Опубликовано 2 Декабря 2013
На 28-й сессии Международной морской организации (ИМО), специализированного учреждения Организации объединенных наций (ООН) в области безопасности на море и охраны морской среды, проходящей в настоящее время в Лондоне, Российская Федерация избрана в Совет ИМО на следующие два года
В феврале 1948 г. Конференция ООН по морскому праву приняла Конвенцию о Международной морской консультативной организации, которая была преобразована в 1982 г. в Международную морскую организацию. Конвенция об ИМО вступила в силу 17 марта 1958 г. Первая сессия Ассамблеи состоялась в январе 1959 г. СССР (а затем – Россия) стал членом Организации в 1958 г. Конвенцией установлены цели, функции и структура ИМО, цели и функции органов ИМО (Ассамблеи, Совета, комитетов, условия членства в Организации, функции Секретариата, финансовые вопросы, взаимоотношения с другими агентствами ООН и международными организациями).
Членами ИМО являются 170 государств, три государства являются ассоциированными членами. В работе ИМО принимают участие в качестве наблюдателей 58 межправительственных и 79 неправительственных международных организаций, включая региональные соглашения о государственном портовом контроле.
Задачей ИМО является разработка международных стандартов (правил и процедур) для обеспечения безопасности мореплавания, защиты окружающей среды от загрязнения с судов, охраны на море. Разработанные стандарты оформляются в виде международных конвенций и кодексов, носящих обязательный или рекомендательный характер. ИМО оказывает техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой по вопросам, входящих в ее компетенцию.
Высшим органом ИМО является Ассамблея, которая проводит свои сессии один раз в два года. В период между сессиями Ассамблеи работой организации руководит Совет, состоящий из 40 государств-членов, избираемых на срок 2 года по следующим категориям: А (10 ведущих морских государств), В (10 иных государств, значительных с точки зрения международной морской торговли), С (20 морских государств, заинтересованных в морских перевозках или судоходстве, избранных в Совет с целью обеспечения географического представительства различных регионов мира). Россия традиционно избирается в Совет ИМО по категории А. Двадцать шесть государств-членов Совета составляют кворум.
ИМО действует в качестве специализированного учреждения Организации Объединенных Наций (ООН), которая отвечает за организацию обеспечения безопасности на море и защиты окружающей среды, а также решение юридических вопросов, связанных с международным судоходством, способствует облегчению взаимодействия правительств государств по техническим вопросам для достижения высочайших стандартов в области безопасности на море и предотвращения загрязнения, принимает и совершенствует обязательные к исполнению и рекомендательные международные конвенции, кодексы, резолюции, протоколы, циркуляры и рекомендации.
Под эгидой ИМО принято 56 международных конвенций и протоколов к ним, 20 Кодексов, носящих обязательный характер, свыше 20 Кодексов и руководств рекомендательного характера и более двух тысяч рекомендаций, относящихся к безопасности и охране на море, предотвращению загрязнения и связанным с этим вопросам.
К настоящему времени ключевые вопросы международного судоходства охвачены положениями международного права, имеющими обязательный характер. В большинство документов ИМО заложен специфичный для международного права принцип – обязательность требований документа для всех, даже для тех государств флага, которые не являются сторонами данного соглашения, но суда которых посещают порты государств-сторон. Таким образом, в области мореплавания приходится говорить о международном морском праве, выполнение которого является обязательным для всех государств, имеющих флот. Залогом обязательности исполнения принятых правил является международный механизм контроля выполнения требований соглашений всеми судами, независимо от принадлежности судна флагу, а также наличие и применение реальных мер к судам, не выполняющим международные требования. Не являясь участником того или иного документа ИМО, государство лишается преимуществ, предоставляемых этим документом, но оно обязано выполнять его требования. Такая ситуация привела к тому, что важнейшие конвенции ИМО, в которые заложен вышеуказанный принцип, имеют число участников, суммарный тоннаж торгового флота которых составляет более 95% мирового флота.