Опубликовано 8 Августа 2001
О ситуации с лоцманскими службами в морских портах Российской Федерации
"О ситуации с лоцманскими службами в морских портах Российской Федерации"
Минтранс России, г. Москва, 08.08.2001
В связи с объявлением 7 августа 2001 г. трудовыми коллективами негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в морских торговых портах Санкт-Петербург, Калининград и Мурманск о добровольном бессрочном отказе от работы, Министерство транспорта Российской Федерации полагает необходимым сделать следующее заявление.
Минтранс России выражает серьезную обеспокоенность развитием событий в указанных морских портах, способным привести к дезорганизации их нормальной работы.
Несмотря на то обстоятельство, что данная акция сопровождалась созданием в названных организациях так называемых «забастовочных комитетов», с правовой точки зрения этот отказ от работы не может быть квалифицирован в качестве забастовки.
В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 2 Федерального закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" забастовка представляет собой временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора, под которым, в свою очередь, следует понимать неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.
По имеющейся в Минтрансе России информации, никаких разногласий между прекратившими исполнение своих трудовых обязанностей работниками негосударственных организаций по лоцманской проводке судов и работодателями (администрацией этих организаций) по поводу условий труда не существует.
При таких обстоятельствах данные события следует признать не забастовкой, а политической акцией, направленной на оказание давления на федеральные органы государственной власти и компетентных органов управления, а также участников коммерческой деятельности на этом рынке, в целях принятия решений, выгодных для участников этой акции. Предпринятые действия не могут быть оценены иначе, как запрещенное федеральным законодательством (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) злоупотребление доминирующим положением на рынке лоцманских услуг, осуществляемое исключительно с намерением причинить вред другим лицам, пользующимся услугами негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.
Как следует из заявлений трудовых коллективов негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, проводимая ими акция является «актом отчаяния», имеющим целью привлечение внимания Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к бедственному положению негосударственных морских лоцманов, являющемуся следствием нарушения конституционных прав указанных лиц на труд. При этом подтверждение факта нарушения своих конституционных прав лица, прекратившие работу, усматривают в принятии Правительством Российской Федерации постановления от 17 июля 2001 г. №538 «О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов» (далее — Постановление №538).
Между тем Постановление №538 содержит специальное положение о том, что в морских портах, не включенных в утвержденный данным актом Правительства Российской Федерации перечень, негосударственные организации по лоцманской проводке судов могут осуществлять свою деятельность в течение срока действия лицензий, выданных до принятия Постановления №538 (пункт 3).
Таким образом, федеральное законодательство не препятствует негосударственным лоцманским организациям продолжать осуществление своей деятельности в морских торговых портах Санкт-Петербург, Калининград и Мурманск. А лица, занятые в тих организациях, имеют реальную возможность продолжить свою профессиональную деятельность в перечисленных портах, а, следовательно, и реализовать свое конституционное право на труд, в качестве работников лоцманских служб государственных организаций.
Лоцманы, добровольно отказавшиеся от работы, заявляют о своем желании «честно и достойно выполнять свой профессиональный долг». Однако их поведение, фактически направленное на парализацию деятельности крупнейших морских торговых портов России, что не может не повлечь за собой причинение существенного ущерба политическому и экономическому престижу Российского государства, возникновение громадных убытков у лиц, связанных договорными отношениями с прекратившими работу негосударственными лоцманскими организациями и рассчитывавших на добросовестное исполнение обязательств своими контрагентами, заставляет глубоко усомниться в искренности таких утверждений.
По мнению Минтранса России, решение вопроса о правовой судьбе Постановления №538 должно осуществляться в предусмотренных федеральным законодательством правовых формах, но не посредством односторонних акций, сопровождающихся выдвижением требований ультимативного характера, что фактически имеет место в настоящее время.
Попытка же предпринять односторонние действия, аналогичные по характеру тем, которые осуществляются в морских торговых портах Санкт-Петербург, Калининград и Мурманск, способна породить лишь такие отрицательные последствия, как утрата лицами, связанными с организацией и осуществления лоцманского обслуживания судов в российских портах, взаимного доверия друг к другу. Такой подход изначально следует признать контрпродуктивным.
По мнению Минтранса России, все разногласия, касающиеся организации лоцманского обслуживания российских морских портов, должны быть разрешены цивилизованно, строго в рамках закона.
Минтранс России выражает надежду на безотлагательное и безусловное возобновление работы трудовыми коллективами негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в морских торговых портах Санкт-Петербург, Калининград и Мурманск и построение в дальнейшем взаимоотношений с этими организациями в духе конструктивизма в соответствии с лучшими традициями российского морского лоцманского сообщества.