Опубликовано 21 Декабря 2011
21 декабря в Минтрансе России состоялось заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации
На заседании рассмотрены следующие вопросы:
-
о мерах по обеспечению безопасности транспортировки углеводородного сырья, строительства морских подводных магистральных трубопроводов и добывающих комплексов, а также организации предупреждения загрязнения нефтью и нефтепродуктами на море и внутренних водных путях;
-
о мерах по повышению эффективности работы морских пунктов пропуска в портах Российской Федерации;
-
о перспективах реализации ФЦП «Мировой океан» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» и разработке новой программы комплексного развития морской деятельности, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан».
С содокладом по первому вопросу выступил директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников. Он рассказал об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях Российской Федерации. Минтрансом России созданы функциональные подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение функционирования указанных подсистем осуществляется Федеральным агентством морского и речного транспорта через подведомственные ему аварийно-спасательные формирования, дислоцируемые в прибрежных морских районах и на речных бассейнах. В настоящее время вопросы создания государственных функциональных систем ликвидации загрязнений нефтью в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта урегулированы в полном объеме.
Вместе с тем действующий в настоящее время порядок планирования судоходными организациями морского и речного транспорта мероприятий по предупреждению разливов нефти с морских и речных судов нуждается в существенном упрощении, в части снижения требований к разработке локальных планов ЛРН, замены разрешительного порядка их согласования на уведомительный, а также отмены требований разработки планов ЛРН в отношении морских и речных судов.
К.Пальников проинформировал участников заседания об участии Минтранса в работе по совершенствованию нормативных документов в этой области. Минтранс России считает, что принятие проекта постановления Правительства РФ «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации», обеспечит приведение Порядка организации предупреждения и планирования ликвидации аварийных разливов нефти на морском и речном транспорте в соответствии с нормами международного права. Минтранс России также принимает активное участие в подготовке Требований к структуре, составу и подготовке аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти в море, разрабатываемых МЧС России.
В целях совершенствования аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности в настоящее время Минтрансом России и Росморречфлотом проводится процедура реформирования системы Госморспасслужбы России с изменением ее организационно-правовой структуры. Для повышения уровня технической оснащенности профессиональных аварийно-спасательных формирований Росморречфлота, в ходе реализации подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» запланировано строительство и ввод в эксплуатацию 41 современного аварийно-спасательного судна. В настоящее время построено 16 и принято в эксплуатацию 10 судов: шесть спасательных катеров-бонопостановщиков, семь рейдовых водолазных катеров и три морских водолазных судна. С целью проверки готовности сил и средств функциональных подсистем Росморречфлота к реагированию и ликвидации последствий морских аварий, а также для отработки межведомственного и международного взаимодействия при ЛРН регулярно проводятся бассейновые и международные учения.
Проводимые Минтрансом России и Росморречфлотом мероприятия, а также предложения по совершенствованию государственного регулирования вопросов предупреждения и ликвидации разливов нефти на морском и речном транспорте, позволят обеспечить высокий уровень аварийно-спасательного обеспечения морской деятельности Российской Федерации.
С содокладом о мерах по повышению эффективности работы морских пунктов пропуска в портах Российской Федерации выступил заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский. Он отметил, что развитие морских портов, связывающих Россию с крупнейшими мировыми рынками, является объективной необходимостью. Максимальный объем перевалки всех грузов в морских портах СССР составлял 403 млн. тонн. В 2000 году объем перевалки грузов российских морских портов составлял 182,2 млн. тонн. В период с 2000 года по 2010 год объем перевалки грузов в морских портах России увеличился более чем 2,8 раза и составил 526 млн. тонн. За 11 месяцев текущего года объем перевалки грузов составил 489,4 млн. тонн, что на 1,5% больше чем за аналогичный период 2010 года (482,2 млн. тонн). При этом сухие грузы показали 10-процентный рост (213 млн. тонн). Это обусловлено тем, что в период с 2002 по 2010 год в эксплуатацию были введены новые перегрузочные комплексы мощностью более 200 млн. тонн в морских портах Усть-Луга, Приморск, Варандей, Пригородное, Тамань, Кавказ, Туапсе, Новороссийск, Калининград, Высоцк, Восточный, Ванино и других. При этом доля портов сопредельных государств в общем объеме перевалки российских внешнеторговых грузов снизилась с 51% в 1992 году до 16% в 2010 году.
В.Олерский отметил, что задача по повышению привлекательности и конкурентоспособности морских портов России должна решаться путем реализации целого комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования морских пунктов пропуска. Наиболее важным представляется осуществление мероприятий по созданию современной инфраструктуры пунктов пропуска. Темпы модернизации инфраструктуры пунктов пропуска не соответствуют темпам строительства и ввода в эксплуатацию новых перегрузочных комплексов. Устаревшая и неразвитая инфраструктура пунктов пропуска сейчас является тормозом для развития перевозок, поскольку она не в состоянии справиться с выросшим объемом перевалки грузов.
В настоящее время в подавляющем большинстве морских портов существует необходимость проведения реконструкции пунктов пропуска, создания дополнительных площадей для размещения контрольных органов. По мнению Минтранса, существующие требования контрольных органов к инфраструктуре пункта пропуска требуют пересмотра. Не менее значимым является продолжение работы по совершенствованию технологии контроля в морских пунктах пропуска.
Минтрансом проведена работа по внесению изменений в Типовую схему организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств и грузов в морских и речных пунктах пропуска. В настоящее время Минтрансом совместно с Росморречфлотом и администрациями морских портов продолжается осуществление мероприятий по разъяснению операторам морских терминалов и агентирующим компаниям положений Типовой схемы, проводится работа с контрольными органами по снятию разногласий, возникающих при реализации технологических схем. В. Олерский также рассказал о других направлениях взаимодействия с ФТС, Погранслужбой ФСБ.