Опубликовано 7 Июля 2011
6 июля 2011 г. в Нарьян-Маре Министр транспорта РФ Игорь Левитин принял участие в совещании Морской коллегии при Правительстве РФ и выступил с докладом «О мерах по обеспечению роста морских перевозок по трассе Северного морского пути»
Министр отметил, что в связи с планами России по освоению шельфовых арктических месторождений значение Северного морского пути в будущем будет только увеличиваться. Экспериментальные рейсы, совершенные в 2010 году по Северному морскому пути показали не только возможность, но и экономическую целесообразность развития таких перевозок. По данным ФГУП «Атомфлот», на 2011-й год поступило 15 заявок на транзитную проводку судов по Северному морскому пути.
В связи с тем, что большую часть времени года арктические моря покрыты льдом, обеспечение ледокольной проводки судов является одной из основных составляющих безопасности мореплавания на Северном морском пути, подчеркнул И. Левитин. Развитие ледокольного флота России осуществляется в рамках федеральных целевых программ (ФЦП). В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)» за счет средств федерального бюджета планируется построить один универсальный атомный ледокол мощностью 60 МВт и три линейных дизельных ледокола мощностью по 25 МВт. Расчет необходимого количества ледоколов для обеспечения морских перевозок грузов по Северному морскому пути на перспективу до 2020 года, выполненный с учетом продления сроков службы действующих атомных и дизельных ледоколов, показал, что необходимо построить 3 универсальных атомных ледокола мощностью 60 МВт (типа ЛК-60Я), 1 дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт (типа ЛК-25Д) и 3 дизель-электрических ледокола мощностью 18 МВт (типа ЛК-18Д). В проектах универсальных атомных и дизель-электрических ледоколов нового поколения заложена многофункциональность, позволяющая выполнять работы не только по проводке судов, но и по спасанию людей и судов, а также ликвидации аварийных разливов нефти на море.
Для работы на Северном морском пути необходимы специализированные суда ледового класса, которые должны иметь дополнительное аварийное снабжение и управляться специалистами, подготовленными для работы в Арктике. Ведущие российские ресурсодобывающие компании уже осуществляют масштабные проекты по строительству судов арктических ледовых классов, которые обеспечат своевременную и безопасную транспортировку грузов в ледовых условиях Арктики.
Для совершенствования законодательства в сфере регулирования отношений, связанных с плаванием судов в акватории Северного морского пути, Минтрансом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути», который в конце июня текущего года внесен в Правительство РФ. Принятие законопроекта позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути и современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое обеспечение и ледокольное сопровождение.
Составной частью системы безопасности судоходства является навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО). В целях создания современной комплексной системы навигационно-гидрографического обеспечения на Северном морском пути проводятся необходимые организационные и технические мероприятия.
Особую важность при освоении нефтегазовых месторождений приобретают вопросы безопасности мореплавания и обеспечения необходимого уровня аварийно-спасательной готовности. Задачи обновления аварийно-спасательного и гидрографического флотов решаются в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». Ведется строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов и водолазных катеров. До 2015 года за счет средств федерального бюджета планируется построить 12 единиц гидрографических и лоцмейстерских судов, 37 единиц аварийно-спасательного флота (в том числе для выполнения работ в арктических водах). В целях совершенствования системы поиска и спасания в Арктике, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительство и реконструкция объектов инфраструктуры берегового базирования, включающих административно-бытовые комплексы, причальные сооружения, складские помещения для хранения оборудования.
Восстановление инфраструктуры Северного морского пути для безопасного плавания по его трассам предполагает модернизацию арктических портов Хатанга, Тикси, Певек, Дудинка, Диксон, для чего необходимо проведение их ревизии с целью определения целесообразности реконструкции.