Опубликовано 4 Октября 2013
4 октября в Ростове-на-Дону состоялось совместное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта
В работе Совета приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский, заместитель губернатора Ростовской области Дживан Вартанян, представители Минтранса и Ространснадзора, руководители подведомственных Росморречфлоту организаций, бизнес-структур, представители общественных организаций и ассоциаций морского и речного транспорта.
Участники заседания обсудили вопросы развития портов Азово-Черноморского бассейна, проект Стратегии развития внутреннего водного транспорта, вопросы повышения эффективности подготовки отраслевых специалистов, а также заслушали информацию о реализации администрациями бассейнов внутренних водных путей функции государственного портового контроля судов, итоги и выводы проведенных Росморречфлотом проверок, пути устранения выявленных недостатков.
Отметив актуальность вопросов повестки дня, В. Олерский подчеркнул, что вопросы развития внутреннего водного транспорта являются приоритетными. При подготовке проекта Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года проделана большая работа, и, по его мнению, подготовлен достаточно детальный документ. Не менее важными являются вопросы повышения эффективности подготовки кадров, считает замминистра. Он призвал обратить особое внимание на подготовку специалистов среднего специального образования. Касаясь вопросов обеспечения безопасности судоходства, В. Олерский отметил, что Институт капитанов бассейнов внутренних водный путей, введенный 131-м ФЗ, себя зарекомендовал. «Решение по расширению портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна – это единственный способ повышения качества услуг, и других способов нет», – сказал В. Олерский. Он отметил, что в рамках поручения по итогам совещания Президента России по развитию портов Азово-Черноморского бассейна будет синхронизировано строительство портовых мощностей, дальних и ближних подходов к ним.
Порты Азово-Черноморского бассейна являются конечными пунктами российского участка международного транспортного коридора «Север-Юг». По суммарному грузообороту морских портов Азово-Черноморский бассейн занимает второе место после Балтийского бассейна. Общий объем составляет практически треть от грузооборота российских портов. Пропускная способность портов Азово-Черноморского бассейна составляет около 260 млн. тонн. Грузооборот бассейна за 2012 год составил 176,7 млн. тонн. В проекте стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 года запланировано увеличение мощности портов бассейна к 2030 году с действующих 260 до уровня 412 млн. тонн в энергосырьевом сценарии (442 – в инновационном). Основными направлениями развития портовых мощностей являются строительство нового сухогрузного района морского порта Тамань, а также модернизация и развитие уже существующих терминалов в морских портах Темрюк, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Азов, Ростов-на-Дону.
На совещании было отмечено, что существует ряд проблем, которые существенно сдерживают инфраструктурное развитие портов, в том числе Азово-Черноморского бассейна, и ограничивают привлечение в него частных инвестиций. В связи с этим обращено внимание на проблемы совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на обеспечение притока инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.
Стратегия развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года направлена на обеспечение приоритетного использования внутреннего водного транспорта в транспортной системе России и включает в себя конкретные мероприятия по обновлению флота, развитию портов, внутренних водных путей, созданию мультимодальных логистических центров, а также меры государственной поддержки внутреннего водного транспорта.
В настоящее время доработанный с учетом поступивших в ходе всестороннего обсуждения предложений и замечаний проект стратегии внесен в правительство.
По итогам обсуждения вопроса подготовки кадров сделаны выводы о том, что ВУЗы Росморречфлота в целом эффективно решают задачи по кадровому и научному обеспечению. В последние годы Росморречфлот завершил структурную оптимизацию сети своих учебных заведений. Существенно сокращено количество учебных заведений, что позволило мобилизовать высвободившиеся средства на развитие бассейновых учебно-научных инновационных комплексов. Следующим шагом должен стать качественный скачок в повышении эффективности подготовки специалистов. Росморречфлотом и Советом по образованию выработан комплекс системных мер по повышению эффективности подготовки отраслевых специалистов, который затрагивает экономические и качественные аспекты подготовки кадров для отрасли.
Работа органов портового контроля признана удовлетворительной. За 2013 год инспекциями государственного портового контроля проведено 10932 инспекции судов, выявлено 34367 нарушений обязательных требований, 984 нарушения, повлекших временное задержание судов. Основными замечаниями, приведшими к задержанию судна, являются замечания к судовым документам, замечания к экипажу и замечания по спасательным средствам.