
Опубликовано 5 Апреля 2013
5 апреля в РИА «Новости» состоялась пресс-конференция заместителей Руководителя Росморречфлота Виктора Вовка и Юрия Костина, а также заместителя Руководителя Ространснадзора Андрея Гузенко на тему «Открытие навигации 2013 г. на внутренних водных путях России»
В. Вовк отметил, что навигация 2012 г. прошла достаточно успешно. Объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2012 году вырос и составил 142,1 млн. т (+12,2% к уровню 2011 года). Перевозка пассажиров снизились на 3,9% по сравнению с прошлым годом и составили 13,6 млн. человек, что прогнозировалось. По его словам, объемы грузоперевозок в 2013 г. ожидаются на уровне прошлого года. «Мы видим проблемы, которые могут ожидать в будущем, - сказал он. -- В связи с тем, что в прошлом году практически была достигнута максимальная пропускная способность по Волго-Донскому бассейну рассматривается вопрос по увеличению его пропускной способности. Как решение – строительство второй нитки Волго-Донского судоходного канала».
С учетом растущего грузопотока важнейшее значение приобретает устранение лимитирующих участков на Единой глубоководной системе Европейской части Российской Федерации, отметил он. В частности, в соответствии с подпрограммой «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)» в сентябре 2012 году начались работы по первому этапу строительства второй нитки Нижне-Свирского гидроузла на Волго-Балтийском канале, с планируемым сроком окончания работ в 2016 год. Важной задачей является обеспечение полноценного судоходства на участке Волги между Нижним Новгородом и Городцом. Для устранения недостаточных глубин на нижнем Дону необходимо строительство низконапорного гидроузла в Багаевском районе Ростовской области. Самым затруднительным участком для судоходства на Нижней Волге является Саралевский водный узел. С 2013 года в составе объекта «Разработка и реализация комплексного проекта реконструкции гидротехнических сооружений водных путей Волжского бассейна» начнётся реконструкция этого водного узла.
В. Вовк сообщил, что Минтрансом России и Росморречфлотом активно ведется работа по подготовке Стратегии развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года, где одной из основных целей является увеличение привлекательности речного транспорта для переключения на него дополнительных грузопотоков. При проведении актуализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года вопросам переключения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный в период навигации было уделено особое внимание, и данное направление было включено в разряд приоритетных. «Реализация этой задачи позволит снизить загруженность автомобильных и железных дорог, а также сократить негативное воздействие транспортного комплекса на окружающую среду», -- заявил В. Вовк.
Ю. Костин напомнил, что 30 августа 2012 г. вступил в силу Федеральный закон №131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств) в части основных изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта. Законом с 30 августа 2012 года введена система государственного портового контроля на внутренних водных путях, при которой суда, в зависимости от оценки риска нарушения обязательных требований, проверяются капитаном бассейна внутренних водных путей или его инспекцией.
Ю. Костин сообщил, что в двух бассейнах – Волго-Донской и Азово-Донской, а также на Нижней Волге, где уже открыта навигация, было проведено 112 инспекций судов, в результате которых 5 судов были задержаны. Он подчеркнул, что предметом проверки является техническое состояние судна, его корпуса, конструкций, машин и механизмов, а также соответствие квалификации и состава экипажа судна обязательным требованиям. К судну, не исполняющему обязательные требования, применяются меры административного характера вплоть до задержания (запрета дальнейшей эксплуатации) до устранения выявленных нарушений.
«Для реализации государственного портового контроля создана информационная система, в которой находится реестр всех судов, зарегистрированных в судовом реестре и у Российского речного регистра судоходства, -- сказал Ю. Костин. -- Система автоматически рассчитывает фактор риска судна, на основании которого определяется периодичность проверки. Каждое судно будет проверено исходя из данных, которые содержатся по нему в информационной системе».
Важный момент, на котором остановился Ю. Костин, введение в соответствии со 131-м ФЗ с 1 января 2013 г. для речных судов системы управления безопасностью судов на внутренних водных путях. Система управления безопасностью – это комплекс документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами судовладельцев требований в области обеспечения безопасности судоходства. Каждая компания должна будет иметь в штатном расписании лицо, ответственное за безопасность судов, разработать и внедрить как в компании, так и на судне систему управления безопасностью. Система будет включать порядок действий членов экипажа судна и других работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций, порядок планирования рейса судна и обеспечения безопасности его плавания, квалификационные требования к экипажу и многое другое. Ю. Костин сообщил, что на данный момент 329 человек прошли аттестацию, соответственно 329 судоходных компаний имеют в своем штате лицо, ответственное за безопасность.
Ю. Костин подчеркнул, что все эти мероприятия направлены на повышение технического состояния флота и качества услуг, оказываемых внутренним водным транспортом, что должно послужить привлечению, как грузов, так и пассажиров, на речной транспорт.
Функции надзора за исполнением физическими и юридическими лицами законодательства в области внутреннего водного транспорта, контроля состояния водных путей, судоходных гидротехнических сооружений остаются за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. А. Гузенко в своем выступлении остановился на вопросах взаимодействия с другими надзорными структурами в период навигации 2013 г. на внутренних водных путях России.