Опубликовано 19 Июля 2001
Состоялось заседание коллегии Минтранса России
18 июля состоялось заседание коллегии Министерства транспорта. Были рассмотрены три вопроса:
О Схеме комплексного развитии московского авиационного узла до 2015 года
Схема комплексного развития московского авиационного узла до 2015 года разработана Минтрансом России совместно с Минэкономразвития России, Минимуществом России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова от 31.10.2000 г. №МК-П10-26пр, п.2).
Указанная работа содержит оценку современного состояния аэропортов (Быково, Внуково, Домодедово, Шереметьево) с учетом выполнения ими объемов перевозок пассажиров и грузов, состояния основных технологических комплексов (аэродромных, аэровокзальных, грузовых, авиационно-технических, топливообеспечения, радионавигации и посадки), организации воздушного движения, структуры воздушного пространства московского авиаузла.
Аэропортами московского авиаузла в 2000 году отправлено 8,6 млн. пассажиров и 102,7 тыс. тонн грузов, в том числе на международных авиалиниях - 4,6 млн. пассажиров и 41,7 тыс. тонн грузов. На долю этих аэропортов приходится 44% общего объема отправок пассажиров и 45,2% отправок грузов в целом по России.
Комплексная оценка современного состояния аэропортов московского авиаузла показала, что существующие мощности аэропортов обеспечивают фактический объем авиаперевозок, но используются нерационально. Так, аэропорты Внуково и Домодедово недозагружены, а аэропорт Шереметьево функционирует на пределе своих возможностей.
Имеющиеся 7 взлетно-посадочных полос московского авиаузла обеспечивают сложившуюся интенсивность полетов, а также расчетное количество взлетно-посадочных операций на среднесрочную перспективу.
Имеются значительные сложности в обеспечении технического обслуживания воздушных судов из-за отсутствия необходимых производственных площадей (ангарных комплексов). Требуется реконструкция и модернизация отдельных объектов авиатопливообеспечения.
В результате комплексной оценки состояния московского авиационного узла определены стратегические направления развития аэропортов до 2015 года, а именно:
· совершенствование организации управления воздушным движением, организация бесконфликтных траекторий прилета/вылета воздушных судов, модернизация объектов технического обеспечения полетов, упорядочение и оптимизация авиапотоков;
· сохранение в эксплуатационном состоянии аэропортов московского авиационного узла Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево;
· ограничение в существующих объемах пассажирских и грузовых перевозок в аэропорту Быково из-за отсутствия возможностей его развития;
· развитие аэропортов Внуково и Домодедово исходя из роста объемов перевозок и интенсивности движения воздушных судов;
· развитие аэропорта Шереметьево, исходя из прогнозируемой интенсивности движения воздушных судов, предельных возможностей аэродрома, аэровокзальных комплексов и совершенствования наземной инфраструктуры;
ограничение коммерческой деятельности государственной и экспериментальной авиации.О ходе выполнения плана мероприятий на 2001 год по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 года
С учетом стратегического значения региона для национальных интересов Российской Федерации План мероприятий по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 г. (далее - План) содержит актуальные и важные вопросы развития транспортного комплекса области, направленные на снижение негативного воздействия факторов, связанных с ее геоэкономическим положением.
На заседании Правительства Российской Федерации (раздел II протокола от 22 марта 2001 г. №11 "О мерах по обеспечению социально-экономического развития и жизнедеятельности Калининградской области") были даны поручения в адрес соответствующих министерств и ведомств по решению таких основных проблем функционирования транспортного комплекса области, как использование транспортной инфраструктуры для осуществления перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, совершенствование таможенной и тарифной политики, преодоление транспортной изоляции в связи с предстоящим вступлением стран Балтии и Польши в Европейский союз и ряду других.
Поручением Правительства Российской Федерации от 16.06.01 №4087п, представленный администрацией области проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" направлен на рассмотрение в заинтересованные министерства и ведомства (пункт 5 Плана).
Минтрансом России направлены белорусской стороне предложения по решению вопроса установления единого тарифного расстояния перевозки грузов по российской и белорусской железным дорогам. Меры по объединению тарифного расстояния включены в проект плана совместных мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2001-2002 годы (пункт 9 Плана).
В рамках принимаемых Минтрансом России и МПС России мер по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозку российских экспортных грузов в порты Калининградской области отменены скидки с тарифов на перевозку грузов по российским железным дорогам (РЖД) в направлении порта Клайпеда, установление понижающего коэффициента 0,8 на перевозку грузов по РЖД на Калининградском направлении дало прирост объемов перевалки грузов в морском торговом порту Калининграда почти на 29% (263 тыс. тонн) за первые 5 месяцев 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако мощности порта по прежнему загружены только на 40%. Администрацией Калининградской области направлены в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте письма с просьбой установления понижающего коэффициента 0,6 на перевозку в/из Калининградской области всех экспортно-импортных грузов, а также конкурентоспособных тарифов на перевозку из калининградских портов скоропортящейся продукции. Решение этих вопросов увязывается по времени с окончанием МПС России реформы системы взимания тарифов по перевозке грузов через российские и иностранные порты (пункт 10 Плана).
Проект соглашения с Литвой о судоходстве на Немане и Куршскому заливу согласован Российской стороной и в настоящее время рассматривается Литовской стороной. Его подписание планируется на заседании Межправительственной Российско-Литовской комиссии по сотрудничеству в сентябре 2001 г. в Москве (пункт 13 Плана).
Совместно с ГГК России продолжается работа по упрощению таможенного оформления транзитных грузов, доставляемых в порт судами, без помещения их на СВХ (пункт 18 Плана).
В МИД России направлено предложение по обеспечению свободы транзита при перевозке пассажиров между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, в частности, о решении вопроса с МИД Литвы по отмене литовской транзитной визы для российских граждан, следующих в/из Калининградской области в регулярном автобусном сообщении (от 17.04.01. №МК-З/305-ис). Вместе с тем, с расширением ЕС на Восток Литва намеревается ввести визовый режим для жителей Калининградской области. Возникновение очередей на границе и необходимость длительного оформления виз не будет способствовать развитию культурных и деловых связей, увеличению пассажиро- и товарооборота (пункт 24 Плана).
Вопрос о распространении действия скидок и спецставок, установленных телеграммой МПС от 30.06.2000 г. №531 на перевозку грузов в собственных крупнотоннажных контейнерах и возврат порожних контейнеров через Калининградский порт и сухопутные пограничные переходы (пункт 33 Плана), будет решаться МПС России после анализа применения новых тарифов на железнодорожные перевозки.
Предложения по развитию предприятий речного транспорта Калининградской области направлены в Минтранс России из Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Планируется также строительство в 2002-2010 гг. трех теплоходов смешанного река-море плавания для ОАО "Западное пароходство" с капвложениями 591 млн. рублей (пункт 37 Плана).
Предложения ГУАП "Калининградавиа" в части реконструкции аэровокзала аэропорта Храброво, включая международный сектор в пункте пропуска через государственную границу, взлетно-посадочной полосы и мест стоянок самолетов, создания центра управления воздушным движением в аэропорту Храброво и других объектов включены в федеральную целевую программу "Развитие Особой Экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы" (пункт 46 Плана).
Исходя из экономической эффективности в проект национальной программы "Дороги России XXI" включены строительство и реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения Калининград - Черняховск - Нестеров до границы с Литвой и автодороги территориального значения Дорожное - Госграница ( пункт 49).
Транспортные проблемы области становятся приоритетными в рамках создаваемого Союзного государства Россия-Беларусь, а также в вопросах взаимоотношений с Литвой и Польшей.
О работе, проводимой Росречфлотом, по повышению эффективности управления подведомственными организациями речного транспорта
По состоянию на 01.07.2001 в ведении Росречфлота находятся:
- 21 федеральное государственное унитарное предприятие,
- 43 федеральных государственных учреждений,
Численность работающих в ФГУП и ФГУ - 28,5 тыс. человек, что составляет 19,2% от общей численности работающих в отрасли в 2000 году.
Объем услуг, оказываемых ФГУП и ФГУ составил в 2000 году 1,6 млрд. рублей (7,З% от общего объема услуг отрасли).
По состоянию на 01.07.2001 за 2000 год ФГУП перечислено в федеральный бюджет сумма в размере 117,2 тыс. рублей, в целом эти перечисления должны составить 342,2 тыс. рублей.
На 2001 год установлено задание по перечислению из чистой прибыли федеральных государственных унитарных предприятий в сумме 140,14 тыс. рублей.
Канал им. Москвы - одно из наиболее крупных предприятий отрасли. Основной задачей этого предприятия является содержание и обслуживание искусственных водных путей и гидротехнических сооружений, обеспечивающих сквозное судоходство в Центральном и Северо-Западном бассейнах Европейской Части России. Финансирование этой деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Другая деятельность ГП «КиМ» - перекачка воды для столицы и прилегающих районов, реализация попутно вырабатываемой электроэнергии и другие работы - осуществляется им на коммерческой основе.
Порт Дзержинск, расположенный на реке Оке, был преобразован в ГУП из структурного подразделения Московского речного пароходства. В результате падения перевозок на Оке и объемов перевалки грузов, главным образом угля, грузооборот порта резко снизился, уменьшились также доходы от обработки транзитного флота.
Три последних года порт работает со значительными убытками. Убыток за 2000 составил 3,8 млн. руб. Финансовые коэффициенты свидетельствуют о крайне тяжелом положении предприятия. Порт не только не имеет собственных оборотных средств, но и внеоборотные активы порта только на 89% покрываются собственными источниками.
Речные предприятия связи оказывают радионавигационные услуги судам и обеспечивают технологической связью береговые объекты, а также реализуют различные услуги связи сторонним организациям и населению. В свое время эти предприятия были включены перечень объектов, не подлежащих приватизации. В настоящее время в ряде районов они испытывают острую конкуренцию со стороны других операторов связи, оказывающих аналогичные услуги по более низким тарифам. При оказании услуг бюджетным организациям и населению они работают по регулируемым тарифам, не покрывающим себестоимость этих услуг. Не компенсируются также расходы этих организаций по содержанию аварийных приемников и оборудованию для слежения на частотах бедствия.
Предприятия материально-технического снабжения ранее осуществляли функции сбора заявок и централизованного снабжения пароходств топливом, ГСМ, оборудованием и запасными частями. В настоящее время, при фактически полной приватизации в стране оптового звена торговли и отсутствии фондирования, причины сохранения этих предприятий в федеральной собственности не вполне понятны. Сейчас отдельные предприятия в незначительной части осуществляют операции по централизованным закупкам специализированным закупкам специализированного оборудования и материалов для речников. Их роль в обеспечении топливом, как основным расходным материалом для флота, полностью утрачена. Свои производственные и складские мощности эти предприятия сегодня используют для снабжения любой клиентуры. Активы и товарооборот этих предприятий весьма незначительны. Более крупные из них МТС и Санкт-Петербургская контора Снабречфлота работают прибыльно.
Научно-технические организации не располагают значительными основными средствами. Преимущественно это находящиеся на их балансах помещения, что определяет низкие коэффициенты износа основных средств (30-40%). В связи с незначительными материальными затратами и, как следствие, небольшими расчетами с поставщиками, кредиторская задолженность этих организаций состоит в основном из текущей задолженности по зарплате и по платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Они имеют хорошие коэффициенты обеспеченности оборотных активов собственными источниками.
В области совершенствования форм собственности и структуры управления по ФГУП и ФГУ на предстоящий 10-летний период предусматриваются следующие направления:
- приватизация или ликвидация государственных унитарных предприятий, не имеющих для отрасли стратегического значения (снабженческо-сбытовые конторы, научно-исследовательская лаборатория, ремонтно-механические мастерские, порт Дзержинск);
- поэтапное расширение полномочий и функций Государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства с передачей им отдельных функций Государственной службы речного флота;
- придание Государственной речной судоходной инспекции статуса структурного подразделения Минтранса России и преобразование филиалов ГРСИ в территориальные органы Минтранса с правом юридического лица;
- присоединение бассейновых государственных предприятий связи к Государственным бассейновым управлениям водных путей и судоходства;
- преобразование Государственного учреждения – Российский Речной Регистр в связи с уточнением его компетенции в области правовой и нормативно-технической сфер деятельности.