на пароме или в автобусе нет мест - исключена. Продавая билет мы берем ответственность за доставку до конечной точки.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Стоимость железнодорожного билета будет снижаться или субсидироваться, или она останется прежней?
Н. Асаул: Железнодорожный тариф останется таким же, как и раньше. Будут действовать специальные тарифы на купейные и плацкартные вагоны, которые были в предыдущий сезон. Здесь никаких изменений нет. Это достаточная стоимость с учетом субсидируемого посадочного талона до места назначения в Крыму.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: НДС отменили на авиарейсы в Крым …
В. Окулов: Конечно, ведь сейчас основная нагрузка по перевозке в Крым приходится на воздушный транспорт. Ежедневно выполняется от 9 до 11 рейсов из Москвы и один ежедневный рейс из Санкт- Петербурга в Симферополь. Дополнительные рейсы из регионов уже заявлены в расписание. Это рейсы из Ростова на Дону, планируется выполнять рейсы из Минеральных вод и Краснодара. Загрузка рейсов очень высокая – под 100%. Пока она имеет односторонний характер, в сторону Крыма, но, безусловно, на майские праздники она будет высокая и двухсторонняя.
Мы проводим работу с авиакомпаниями, чтобы они увеличивали частоту перевозок и давали большие емкости, и это дает уже свои результаты. В частности, «Аэрофлот», помимо аэробусов А320 и А321 выставляет самолет большей емкости - А330. Планируют увеличивать емкости и другие авиакомпании. Всего же в мае будет выполняться порядка 14 - 15 ежедневных рейсов из Москвы в Крым, 16 -18 рейсов - в июне.
Востребованность полетов оказалась больше, нежели мы предполагали. Мы рассчитывали, что выполнение прямых рейсов снимет нагрузку с московского транспортного узла, сделает более удобной доставку пассажиров из региональных аэропортов в Симферополь. Такая программа нами разработана, причем она выстроена таким образом, что полет из Самары или из Нижнего Новгорода в Симферополь будет значительно дешевле, нежели полет через Москву.
Довольно непросто получается выполнение полетов из Калининграда в Симферополь, поэтому мы предусматриваем возможность сквозного тарифа. Сначала до Москвы, потом уже из Москвы до Симферополя, при этом сквозной тариф будет значительно меньше, нежели сумма двух тарифов Калининград-Москва-Москва-Симферополь. В целом, программа по региональным перевозкам согласована министерствами и направлена в Правительство Российской Федерации. Конечно, нам надо ее запускать с началом активного сезона отдыха, то есть с 1 июня – на это мы и настроены.
Василий Маринин, агентство «Интерфакс»: Поясните технически про билет. Как это будет?
Н. Асаул: Пассажиру выдают два билета в кассе РЖД. Пассажир говорит, что ему нужен билет до Севастополя. Ему продают два билета. До Краснодара или Анапы, в зависимости от того, какой поезд ему удобней с точки зрения расписания, и второй – посадочный талон от Краснодара или Анапы до Севастополя. Этот посадочный талон подразумевает движение на автобусе от Краснодара до порта Кавказ, далее паром и автобусом.
Василий Маринин, агентство «Интерфакс»: Как долго пассажир будет ждать автобус, приехав на вокзал? В случае нештатной ситуации куда может обратиться пассажир?
Н. Асаул: Организатором нового продукта является АНО «Единая транспортная дирекция», она организована путем реорганизации «Транспортной дирекции олимпийских игр». Эта организация разрабатывает расписание, обеспечивает стыковку различных видов транспорта, заботится о комфорте пассажиров на всем пути. Что касается времени ожидания при пересадки с одного вида транспорта на другой, то оно будет минимально. Это время не фиксированное, и по аналогии с заказной перевозкой отправление будет осуществляться по готовности. Пассажиры вышли из вагонов, погрузились в автобус, который тут же отправляется, не ожидая дополнительной отмашки.
Мы рассчитываем на вовлеченность крымских автобусов, нет смысла перевозить автобусы в пароме, это дополнительное время. Необходимо использовать потенциал местных перевозчиков. Поэтому время ожидания будет минимальным, ответственность за пассажира несет транспортная дирекция. Пассажир обращается, в случае наличия каких-то претензий к тому, кто продал ему этот билет, то есть в кассу РЖД. А РЖД будет перенаправлять эти требования и претензии в адрес транспортной дирекции, которая будет решать проблему с автобусным или паромным перевозчиком.
Виталий Агеев, «Известия»: Валерий Михайлович, Вы правильно отметили, спрос на воздушные перевозки в Крым уже достиг 100%. Некоторые региональные перевозчики не могут сформулировать для Росавиации свою позицию о тарифах и условиях, по которым они могли бы работать, поскольку правила субсидирования в начале этой недели Минтранс направил в Правительство РФ. В этой связи вопрос: когда можно ожидать утверждения этих правил Правительством, когда перевозчики смогут определиться со своими тарифами?
В. Окулов: Перевозчикам не нужно определяться со своими тарифами, поскольку правилами они уже будут предусмотрены. Эти тарифы получаются значительно ниже, чем полет через Москву.
Складывается непростая ситуация с выпуском этого Постановления, поскольку должен быть определен вопрос по источнику финансирования. Мы запрашиваем небольшой бюджет на субсидирование перевозок. Его размер - 680 млн. руб. Сама программа субсидирования рассчитана на 4 «отдыхательных» месяца - июня до сентября включительно. Мы рассчитываем, что такая программа должна заработать с июня.
Виталий Агеев, «Известия»: Эта программа будет дополнением к той региональной, которая уже действует, или это будет отдельное Постановление Правительства?
В. Окулов: Это отдельная программа для Крыма.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Правильно ли я понимаю, что в железнодорожных перевозках, которые будут идти до Анапы никакие субсидии не планируются железнодорожному транспорту. Никаких снижений тарифов специально не будет?
Н. Асаул: Никаких изменений в тарифе на железнодорожную часть маршрута не предусматривается. Мы максимально стараемся сделать доступным маршрут от Краснодара или Анапы до места отдыха в Крыму с тем, чтобы прировнять его к тарифу, который действовал в прошлом году – прямой тариф через материковую часть.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: При таком количестве пересадок какие-то бытовые удобства для пассажиров учтены?
Н. Асаул: Валерий Михайлович правильно отметил, что самый удобный и быстрый вид транспорта – авиация. Сейчас «Аэрофлот» предлагает 7 500 рублей за билет в оба конца, это в два раза дешевле, чем Турция. Поэтому с авиацией сравниться в этой части довольно сложно. Конечно, пересадки занимают и время и доставляют определенные неудобства, особенно если у вас есть багаж. Но дирекция постарается максимально сгладить этот дискомфорт, будет максимально удобно составлено расписание, чтобы снизить время ожидания. Естественно, будут напитки и легкие закуски.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: От аэропорта до города троллейбусом - 10 километров. От аэропорта тоже будут какие-то трансферы организованы?
Н. Асаул: Вы правильно отметили развитую систему общественного транспорта, он очень доступный по цене. Троллейбус ходит до аэропорта, правда с заходом на железнодорожный вокзал. Сейчас мы работаем над тем, чтобы немножко срезать этот маршрут, не заходить в центр города и сэкономить время в пути.
Вообще у нас большие планы на модернизацию общественного транспорта республики Крым и Севастополя. Намерены использовать лизинговые схемы с льготными условиями: 0% – первый взнос, 7,9% - годовых для газомоторного транспорта, трамваев и троллейбусов. Мы уже приблизительно посчитали параметры этой программы. Нужны порядка 720 единиц, работающих на газомоторном топливе, и порядка 150 единиц электрического транспорта. Они крайне необходимы Крыму и Севастополю. В настоящий момент эти маршруты работают. Туристические компании, продавая продукт, в комплекте организовывают трансфер. Это будут как местные перевозчики, так и любые другие. Сейчас большой спрос на открытие новых регулярных автобусных маршрутов. Сегодня уже ходит 14 маршрутов через паром, они отличаются неплохой загрузкой. В Минтрансе еженедельно работает комиссия с участием органов власти субъектов Севастополя, Крыма и других регионов, которые хотят запустить эти маршруты, мы регулярно рассматриваем новые обращения.
Юния Полякова, агентство «ИТАР-ТАСС»: Вопрос по перелетам из Калининграда. За счет чего сквозной маршрут Калининград – Москва, Москва – Симферополь будет дешевле, чем двойной билет, за счет субсидирования? И вопрос по паромам. Сколько сейчас паромов курсирует через пролив, нужны ли дополнительные паромы?
В. Окулов: Действительно это будет стыковочный транзитный рейс через Москву. Расписание выстраиваем таким образом, чтобы была удобная стыковка 1,5 – 2 часа, чтобы пассажиры недолго находились в аэропорту.
Н. Асаул: Сегодня у нас ходит 4 парома, которые перевозят пассажиров, легковые и грузовые автомобили. И 2 парома железнодорожных, которые работают на перевозке вагонов. В настоящее время осуществляется 28 рейсов между портом Кавказ и портом Крым. Мы чувствуем, что потребность больше, особенно в части перевозки транспортных средств. Планируем к середине мая поставить еще один крупный паром, который будет перевозить не менее 35 автомобилей и большое количество пассажиров. Мы увеличим практически вдвое количество рейсов за счет новых мощностей, распределения потоков.
Следует выделять отдельные направления, отдельные полосы для легкового транспорта и для грузовиков, для крупных партий грузов. Сейчас такую работу ведет Единая транспортная дирекция. Она заключает договора, готовит планы. Сейчас, например, стоят в очереди частные автолюбители, и вдруг приезжает большая партия однородного груза, владелец которой имеет договор с собственником парома. Собственник договора, разумеется, выполняет законтрактованные обязательства, в первую очередь, поскольку он уже получил за них оплату. К сожалению, неорганизованным пассажирам иногда приходится ждать.
Сейчас стоит задача эти потоки развести, что была линия для регулярных автобусных маршрутов (состыкованных с железной дорогой), пассажиры которых воспользовались единым билетом, линия для частных автовладельцев и линия для крупных грузоотправителей и грузополучателей, для которых, скорее всего, будут выделяться отдельные причалы. Это нужно для того, чтобы эти потоки не пересекались и эти резкие одномоментные пиковые вывозы груза не влияли на обычный поток обычных граждан, не заставляли их ждать лишнее время.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Вячеслав Александрович, вопрос по поводу железнодорожных тарифов. Есть какие-то проблемы с тем, что раньше действовали тарифы, которые были на Украине, а сейчас получается, что там действуют российские тарифы на грузовые и пассажирские перевозки. Каким образом сейчас будут действовать тарифы?
В. Петренко: Сейчас Крымская железная дорога перенесена в реестр субъектов естественных монополий, поэтому она вправе устанавливать самостоятельно тарифы на грузовые перевозки. И они установили их примерно на том уровне, который был в предыдущий период. После внесения в реестр на дорогу будут распространяться регулируемые тарифы, и далее, по мере окончания переходного периода, будет формироваться система тарифов, соответствующая той, которая действует на Российских железных дорогах.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Когда планируется включить ее в реестр?
В. Петренко: Это вопросы Федеральной службы по тарифам. Они лучше это прокомментируют.
Татьяна Шадрина, «Российская газета»: Будут ли открывать еще одну линию катамарана?
Н. Асаул: Катамаран мы протестировали, он полностью готов к запуску. Есть причальные мощности, суда полностью готовы, укомплектованы экипажем. Мы начинаем продажу с 28 апреля, 1 мая уже можно будет проехать по этому маршруту. В первую очередь, мы начнем использовать паромное сообщение, поскольку количество проданных билетов прогнозировать пока сложно. Информация в СМИ подтолкнет потенциальных клиентов. Мы будем смотреть по загрузке, потому что паром наполняется и другими потоками пассажиров, и, естественно, он будет ходить с пассажирами. Как только мы выйдем на большой поток заказов именно организованных групп с тем, чтобы 300-местный катамаран был заполнен, он, соответственно, будет вовлечен в эту транспортную схему. Тарифы на него рассчитаны, соответственно, как только откроется туристический сезон в Анапе, оттуда пойдет дополнительный поток. Возможны туры 1, 2-х, 3-х-дневные, когда человек отдыхает в Анапе и хочет посетить Южный берег Крыма с туристическими целями. Не менее 2-х, а может быть и 3-х катамаранов в этом сезоне будут задействованы на маршруте из Анапы в Керчь. Есть также другие направления, где может быть использована такая скоростная техника. Точная дата его запуска будет определяться фактическим пассажиропотоком. Сейчас пройдут первые продажи, хотя бы неделя. Мы соберем статистику вместе с РЖД, и уже будем в соответствии с потоком запускать те размеры судов, которые будут экономически целесообразны.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Валерий Михайлович, у меня вопрос по поводу авиакомпании Red Wings, по которой обсуждалась идея, что компания будет базовым авиаперевозчиком в Крыму. Уже решен окончательно этот вопрос?
В. Окулов: Действительно, такое предложение поступило от компании Red Wings. Симферополь и Крым отличает очень высокая сезонность спроса, и, соответственно, перевозок. Базировать компанию, может быть, имеет смысл в высокий сезон, с тем, чтобы выполнять полеты не только в Москву, но и по регионам. Аэропорт базирования выбирает сама компания в зависимости от тех условий, которые представляет базовый аэропорт. У нас нет никаких ограничений по полетам по «треугольникам»: прилетел в Симферополь, из Симферополя улетел в Архангельск, из Архангельска вернулся в Симферополь, улетел в Пермь, и так далее. Red Wings выполняет рейсы из Москвы в Симферополь, пока еще не ежедневно, но есть планы по увеличению частоты полетов в Симферополь.
Надежда Фролова, агентство «Прайм»: Если против российских авиакомпаний будут введены какие-то санкции со стороны Европейского союза, будут ли российские власти ограничивать иностранным авиакомпаниям перелеты по транссибу?
В. Окулов: В авиации очень простой принцип выполнения международных перевозок, все построено на паритете. Все коммерческие права являются зеркальными, как в отношении иностранных, так и в отношении российских перевозчиков. И если коммерческие права российских перевозчиков каким-либо образом ущемляются, сокращаются, то адекватно сокращаются и коммерческие права иностранных перевозчиков в соответствии с принципом паритета.
Юния Полякова, агентство «ИТАР-ТАСС»: Когда аэропорт Симферополя начнет принимать международные рейсы? Есть ли иностранные компании, которые проявляют интерес к перелетам в этот аэропорт? Какова ситуация с ИКАО?
В. Окулов: На летнее расписание заявку на выполнение полетов подала узбекская авиакомпания, но пока они отложили выполнение этих полетов. Инфраструктура в аэропорту Симферополь для международных рейсов как была, так и существует сейчас. Смена миграционных властей, которая предусмотрена российским законодательством, уже реализована. Препятствий для выполнения международных полетов в аэропорт Симферополь нет.
В отношении переговоров на площадке ИКАО. Такие переговоры проведены как в штаб-квартире в Монреале, так и в региональном европейском бюро ИКАО. Причем в европейском бюро ИКАО мы встречались вместе с нашими коллегами из украинских авиационных властей, где рассматривался вопрос обслуживания воздушного движения в районе полетной информации Симферополя. На настоящий момент по линии Евроконтроля выданы рекомендации авиакомпаниям воздержаться от выполнения полетов в этом районе полетной информации. Обходные маршруты идут как севером, так и югом, причем трафик довольно плотный, более 450 рейсов в сутки. Мы рассчитываем найти взаимопонимание с нашими коллегами из авиационной администрации Украины и выйти с совместным предложением на площадку регионального бюро ИКАО по пересмотру границ района полетной информации Симферополя.
Виталий Агеев, газета «Известия»: Валерий Михайлович, понятно, что большой сезон в Симферополе закончится, но жизнь для Крыма не останавливается. Некоторые компании уменьшат количество полетов, некоторые вообще откажутся от выполнения полетов до следующей весны, майских праздников. В этой связи вопрос крепкого базового аэропорта. Чья это забота - властей Крыма или «неприземленной» авиакомпании Red Wings, которая желает обрести второе дыхание?
В. Окулов: Сезонность характерна для всех курортных аэропортов, будь то Симферополь, Сочи, Анапа или Геленджик. Примеры можно продолжать по всем курортным аэропортам Греции, Черногории, Хорватии, та же Анталия. Ничего драматического в этом нет, это совершенно естественная процедура для авиационного бизнеса. У нас нет никаких нормативных ограничений по выбору аэропорта базирования для авиакомпаний, нет никаких нормативных ограничений по выполнению полетов на внутренних линиях, а Крым уже является внутренней линией. Поэтому, если Red Wings и любая другая авиакомпания сочтет полезным, нужным и выгодным базироваться в Симферополе, ограничений для этого не будет.