Опубликовано 31 Марта 2014
ВЦИОМ провел социологическое исследование, в ходе которого оценивалось качество общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации Плана деятельности Министерства транспорта России на 2013-2018 гг. в I квартале 2014 г., а также информированность населения о деятельности Министерства транспорта РФ
В рамках социологического исследования ВЦИОМ, направленного на оценку качества проведенного общественного обсуждения и экспертного сопровождения реализации Плана деятельности Минтранса России, проводились следующие виды измерений:
- анкетирование экспертов по утвержденной форме самообследования федеральных органов исполнительной власти.
- всероссийский опрос по выборке, репрезентирующей население РФ по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.
В инструментарии исследования (опросные листы) была учтена специфика деятельности Министерства транспорта РФ, основных задач и текущих проектов.
Основные результаты самообследования
В рамках процедуры самообследования было опрошено 46 ‘экспертов, в число которых вошли граждане Российской Федерации, юридические лица - получатели транспортных услуг; эксперты - сотрудники Министерства, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств и организаций,; члены рабочих и экспертных групп, работающие над разработкой и реализацией целей и направлений Плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 гг.; представители общественных объединений и отраслевых союзов в сфере транспорта, а также эксперты научных кругов, и иные заинтересованные лица.
Опросный лист составлен с использованием Методики (Концепции) оценки эффективности общественных обсуждений и экспертного сопровождения реализации планов деятельности ФОИВ, одобренной протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 28 ноября 2013 г. № 8.
Все участники исследования указали, что деятельность Минтранса России получает освещение в СМИ, в том числе более половины опрошенных (24 эксперта или 52%) отметили, что деятельность Минтранса освещается активно.
Что касается оценки эффективности освещения деятельности по реализации Плана Минтранса России на 2013-2018 гг., мнения также разделились: треть опрошенных (16 экспертов или 35%) считают освещение деятельности достаточно эффективным, однако большинство экспертов склоняется к мнению, что существуют возможности повышения эффективности освещения деятельности Минтранса по реализации Плана (26 экспертов или 57% выбрали вариант «частично эффективно»).
Эксперты положительно оценили доступность предоставляемой информации о работе Минтранса – неудовлетворительную оценку поставили только 2 участника исследования, в то время как 27 и 17 респондентов (59% и 37%) соответственно ставят оценки «удовлетворительно» и «хорошо».
Абсолютное большинство опрошенных отметило наличие полной или частичной информации о таких аспектах как проведение экспертных слушаний и возможности попасть в число участников общественных и экспертных слушаний. Только 2 эксперта из 46 в ходе опроса впервые услышали о возможности принять участие в общественных и экспертных обсуждениях по различным вопросам реализации Плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 гг. Практически все эксперты (44 опрошенных) получают информацию о планируемых экспертных слушаниях или других возможностях высказать свое отношение к различным законодательным инициативам, планируемым управленческим решениям, касающимся реализации Плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 гг. При этом чуть меньше половины их них (20 экспертов) оценивают эту информацию как неполную, что указывает на наличие запроса на расширение информирования.
Большинство респондентов отметили также, что принять участие в экспертных слушаниях достаточно легко, и у большинства из опрошенных была возможность полностью либо частично высказать собственное мнение или внести предложения на экспертных слушаниях. Только 5 экспертов из 46 участников обследования заявили о том, что попасть в число экспертов или высказать свою позицию сложно.
Эксперты высоко оценили уровень и качество общественных и экспертных обсуждений реализации Плана деятельности Минтранса России: 17 экспертов (37%) поставили высший балл, 27 – удовлетворительную оценку (59%) и только 2 эксперта (5%) дали отрицательный отзыв.
Эксперты практически единодушны (за исключением только одного респондента) в том, что результаты общественных и экспертных обсуждений в той или иной мере учитываются в деятельности по реализации плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 гг.: 31 эксперт (68%) считает, что результаты обсуждений учитываются частично, 13 экспертов (29%) – что учитываются полностью.
Эксперты положительно оценили адекватность мер, принимаемых Минтрансом России для достижения заявленных целей: оценку «хорошо» поставили 19 экспертов (42%), а «удовлетворительно» – 23 эксперта (49%).
Так, лучше всего оценивается деятельности Министерства транспорта в работе по транспортному обеспечению крупных спортивно-массовых мероприятий международного уровня. Следует провести аналогию и с ответами респондентов в массовом общероссийской опросе – лучше всего информированы опрошенные были именно о деятельности Минтранса в рамках строительства транспортной инфраструктуры для прошедших мероприятий мирового уровня – Олимпиады и Универсиады.
Вместе с тем хуже оценили опрошенные деятельность Министерства транспорта РФ в развитии региональной авиации, а также в повышении заработной платы педагогических работников общего, среднего профессионального и высшего образования, научных сотрудников, врачей и работников культуры, подведомственных федеральным агентствам – Росавиации, Росморречфлоту, Роавтодору и Росжелдору.
Диаграмма 1
«Как бы Вы оценили эффективность деятельности Минтранса России по реализации целей Плана деятельности Минтранса России на 2013-2018 гг.?» (в % от числа опрошенных)
Большинство опрошенных удовлетворены работой Министерства транспорта России, полностью (29%) или частично (67%).
Диаграмма 2
«Насколько Вы в целом удовлетворены работой Минтранса России (Росавиации, Росморречфлота, Росавтодора, Росжелдора) по достижению каждой из целей?» (в % от числа опрошенных)
На вопрос о понимании деятельности Минтранса по достижению указанных целей, большинство опрошенных ответили положительно. Тем не менее, половина опрошенных понимает деятельность Минтранса лишь частично или (в единичных случаях) не понимает ее вообще. Подобные данные подчеркивают актуальность вовлечения экспертного сообщества в обсуждение деятельности Минтранса России.
Диаграмма 3
«Всегда ли Вы понимаете или нет, что именно делает Минтранс России, в том числе подведомственные ему федеральные агентства, для достижения следующих целей?» (в % от числа опрошенных)
Результаты общероссийского опроса
Для изучения мнения населения РФ, в анкету всероссийского опроса ВЦИОМ были включены 11 вопросов, направленные на выявление информированности населения о деятельности Министерства транспорта РФ и получение оценок качества его работы. Выборка всероссийского исследования составляет 1600 человек, репрезентирует население по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Опрос проведен в 130 населённых пунктах в 42 регионах России, ошибка выборки не превышает 3,4%.
Данные исследования показали, что практически все россияне регулярно пользуются тем или иным транспортом (98%). Две трети населения страны (67%) регулярно пользуются наземным городским общественным транспортом (автобусом, троллейбусом, трамваем), каждый второй (50%) является постоянным пользователем маршрутного такси, каждый третий водит личный автомобиль (35%).
Многие являются регулярными пассажирами междугороднего транспорта. Так, четверть опрошенных (24%) отметили, что регулярно пользуются пригородными / междугородними автобусами, 15-16% респондентов назвали такие виды транспорта как поезд и электричка. Виды транспорта, используемые населением наименее регулярно – это самолет (6%) и речной / морской транспорт (2%)
Таблица 1
«Пожалуйста, отметьте все виды транспорта, которыми Вы пользуетесь регулярно» (в % от числа опрошенных)
Известно, что информированность населения о работе властных структур зависит не только от наличия в СМИ соответствующей информации, но и от наличия у населения интереса к её получению: в случае низкого интереса к информации увеличение её количества не будет приносить желаемого эффекта. В этой связи в рамках исследования задавался вопрос о том, насколько россиянам интересна деятельность министерства транспорта. Как иллюстрирует диаграмма 4, уровень интереса к работе минтранса в обществе достаточно высок: лишь около четверти опрошенных (22%) категорически высказались об отсутствии интереса к такой информации. В то же время половина населения (50%) декларирует наличие интереса к деятельности данного ведомства.
Диаграмма 4
«Вам интересна или не интересна информация о деятельности Министерства транспорта РФ (Минтранса)?» (в % от числа опрошенных)
Несмотря на то, что практически всё население страны регулярно пользуется транспортом, большинство участников исследования (67%) никогда не сталкивались с необходимостью искать информацию о деятельности Министерства транспорта РФ. Данный факт можно рассматривать как косвенный показатель достаточного количества доступной информации.
Практически все, кому приходилось интересоваться работой Минтранса, отмечают, что необходимая информация, в основном, вполне доступна. Не смогли найти нужную информацию 2% опрошенных (что составляет 8% от числа тех, кто ее пытался искать)
Таблица 2
«Доводилось ли Вам искать информацию о работе Министерства транспорта или нет? Если да, то оцените, пожалуйста, легко или трудно Вам было найти информацию о работе Министерства транспорта?» (в % от числа опрошенных)
Задачи и функции Минтранса понятны населению – большинство участников исследования, по собственному заявлению, имеет о них представление (59%), правда, преимущественно, общее. Вместе с тем, более трети опрошенных (39%) декларировали полное отсутствие представления о задачах и функциях Министерства транспорта РФ
Диаграмма 5
«Если говорить в целом, то в какой степени лично Вы знаете, имеете представление о задачах и функциях, возложенных на Министерство транспорта РФ?» (в % от числа опрошенных)
Для того, чтобы выявить истинный уровень информированности населения о задачах Минтранса, респондентам предлагалось выбрать из спектра задач те, которые относятся к его ведению.
Таблица 3 иллюстрирует, что на деле россияне достаточно хорошо представляют, чем занимается Минтранс. Респонденты верно определили ключевые задачи этого ведомства: строительство и ремонт автомобильных (72%) и железных дорог (51%), развитие авиатранспорта (39%) и развитие транспортной инфраструктуры (37%).
Важно отдельно отметить, что более трети опрошенных (36%) отметили в числе ключевых задач Минтранса РФ обеспечение безопасности на транспорте.
Вместе с тем, опрос показал, что в ряде случаев Министерству транспорта приписываются задачи, не входящие в его сферу ответственности. Так, треть опрошенных считает, что одной из задач Минтранса является уборка дорог, примерно каждый четвертый (23%) в качестве предполагаемой задачи отметил вариант «Обучение населения вождению, выдача водительских удостоверений». Некоторые считают, что Минтранс среди прочего занимается страхованием личных автомобилей (18%) и повышением автомобилизации российского населения (14%).
Таблица 3
«Как Вы считаете, какие задачи выполняет Министерство транспорта РФ?» (в % от числа опрошенных)
На вопрос о том, какие направления работы для Министерства транспорта РФ должны быть приоритетными, больше всего респондентов (43%) высказалось за развитие, ремонт и строительство качественных дорог – по сути, одну из ключевых на настоящий момент задач Минтранса. Также достаточно важными россияне считают такие направления деятельности как обеспечение безопасности на транспорте и на дорогах (12%), повышение доступности транспортных услуг и снижение цен на них (10%), а также развитие транспортной инфраструктуры (6%).
Таблица 4
«Какие направления Министерства транспорта должны быть приоритетными? На решении каких задач/проблем надо сосредоточить внимание?» (в % от числа опрошенных)
Помимо выяснения информированности россиян о работе Министерства транспорта, в ходе исследования им предлагалось оценить действующие механизмы обеспечения открытости этого органа власти.
В качестве наиболее важного и эффективного механизма обеспечения открытости Министерства транспорта практически половина опрошенных (47%) выбрали активную работу с референтными группами (пользователи транспорта), выяснение их запросов. Также в качестве наиболее эффективного механизма каждый третий респондент (32%) отметил публичную отчетность о достигнутых результатах. Многие также считают признаком открытости наличие у министерства «горячей линии» (32%).
Далее в рейтинге значимости следуют широкое информирование общественности о деятельности Минтранса, в том числе, через СМИ, а также принятие антикоррупционных мер. Полный рейтинг протестированных механизмов открытости приведен в табл. 5
Помимо принятых 10 механизмов открытости, в него включены такие меры, как возможность получения услуг через интернет, организация встреч с гражданами, возможность записаться на личный прием, организация общественных слушаний, наличие «горячей линии».
Таблица 5
«Министерство транспорта упорно работает над тем, чтобы граждане знали больше о его текущей работе и результатах деятельности. Существуют разные способы сделать работу министерства открытой для населения. Какие из них Вам кажется наиболее важными, эффективными?» (в % от числа опрошенных)
В рейтинге источников, из которых респонденты получают информацию о деятельности Министерства транспорта, первые места занимают телепередачи федеральных (69%), а также городских и областных (38%) каналов. Каждый пятый опрошенный (22%) заявил, что получает информацию из материалов, размещенных на официальном сайте Минтранса РФ, 18% респондентов отметили, что также получают информацию из аудиосообщений на транспорте. Существенно реже респонденты узнают о работе Минтранса из печатных СМИ и листовок на транспорте.
Рейтинг запроса на источники информации о работе Министерства транспорта представлен схожим образом – больше всего респонденты хотят получать данную информацию из телепередач федеральных (56%), городских и областных (28%) телевизионных каналов, а также из аудиосообщений на транспорте (23%).
Диаграмма 6
«Откуда, из каких источников Вы узнаете о деятельности Министерства транспорта? А из каких источников Вы хотели бы получать информацию о работе Министерства транспорта, но не получаете сейчас?» (в % от числа опрошенных)
Наибольшую осведомленность респонденты декларировали относительно проектов Министерства транспорта, связанных с проведением в России глобальных мегасобытий – Олимпиады в Сочи (78%) и Универсиады в Казани (52%). Большинство населения информировано о таких инфраструктурных проектах как развитие высокоскоростного дорожного движения (62%) и сети платных дорог (59%).
Более трети опрошенных (37%) слышали о реализации Комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте.
Уровень осведомленности о других программах Минтранса заметно ниже и составляет от 19 до 32%, как показано на диаграмме 7
Диаграмма 7
«Скажите, пожалуйста, насколько хорошо Вы осведомлены о следующих проектах Министерства транспорта России?» (в % от числа опрошенных)