Опубликовано 11 Июля 2007
На совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Министр транспорта РФ И. Левитин проинформировал участников о ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации В. Путина от 17 мая 2007 г. № Пр-810 о разработке комплекса мер по развитию российских морских портов, созданию выгодных условий для инвесторов, грузо- и судовладельцев
11 июля 2007 года на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации Министр транспорта РФ И. Левитин проинформировал участников о ходе выполнения поручения Президента Российской Федерации В. Путина от 17 мая 2007 г. № Пр-810 о разработке комплекса мер по развитию российских морских портов, созданию выгодных условий для инвесторов, грузо- и судовладельцев
В целях ускоренного развития инфраструктуры морского транспорта для обеспечения необходимых темпов роста экономики страны, Минтрансом организована разработка инвестиционных программ развития российских портов в рамках формирования новой федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России на период 2010-2015 гг.
На развитие порта Усть-Луга на 2007 год предусмотрено выделение средств федерального бюджета в размере 600 млн. рублей (строительство акватории пусковых (универсального, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольного терминала) перегрузочных комплексов в северной части порта, развитие паромной составляющей автомобильно-железнодорожного паромного комплекса). В настоящее время рассматривается предложение по увеличению объёма финансирования строительства акватории порта с целью увеличения пропускной способности порта Усть-Луга до 58 млн. тонн к 2010 году и до 112 млн. тонн к 2015 году. Инвестиционная комиссия по отбору проектов на получение государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда 27 апреля 2007 года одобрила проект строительства многофункционального перегрузочного комплекса «Юг-2» в порту Усть-Луга. Общая стоимость проекта составляет 8,3 млрд. рублей, в том числе за счет Инвестиционного Фонда – 2 млрд. 11 млн. рублей.
В рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» осуществляется разработка комплексных программ развития портов Новороссийск, Восточный, Мурманск. К настоящему времени подготовлено задание на разработку Обоснования инвестиций в строительство порта на полуострове Восточный Калининградской области. Это будет первый в Калининградской области глубоководный порт, куда смогут заходить суда с большим водоизмещением, что обеспечит конкурентоспособность порта по отношению к прибалтийским портам.
Предусматривается финансирование и ускоренное развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры на ближних и дальний подходах к крупнейшим экспортно-ориентированным портам, в первую очередь к морским торговым портам Приморск, Балтийск, Высоцк, Мурманск, Усть-Луга, Новороссийск, Махачкала, Оля, Козьмино, Восточный, Находка, Ванино.
Вопросы развития железнодорожной и автодорожной инфраструктуры рассматриваются при подготовке ряда указанных выше проектов по развитию портов Балтийск, Мурманск, Новороссийск, Восточный. Минтранс при корректировке действующей и разработке новой ФЦП намерен внести в нее соответствующие мероприятия.
В настоящее время основные расходы по развитию железнодорожных подходов к портам несет ОАО «РЖД», что в свою очередь влияет на уровень железнодорожных тарифов. Как сообщил Министр, предлагается часть расходов осуществлять за счет средств федерального бюджета. Например, к настоящему времени подготовлен проект строительства за счет средств Инвестиционного фонда Кузнецовского тоннеля, который существенным образом улучшит ситуацию при перевозках грузов в порт Ванино.
По словам Игоря Левитина, к формированию портовых особых экономических зон в практическом плане можно будет приступать после внесения соответствующих изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Министр напомнил, что 14 июня 2007 года федеральный закон принят в первом чтении, второе и третье чтение – в начале осенней сессии.
Предусмотрено оказание мер государственной поддержки, направленных на финансирование и строительство судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флота.
Минтранс России в настоящее время заканчивает подготовку и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти корректировку ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» с целью ее завершения в 2009 году.
Игорь Левитин сообщил, что Минтрансу также поручено подготовить и представить в Правительство Российской Федерации в августе этого года предложения о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла.
27 июня в Министерстве проведено совещание, на котором были рассмотрен этот вопрос. По итогам совещания принято решение до конца июля завершить подготовку документов по созданию управляющей компании и внести их на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. В состав управляющей компании предложено включить ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «РЖД», компанию «Роснефть», ФГУП «Росморпорт», администрацию Мурманской области.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года № 781-р (п.32) первый доклад о реализации комплекса мер по развитию морских портов будет представлен в Правительство Российской Федерации 15 августа 2007 года.
Пресс-служба Минтранса России