Опубликовано 21 Марта 2014
21 марта Министр транспорта РФ Максим Соколов и заместитель Министра Виктор Олерский приняли участие в работе расширенного итогового заседания Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте
В работе Совета также приняли участие представители Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, представители Республики Крым, бизнес-структур, общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
На заседании были рассмотрены итоги работы морского и внутреннего водного транспорта в 2013 году, задачи на 2014 год и среднесрочную перспективу до 2016 года
В своем выступлении Министр отметил, что в современном мире, в условиях усиления глобальной конкуренции и необходимости перехода к инновационному сценарию развития, возрастает роль и значение инфраструктурных отраслей и, в первую очередь, транспорта. «Морской и внутренний водный транспорт, наряду с другими видами транспорта и инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей», - сказал М. Соколов.
По словам Министра, основные задачи, в том числе в области морского и речного транспорта, сформулированы в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, которая была актуализирована в прошедшем году. Также в 2013 году была одобрена Правительством Российской Федерации Стратегия развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Обновляется государственная программа «Развитие транспортной системы».
«Морская и речная отрасли имеют огромный потенциал для создания рабочих мест, применения новых технологий, формирования благоприятных условия для развития экономики в целом, -- сказал М. Соколов. -- Во многом благодаря усилиям Росморречфлота не только сохранены существующие производственные мощности и кадровый потенциал отрасли, но и обеспечена координация действий частного бизнеса по возрождению стратегического значения морских портов и системы внутренних водных путей».
Он особо отметил, что объем перевалки грузов в российских портах уверенно растет, достигнув в 2013 году почти 590 млн. тонн, повышается привлекательность и конкурентоспособность российский морских портов. Ежегодно доля российских портов в обработке российских грузов в портах Балтии, России и Украины увеличивается примерно на 2% и сейчас составляет более 86%, хотя 10 лет назад доля России была менее половины. Несмотря на некоторое снижение объемов перевозки грузов по внутренним водным путям, в целом сохраняется позитивная тенденция.
На российских верфях спускаются на воду новые грузовые и пассажирские суда, строится ледокольный и аварийно-спасательный флот, повышаются качественные характеристики внутренних водных путей, возрождается арктическое судоходство, меняются подходы в сфере подготовки кадров для нужд морского и речного транспорта. «Наша страна активизировала свою деятельность в зоне освоения Арктики. Создана Администрация Северного морского пути, сформированы аварийно-спасательные подцентры», - отметил М. Соколов. По его словам, за эти годы удалось реализовать и приступить к реализации десятков крупных инвестиционных проектов по созданию портовой инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.
Значительное внимание уделяется развитию внутреннего водного транспорта. В настоящее время в стадии обновления и реконструкции находятся практически все крупнейшие гидроузлы России, ведется работа по ликвидации «узких мест». Повышен уровень безопасности на судоходных гидротехнических сооружениях. Важной стратегической задачей является обеспечение транспортной безопасности, подчеркнул Министр. Особое внимание Министр призвал уделить достижению задач, поставленных в Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г.
М. Соколов отметил, что достигнутые результаты стали возможны благодаря слаженной работе коллектива Федерального агентства морского и речного транспорта, его подведомственных предприятий и организаций. «Водная стихия закалила ваш характер, а ваша уверенность в будущем отечественного флота - залог успешного решения стоящих перед отраслью задач», - сказал в заключение Министр.
С докладом «Об основных итогах работы морского и внутреннего водного транспорта в 2013 году, задачах на 2014 год и среднесрочную перспективу до 2016 года» выступил Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. По его словам, прошедший год стал для отрасли годом важных законодательных изменений, проведено реформирование администраций морских портов с разделением функций руководителей администраций и капитанов морских портов, начала свою работу Администрация Северного морского пути. Завершен самый сложный этап реформирования Госморспасслужбы России, силы и средства спасения на море интегрированы в единое учреждение с единым центром управления.
За прошедший год перевозки грузов морским флотом под российским флагом и контролируемым российскими судовладельцами выросли и составили 203 млн. тонн. Морским транспортом в районы Крайнего Севера завезены все предъявленные к перевозке грузы в объеме, сопоставимом с показателями 2012 года. Транзитные перевозки по Северному морскому пути между портами иностранных государств увеличились в два раза, и составили более 600 тыс. тонн, а количество заявок на плавание увеличилось более чем в 3 раза. Морской флот в 2013 году пополнился 35 транспортными судами общим дедвейтом около миллиона тонн. В 2014 году ожидается поставка еще 8 судов общим тоннажем почти миллион тонн. Всего в 2013 году введено в строй портовых мощностей на 30,5 млн. тонн. В 2014 году планируется увеличение мощностей еще на 30 млн. тонн.
«В целом, к 2016-18 годам, мы планируем обеспечить перевалку грузов в объеме 740 млн. тонн в год, в том числе, иметь 15% резерв пропускной способности», - сказал А. Давыденко.
В рамках утвержденных сроков выполнена программа строительства объектов Росморречфлота для зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, отметил глава Росморречфлота. Объем финансирования в портовую инфраструктуру из федерального бюджета составил 28,9 млрд. рублей. При этом частных инвестиций привлечено в 4 раза больше. Продолжается строительство флота государственного назначения.
По словам, А Давыденко объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2013 году, включая перевозки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, несколько снизился по сравнению с 2012 годом и составил 136,9 млн. тонн. При этом на отдельных направлениях наблюдался рост грузопотоков по внутренним водным путям. Вновь увеличился грузопоток по Волго-Донскому судоходному каналу: за навигацию 2013 г. по нему перевезено 12,7 млн. тонн грузов, что на 12% больше максимального объема перевозок, достигнутого в 1983 году.
А. Давыденко отметил, что Росморречфлот уделяет особое внимание качественным характеристикам внутренних водных путей, так как в 61 регионе Российской Федерации, где имеются эксплуатируемые внутренние водные пути, создается около 90% валового внутреннего продукта и проживает 80% населения страны. «К 2016 году мы планируем вывести все СГТС на нормальный уровень безопасности», - сказал он. А. Давыденко также подчеркнул, что безопасность судоходства является главным критерием в организации перевозок.
Одной из важнейших сфер деятельности Росморречфлота является отраслевое образование. А. Давыденко также отметил, что создание эффективной системы социальной поддержки - одна из важнейших задач, обозначенных Президентом РФ, которая позволит сохранить кадры и привлечь в отрасль молодых специалистов.
По словам А. Давыденко, в свете поставленных задач особую актуальность приобрело развитие инфраструктуры Республики Крым, где ключевым звеном для морского транспорта является паромная переправа Кавказ-Крым-Кавказ. Сегодня на линии работают два железнодорожных и три автомобильно - пассажирских парома. Решением Правительства РФ создана совместная Рабочая группа, которая должна изучить количественное и физическое состояние объектов инфраструктуры и транспортного флота, разработать программу их модернизации.