Опубликовано 28 Мая 2013
28 мая в Москве прошел Деловой завтрак Министра транспорта Российской Федерации Максима Соколова с представителями инвестиционных, строительных и транспортных компаний
В ходе мероприятия обсуждались вопросы государственной политики в сфере привлечения частных инвестиций, методология механизмов государственно-частного партнерства на транспорте, типы конкурсов и соглашений, способы организации софинансирования транспортных проектов. Кроме того, были представлены некоторые реализуемые и планируемые к запуску проекты, в частности, ГЧП-проект реконструкции и развития аэропорта «Пулково», строительство «Скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург» и «Обхода г. Одинцово» на принципах концессии, строительство «Западного скоростного диаметра» в Санкт-Петербурге.
Среди участников встречи - президент и председатель правления Сбербанка России Герман Греф, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, представители органов государственной власти, российских и иностранных банков, отечественных и зарубежных строительных компаний, транспортных и страховых компаний, операторы инфраструктуры, фонды прямых инвестиций; национальные и международные рейтинговые агентства.
В своем выступлении М. Соколов, в частности, отметил, что недоинвестирование в транспорт влечет недоинвестирование в другие отрасли экономики. По словам Министра, для повышения эффективности имеющихся инвестиций, а также привлечения дополнительных ресурсов необходимо масштабное развитие институтов государственно-частного партнерства. В настоящее время в России реализуются проекты, софинансирование которых осуществляется из негосударственных источников.
Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, ЕБРР, другие российские и иностранные банки уже проинвестировали в проекты развития инфраструктуры и обновления парка транспортных средств. Кроме того, инвесторами, в дополнение к 400 млн. долларов инвестиций в основной капитал заключено различного вида соглашений только по федеральным автодорогам и аэропортам на 128 млрд.руб., (из них 73 млрд.руб. автодороги, 55 млрд. руб. аэропорты).
По мнению М. Соколова, концессионные соглашения, включающие полный цикл работ (рабочее проектирование, строительство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатация) являются наиболее востребованным механизмом сотрудничества с частными инвесторами. Министр сообщил, что по этой схеме будет осуществляться строительство участков скоростной автомобильной дороги М-11 Москва - Санкт-Петербург, автодороги М-1 Беларусь, моста через р. Лена, подходного канала к морскому порту Тамань, создание системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн.
Еще одной используемой формой государственно-частного партнерства, являются долгосрочные инвестиционные соглашения и их различные формы: операторское соглашение на комплексное обустройство, содержание, ремонт, капитальный ремонт, эксплуатацию объектов применяется по участкам дороги М-4 «Дон", арендное соглашение с инвестиционными обязательствами применяется для строительства перронов в существующих аэропортах.
Помимо контрактных к механизмам ГЧП относится создание управляющих компаний. Важным инструментом привлечения внебюджетных средств является выпуск облигаций специальных проектных компаний, обеспеченных государственными гарантиями. "Уже сейчас такие гарантии выданы в объеме 43 млрд.руб. по проектам «Западный скоростной диаметр» и «Москва – Санкт-Петербург». Облигации выкуплены долгосрочными инвесторами – компаниями, управляющими пенсионными средствами. В целом планируемый объем инвестиций до 2020 года оценивается на уровне 7,3 трлн. руб. или 240 млрд. долларов США за счет бюджета и 5 трлн. руб. или 170 млрд. долларов США, привлеченных за счет различных механизмов государственно-частного партнерства", - сказал М. Соколов.
Глава Сбербанка Герман Греф в своем выступлении отметил важность ликвидации инфраструктурных ограничений, тормозящих развитие экономики.
«Перед Россией стоит задача преобразовать транспортную инфраструктуру так, чтобы получать полную отдачу от своих конкурентных географических преимуществ, -- сказал он. --Инвестиции в инфраструктуру являются мощным драйвером для развития всей экономики. Именно поэтому финансирование инфраструктурных проектов является одним из ключевых направлений деятельности Сбербанка в ближайшие 5 лет».
Одним из основных элементов привлечения частных инвестиций глава Сбербанка считает государственно-частное партнерство. «ГЧП является лучшим инструментом, ключевое слово в этой аббревиатуре – партнёрство, означающее доверие. Мы должны выработать единые стандарты реализации проектов, что повысит доверие инвесторов», -- сказал он.
Назвав ключевыми составляющими любого инвестиционного проекта – качество, сроки и стоимость, Г. Греф особо выделил важность соблюдения сроков, так как их срывы "напрямую бьют по возврату инвестиций".
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев приветствовал взятый руководством Минтранса курс на привлечение частных инвестиций. «Состав участников Делового завтрака показывает, что мы способны реализовывать такие амбициозные задачи, как развитие российской инфраструктуры. Только совместными усилиями можнопривлекать деньги, делать инфраструктурную составляющую России, в том числе автомобильные и железные дороги, более качественными», -- сказал он.