Опубликовано 15 Августа 2001
Об обеспечении экологической безопасности реализуемого проекта Балтийской трубопроводной системы с учетом требований международных организаций
СПРАВКА
об обеспечении экологической безопасности реализуемого проекта Балтийской трубопроводной системы с учетом требований международных организаций
Строительство Балтийской трубопроводной системы (БТС) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.06.97 № 554 «Об обеспечении транзита грузов через прибрежные территории Финского залива» и постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.10.97 № 1325 «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы в 1999 году», от 30.04.1999 № 476 «О финансировании строительства Балтийской трубопроводной системы в 1999 году» и от 14.07.2000 № 522 «Об организации финансирования и строительства Балтийской трубопроводной системы».
В рамках реализации проекта БТС ведутся работы по строительству новых портовых терминалов в порту Санкт-Петербурга и в новых портах в Лужской губе, в бухте Батарейной и в районе г. Приморска.
Проект БТС является одним из наиболее перспективных в рамках российской экономики, поскольку ориентирован на создание нового экспортного направления для транспортировки российских нефтей Тимано-Печерского региона, Западной Сибири и Урало-Поволжья с вовлечением нефтей стран СНГ и, в первую очередь, из Казахстана, а также на строительство нового российского терминала по перевалке сырой нефти в районе г. Приморска, что в полной мере отвечает задачам, поставленным Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, экономическим и стратегическим интересам России, так как после распада СССР в России остался только один глубоководный порт в г.Новороссийске.
Транспортировка нефти по системе БТС позволит отказаться от дорогостоящих услуг транзитных государств, а федеральный и региональные бюджеты пополнятся налоговыми отчислениями.
Реализация проекта позволит переориентировать основную часть отечественного экспорта углеводородного сырья на российские порты, что исключит возрастающую зависимость российской внешней торговли от услуг Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. По прогнозу Комиссии ЕС, в 2010 году в морских портах Балтийского бассейна будет переработано порядка 400 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Генеральной схемой развития нефтеналивного порта в районе г.Приморска предусмотрено достижение к этому сроку, при полном развитии, грузооборота в 39 млн. тонн, или менее 10 % общего грузооборота по этому виду груза портов бассейна.
Ввиду того, что реализация планов портового строительства влияет на изменение экологической ситуации в Финском заливе, который по терминологии Международной морской организации (ИМО) является "Зоной приоритетной защиты", в ходе проектирования и строительства новых перегрузочных комплексов предпринимаются меры по уменьшению воздействия на окружающую среду до возможного минимума и обеспечения требований экологической безопасности как в ходе строительства, так и при последующей эксплуатации портовых и иных объектов БТС. Поскольку проект БТС затрагивает не только интересы России, но и ряда европейских стран, расположенных в регионах Балтийского и Северного морей, это обстоятельство определило необходимость учёта экологических норм и стандартов всех заинтересованных государств, несмотря на их существенные различил и проблему выбора соответствующих стандартов.
В разработке проекта, наряду с российскими специалистами, активное участие принимали западные фирмы из Германии, Финляндии, Дании, Голландии, США и Великобритании, при частичном финансировании проекта Мировым банком и Европейским союзом через программу ТАСИС. При разработке экологического обоснования проекта применялись наиболее жёсткие экологические нормативы, будь то российские, европейские или международные. Такой подход является достаточно простым и понятным, в принципе разрешающим правовую проблему соответствия различных экологических стандартов и обеспечивающий наиболее полное удовлетворение запросов общества в области охраны окружающей среды.
В тоже время, приоритет был отдан российским нормам, поскольку природоохранное законодательство России предъявляет как правило, более жёсткие требования по сравнению с аналогичными требованиями международных экологических организаций и Европейского Союза.
Вместе с тем при разработке проекта и его реализации использованы также основные международные документы и соглашения:
-
Конвенция по предотвращению загрязнения судов 1973 г.,(MARPOL 73/78), измененная протоколами 1997 и 1998 г.г.
-
Конвенция по защите морской среды Балтийского моря, («Балтийская» или «Хельсинская»), Хельсинки 1974 г.
-
Конвенция о защите морской окружающей среды Балтийского моря (Хелком). 1992 г.
-
Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г.
-
Конвенция об трансграничном воздействии промышленных аварий. 1992г.
-
Оперативная директива 4.01 Всемирного Банка. Экологическая оценка. 1991 г.
-
«Экологические процедуры», Документ ЕБРР (BDS96-23, Rev.3). 1996г.
-
Конвенция но борьбе с нефтяными загрязнениями и сотрудничеству 1990 г, изменённая Протоколом 1999 г.
С целью определения общественного мнения и обеспечения его учёта в проектных решениях, информирования общественности о реализации проекта, обеспечения его гласности и открытости на всех стадиях проводимых работ, использовались различные механизмы консультаций, включая:
-
технические совещания с экспертами
-
встречи с общественностью в регионах прохождения трассы нефтепровода
-
согласование с землепользователями, землевладельцами и арендаторами.
-
широкое освещение целей и способов реализации проекта в печати и других средствах массовой информация, как российских, так и зарубежных.
В результате был разработан полный комплекс организационных, технических и природоохранных мероприятий, направленных на минимизацию масштабов неблагоприятных экологических воздействий и уменьшение их последствий для окружающей среды и социальной сферы, в частности:
В период, предшествующий строительству нефтепровода, в соответствии с российским законодательством и СНиП 11-01-95 была разработана «Декларация о намерениях создания Балтийской трубопроводной системы», которая согласована с администрациями Тверской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей. На стадии разработки «Декларации о намерениях» было рассмотрено 11 вариантов маршрутов, включая альтернативный вариант перевалки нефти через порт Вентспилс. При этом были выявлены и установлены основные экологические ограничения, а также предварительно оценены возможные последствия реализации проекта для окружающей среды.
В 1997 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза предпроектных материалов «Декларации о намерениях создания Балтийской трубопроводной системы». Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, проанализировав представленные на экспертизу материалы, отметила обоснованность экологической допустимости намечаемой деятельности и пришла к выводу, что рассмотренные предпроектные материалы по своему составу, структуре и определению возможных воздействий на окружающую среду в основном соответствуют рекомендациям СП 11-101-95 (приложение Г) по разработке Декларации о намерениях. В материалах в достаточной степени отражены природоохранные мероприятия и, что при дальнейшей разработке предпроектной документации должны быть учтены рекомендации и предложения, высказанные экспертной комиссией в своем заключении. Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено приказом Госкомэкологии России от 13.10.97 № 438.
На следующей стадии в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» в период с 1997 по 1999 года были организованы и проведены государственные экологические экспертизы по предпроектным и проектным материалам строительства БТС.
В 1998 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза материалов обоснования инвестиций в строительство Балтийской трубопроводной системы.
На стадии «Обоснования инвестиций», процедура «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС) была выполнена дважды - как по российским, так и по международным стандартам под эгидой МБРР. Экспертной комиссией государственной экологической экспертизы рассматривалось два альтернативных варианта прохождения трассы БТС на участках нового строительства (участок Кириши-Приморск) в Ленинградской области – северный и южный. При северном варианте трасса БТС пересекает Неву, при южном варианте трасса БТС должна была пересекать Финский залив и подходить к г. Приморску с юго-востока, то есть нефтепровод прокладывался бы по дну Финского залива. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы, учитывая весь комплекс проблем прокладки трассы БТС по северному и южному варианту, сочла, что северный вариант по комплексу показателей оказался предпочтительней. Заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования инвестиций в строительстве Балтийской трубопроводной системы утверждено приказом Госкомэкологии России от 30.12.98 № 782.
В 1999 году Госкомэкологией России была организована и проведена государственная экологическая экспертиза технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812. В указанном Заключении государственной экологической экспертизы приведен целый комплекс рекомендаций, направленных на обеспечение экологической безопасности при строительстве и эксплуатации БТС. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы в своем заключении отметила общую направленность основных положений технико-экономического обоснования (проекта) строительства 1-ой Балтийской трубопроводной системы на соблюдение природоохранных требований и обеспечение экологической безопасности и пришла к выводу, что предусмотренное в проекте воздействие на окружающую природную среду в процессе строительства и эксплуатации 1-ой очереди строительства БТС является допустимым и что материалы проекта с учетом рекомендаций и предложений, изложенных в заключении, могут служить основой для разработки рабочей документации в целом по проекту, а также для подготовки обосновывающих материалов по переводу лесных земель в нелесные.
В то же время, учитывая природные условия и особую сложность нефтепроводной системы БТС, в соответствии с положениями пункта 2.5. СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений», экспертная комиссия государственной экологической экспертизы пришла к выводу, что одновременно с разработкой рабочей документацией, необходимо дополнительно детально проработать проектные решения по основным объектам портового сооружения, а также по подводным переходам через реки Волга, Молога, Нева, Волхов, Которосль, Улейма и согласовать их в государственных природоохранных органах.
Кроме того, экспертная комиссия государственной экологической экспертизы принимала во внимание, что создание Балтийской трубопроводной системы имеет большое экономическое и геополитическое значение для Российской Федерации. В соответствии со статьями 24 и 25 Земельного кодекса РСФСР изъятие земель пригородных и зеленых зон допускается в исключительных случаях для государственных и общественных нужд, в том числе, для прокладки магистральных трубопроводов.
В рамках реализации в проектных решениях жестких природоохранных требований, а также замечаний и предложений, содержащихся в Заключении экспертной комиссии государственной экологической экспертизы разработаны природоохранные мероприятия технического и организационного характера, которые минимизируют риск возникновения чрезвычайных ситуаций при строительстве и эксплуатации новых российских портовых терминалов в Финском заливе и негативного экологического влияния на окружающую природную среду.
В соответствии с рекомендациями фирмы Pipeline Engenering GmbH (Германия) подводные переходы через основные реки, пересекаемые трассой нефтепровода, выполняются в защитном кожухе («труба в трубе») методом наклонно-направленного бурения, что позволяет исключить возможность поступления нефти в водоток в случае аварийной ситуации, а также избежать негативного воздействия на ложе и русло реки при строительстве нефтепровода. Помимо этого на всём 130 км участке трубопровода, проходящем по водозаборному руслу реки Невы и Ладожского озера применены трубы повышенной прочности стали с увеличенной толщиной стенки, имеющие заводскую изоляцию.
На подводном переходе через р.Нева будет сооружен туннель под дном реки на глубине не менее 7 метров, в котором будет помещен рабочий трубопровод диаметром 720 мм в защитном, равнопрочном основному трубопроводу, кожухе. Подобное решение и принятая в проекте толщина стенки рабочего трубопровода, в 2 раза превышающая расчетную толщину, практически полностью исключают возможность попадания нефти в р.Неву в случае возникновения аварийных ситуаций на подводном переходе, а при нормальной эксплуатации попадание нефти в Неву исключено полностью, что и отмечено в заключении государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) строительства 1-ой очереди БТС, утвержденном приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812. Кроме того, разработаны мероприятия по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти, в случаях их возникновения, до того, как загрязнение достигнет водозаборов г.Санкт-Петербург
В настоящее время на территории будущих нефтебаз строящегося терминала проводятся первоочередные работы нулевого цикла, подготовка строительства под 50-тонные нефтяные резервуары. Параллельно строятся очистные сооружения, которые к моменту ввода терминала в эксплуатацию будут опробованы и выведены на проектную мощность. Степень очистки, предусмотренная проектом, вдвое превышает полагающуюся по мировым стандартам.
Вся территория, по которой прокладывается нефтепровод, а также территория, примыкающая к терминалу, нефтеперерабатывающим станциям, резервуарам будет находиться под постоянным контролем специалистов.
Проектом БТС предусмотрено, что более 80% протяженности нефтепровода на участках нового строительства проходит в технических коридорах существующих нефте- и газопроводов, что позволяет существенно снизить ущерб земельным ресурсам, растительности и животному миру. При этом строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ), водоохранных зон и населенных пунктов.
В соответствии с рекомендациями фирмы Pipeline Engenering GmbH (Германия) на 20 км от ранее намеченной площадки перенесено размещение НПС "Кириши" на противоположный берег реки Волхов. Это привело к удорожанию на 25% стоимости строительства НПС, однако позволило обеспечить нормативный уровень качества атмосферного воздуха в районе НПС, снизить давление на подводном переходе через реку Волхов .
С целью уменьшения ущерба почвенному и растительному покрову предусмотрены рекультивация нарушенных земель и лесовосстановительные мероприятия.
По всей трассе трубопровода предусмотрены вертолётные площадки, через каждые 20 км. устанавливаются электрифицированные и оборудованные системами телемеханики и автоматики линейные задвижки .
На объектах проектируемых и строящихся портовых комплексов планируется осуществить мероприятия экологической защиты - персонала, населения и окружающей среды: обеспечение пожаровзрывобезопасности, пожаротушения, очистки нефтесодержащих и хозбытовых вод, ликвидации твердых и жидких отходов с судов, специальные системы защиты режимной территории, сигнализации и связи.
Принятые технические решения основаны на современных достижениях науки и техники и обеспечивают при эксплуатации перегрузочных комплексов соблюдение норм и требований международных природоохранных конвенций, в том числе подписанной Российской Федерацией в 1992 году Хельсинской Конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (ХЕЛКОМ). Технико-экономические обоснования (проекты) новых транспортно-технологических перегрузочных комплексов рассмотрены Государственной экологической экспертизой и получили положительное заключение.
Возможную потенциальную опасность для морских вод и прибрежных территорий России и Финляндии представляют морские аварии танкеров в Финском заливе от возможной посадки на мель в районе подходов к проливу Бьеркёзунд и рейдам портов в Финском заливе.
Учитывая, что восточная часть Финского залива является районом, трудным для освоения, так как имеют малые глубины, многочисленные балки, отмели и острова, отличается штормами и частыми периодами с пониженной видимостью, особое внимание уделено обеспечению безопасности мореплавания, снижению риска аварий судов и предотвращению их последствий.
В соответствии с принятым ИМО «Международным кодексом по управлению безопасностью» в России разработана и реализуется региональная система управления безопасностью Финского залива, которая предусматривает создание в восточной (российской) части залива:
-
новых и обустройство существующих фарватеров и якорных стоянок с учетом строительства новых транспортно-технологических перегрузочных комплексов;
-
службы дифференциальной подсистемы спутниковых авиационных систем ПАВСТАР/ГЛОНАС для непрерывного высокоточного определения места судна в любых условиях видимости;
-
региональной системы управления движением судов, обеспечивающей непрерывный контроль за положением судов соблюдением ими правил плавания на всей акватории региона»;
-
службы передачи на суда навигационной и гидрометеорологической информации по региону “НАВТЕСК”;
-
системы автоматической ультракоротковолновой связи региона, отвечающей требованиям Глобальной Морской Системы Связи при бедствиях и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
-
морспецформирований по ликвидации аварийных разливов нефти.
В основу определения этапов строительства объектов положен принцип первоочередности обеспечения безопасности мореплавания на фарватерах с наибольшим судопотоком и в местах схождения путей с дальнейшим развитием на подходных путях к новым портам по мере их строительства.
Часть намеченных мероприятий уже выполнена. Создана и работает система управления движением судов в порту Санкт-Петербург» введены в эксплуатацию районы Д-1 ГМССБ н станции "НАВТЕСК" в портах Санкт- Петербург, Выборг и Высоцк.
В настоящее время ведется проектирование и подготовительные работы по объектам первой очереди. РСУДС, предусматривающей строительство 70- метровых навигационных башен для размещения радионавигационного оборудования и средств связи на острове Котлин, в Петродворце, в районе маяков Шепелевский и Горки, а также систем управления безопасностью новых портов в Лужской губе, в районе г. Приморск и бухте Батарейной. Завершение работ планируется к вводу в эксплуатацию пусковых комплексов новых портов, что позволит организовать их безопасную эксплуатацию.
С целью исключения аварийных ситуаций при следовании танкеров дедвейтом 90 тыс. тонн, 120 тыс. тонн и 150 тыс. тонн в грузу и порожнем разработан проект нового фарватера, на котором проходят суда всех типов и назначений по раздельной схеме с навигационными знаками по оси фарватера. На период подхода танкера к порту Приморск и выходу из порта движение других судов будет исключено, что обеспечит оценку теоретического числа аварийных случаев с танкерами, имеющими двойное дно и двойной корпус, с вероятностью (частотой) 3*106 аварии в год или практически невероятный отказ. Однако, для этих маловероятных случаев, с целью оценки возможных аварий в проекте выполнены расчеты размеров пятен нефти, вылившейся из танков в количестве от 1 000 до 10 000 тыс. т, направления движения разлитой нефти, выполнены теоретические расчеты и построены карты-схемы распространения нефти в Финском заливе и проливе Бьеркезунд для различных гидрометеорологических и гидрологических условий. Эти карты позволят принимать соответствующие меры по локализации и ликвидации крупных аварийных разливов силами и средствами морспецподразделений портов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, проектируемого порта Приморск и, в случае необходимости, силами и средствами соседних государств.
Планируется также принятие комплекса мер по уменьшению вредного влияния грузовых работ в новых портах на окружающую среду. Наиболее полно этот вопрос проработан для нефтеналивного терминала в районе г. Приморска, строительство которого ведется.
Анализ видов и последствий аварийных разливов нефти в воду, которые могут произойти при движении на территории терминала показывает, что они характеризуется частотой 1*10-7 аварий в год, что практически невероятно. Разливы нефти в процессе погрузки танкеров, в случае разрушения стендеров при обрыве швартовых и отходе судна от причала под действием внезапного, кратковременного, шквального ветра (в особенности в начале погрузки, когда танкер имеет наибольшую площадь надводного борта), возможны с частотой не более, чем 1*10-4 аварий в год, что классифицируется как редкий отказ.
Для предотвращения таких аварийных ситуаций предусматриваются специальные защиты: система дрейфовой безопасности, средства сигнализации, быстродействующие отсечные н предохранительные клапаны, которые сводят к минимуму возможные разливы нефти. Для ликвидации таких разливов нефти в порту Приморск проектом предусмотрено создание базы ликвидации аварийных разливов нефти (база ЛРН). В состав базы ЛPH включены: здание базы ЛРН и портового флота, 2 скоростных бонопоставщика «Хардинг-2000» с бонами «Эспанди-4300» на «Рото-Пакс 43 25», боны «Ро-бум», боны «Валсорб» - для берегозащиты, навесное нефтесборное оборудование типа «Ламор Ойл Пак» - 2 комплекта, нефтеперекачивающая система «Фрамо-2», нефтемусоросборщик, скиммеры различных типов, установки для мойки бонов, комплекты не стандартизованного оборудования и подъемно-транспортная техника. Систему «Ламор Ойл Пак» планируется использовать на буксирах-кантовщиках с перекачкой нефти и сборщик льяльных вод. Предусмотренные в проекте технические средства и штатный состав опытных специалистов базы ЛРН (20 чел.) с привлечением судов портового флота Приморск позволяет локализовать и собрать при аварийном разрушении стендеров, за 4-6 часов от момента начала аварийного разлива, вне зависимости от погодных условий. Кроме того, предусматривается участие авиаразведки и космического мониторинга.
Учитывая значительные величины подачи сырой нефти в танкеры 12-15 тыс. м3 в час, существует опасность трансграничного загрязнения атмосферного воздуха вредными составляющими нефтяных абгазов.
В соответствии с требованиями Правил МОПОГ предусматривается создание двухступенчатой системы улавливания абгазов (СУА), в основном, по НОУ-ХАУ российского производства, способной выполнить очистку газовых выбросов из танков на 95% летучих углеводородов. Проект разрабатывается Российским научным центом «Прикладная химия».
Кроме технических мероприятий, запланирован и реализуется комплекс мер организационного характера, направленных на предотвращение аварий, связанных с угрозой разливов нефти из-за действия субъективных факторов.
Разрабатываются «Правила плавания танкеров с осадкой 15 метров от государственной границы до портовых вод нефтеналивного терминала в г.Приморске». Режимы плавания крупнотоннажных танкеров в порт г.Приморска будут отработаны на тренажере с отработкой взаимодействия обеспечивающих систем в натуре, в ходе экспериментальных рейсов.
Организован подбор специалистов для лоцманской службы порта в г. Приморске. Планируется их стажировка в специализированных тренажерных центрах с масштабными моделями крупнотоннажных судов.
Предусмотрено обучение персонала нефтеналивного терминала, портовых служб и морспецподразделения правилам технической эксплуатации оборудования, условиям и способам предотвращения аварийных разливов нефти, приемам и методам ликвидации их последствий.
Относительно задаваемых международными организациями вопросов о требованиях к транспортировке нефти морским транспортом, необходимо отметить, что указанная транспортировка должна осуществляться в соответствии с нормами Конвенции ООН по морскому праву, рекомендациями Международной морской организации (IMO) и нормами Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря. Предъявление международными организациями каких-либо специальных условий по оборудованию танкеров, которые будут осуществлять транспортировку нефти от строящегося порта в г. Приморске Ленинградской области не правомерно, так как танкеры строятся и эксплуатируются под надзором Российского морского регистра судоходства в соответствии с международными и национальными правилами и нормами.
Контроль за соблюдением законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности субъектами хозяйственной и иной деятельности осуществляется специально уполномоченными природоохранными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Приказом Госкомэкологии России от 30.12.99 № 812 поручено Государственным комитетам по охране окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новгородской, Тверской, Ярославской области установить контроль за соответствием выполняемых работ проектным решениям, а также рекомендациям и предложениям, изложенным в заключении экспертной комиссии при реализации ТЭО (проекта) строительства 1-й очереди БТС.
Ход строительства БТС, а также выполнение работ по реализации предложении и рекомендаций заключения Государственной экологической экспертизы ТЭО (проекта) находится на постоянном контроле всех подразделений Министерства природных ресурсов.
В соответствии с разработанным графиком контроля за ходом строительства за указанный период проводились проверки отделом Государственного контроля Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону, Бассейнового водного управления, Спецморинспекцией, органами санэпиднадзора, Севзапрыбводом.
В Выборгском р-не за указанный период отделом Государственного контроля СЗ ДПР осуществлено 2 проверки субподрядных организации, одна из которых совместно с Севзапрыбводом, Бассейновым водным управлением и районной администрацией, а также совместная проверка с налоговой инспекцией. В ходе проверок выявлены отдельные незначительные нарушения, которые по выданным предписаниям были устранены.
В апреле 2001 г. Комитетом по лесу осуществлена проверка расчистки и проведенной рубки трасс, выданы предписания и замечания, которые устраняются в рабочем порядке Рубки леса производились только после получения лесорубочных билетов под контролем Комитета по лесу.
В июне 2001 г. отделом Государственного контроля Департамента природных ресурсов по Северо-Западному региону была произведена проверка соответствия хода строительства требованиям экологической экспертизы, в результате чего установлено, что строительство осуществляется в соответствии с выданными предписаниями. Из природоохранных объектов в настоящее время осуществляется строительство очистных сооружений биологической очистки.
По требованию органов госконтроля разработана программа комплексного экологического мониторинга окружающей среды.
С целью обеспечения проектных решений на этапе строительства проводится мониторинг окружающей природной среды в соответствии с «Программой экологического мониторинга при строительстве БТС”, согласованной с контролирующими органами регионов. Объём проводимых работ включает:
-
Оценку современного фонового состояния различных компонентов окружающей природной среды., техногенное воздействие на которые может оказать строительство и эксплуатация нефтепроводной системы,
-
Определение соответствия фактического уровня воздействия на окружающую среду допустимому а проектных и нормативных документах,
-
Подготовку рекомендаций для организации контроля окружающей среды при эксплуатации объектов БТС,
-
Получение исходной информации для расчётов платежей за природопользование.
Для проведения экологического мониторинга окружающей природной среды на стадии эксплуатации приобретены и монтируются на промышленных объектах терминала Приморска и Киришей современные лаборатории экологического контроля, которые будут аккредитованы Госстандартом России для осуществления контроля за загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных водоёмов, качества питьевой воды в декабре текущего года. Компанией ведётся закупка природоохранного оборудования (катера-бонопостановщики, сборщик льяльных вод, мусоросборщик, скиммеры, боны и др.), которое будет поставлено к началу эксплуатации нефтеналивного терминала.
Комплексный экологический мониторинг окружающей среды в районе строительства объектов гидротехнических сооружении и портовой инфраструктуры нефтеналивного терминала в г.Приморске осуществлялся с июня по октябрь 2000 г. в соответствии с программой, согласованной заказчиком - ОАО "Балтийская трубопроводная система". По рекомендации территориального органа МПР России (ранее - Ленкомзкология) программа работ была разделена на две составляющие - Программу экологического мониторинга в районе дноуглубительных работ и подводного отвала в Финском заливе и Программу экологического мониторинга в период строительства (морская акватория и береговая зона).
Первая программа предназначалась для оценки локального влияния дноуглубительных работ и складирования донного грунта на состояние морской акватории, Поскольку работы по дноуглублению планировалось завершить за 1-2 летних месяца, продолжительность этой части исследования определялась до конца 2000 года с возможным, при необходимости, контролем параметров водной среды на некоторых станциях в следующем году.
Вторая программа предусматривала как морские наблюдения на примыкающей к строящемуся порту акватории пролива Кьерксзунд с изучением сезонной изменчивости .экологических характеристик, так и наземные исследования в береговой зоне, на которую может быть оказано воздействие в процессе строительства и/или эксплуатации терминала.
Комплексный экологический мониторинг выполнен силами специализированных организаций, имеющих соответствующие лицензии и сертификаты под общим руководством и при непосредственном участии ОАО "Ленморниипроект".
В результате мониторинга установлено, что гидрохимические наблюдения н районе дноуглубления и дампинга не выявили значимого загрязнения водной среды проведенными гидротехническими работами. Состояние перерабатываемых донных отложений по содержанию тяжелых металлов и органических токсикантон соответствует чистым, слабо зафязненным и умеренно загрязненным грунтам, которые допустимо складировать на подводном овале в Финском заливе. Антропогенных факторов, оказывающих воздействие при портостроительстое па фито- и зоопланктон не выявлено. Негативных естественных процессов (эвтрофикация, заморы бентоса) не обнаружено.
Запланированные мероприятия на 2001 г. осуществляются согласно "Предложений по организации экологического мониторинга в 2001 г.".
На контроле и СЗ ДПР находится проведение двух съемок в июле и сентябре в районе акватории строящегося порта по согласованной программе с использованием специализированного судна "Экопатруль-1", а также разработка дистанционных методов обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов.
В июне 2001 года произведен облет объекта по всей трассе строительства комиссией в составе представителей Государственной службы охраны окружающей природной среды МПР России, природоохранных служб администрации Санкт-Петербурга По результатам облета вышеуказанной комиссией соблюдение природоохранительного законодательства в ходе строительства признано удовлетворительным.
В настоящий момент можно констатировать, что комплекс природоохранных мероприятий, реализуемый при строительстве 1 очереди Балтийской трубопроводной системы, в полной мере обеспечивает экологическую безопасность строительно-монтажных работ и закладывает основу дальнейшей эксплуатации промышленных объектов с минимальным уровнем воздействия на окружающую среду.
Министерство природных ресурсов
Российской Федерации