Опубликовано 29 Июня 2011
28 июня 2011 г. состоялся пресс-тур, в ходе которого журналисты ознакомились с новейшими системами обеспечения безопасности на морском и речном транспорте на примере Ситуационного центра Росморречфлота и ряда объектов Канала имени Москвы
Президентом Российской Федерации 31 марта 2010 был подписан Указ № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», в соответствии с которым была разработана Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р.
О работе Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) по выполнению мероприятий Комплексной программы журналистам рассказал руководитель Росморречфлота Александр Давыденко. На мероприятия по обеспечению транспортной безопасности населения на морском и внутреннем водном транспорте в 2010 - 2013 годах предусмотрен объем финансирования за счет средств федерального бюджета в размере 7743,2 млн. рублей, в том числе в 2010 году - 1170,1 млн. руб., в 2011 году - 1868,9 млн. руб.
В рамках реализации мероприятий по оснащению объектов транспортной инфраструктуры инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности с учетом возможности их расширения и создания централизованных распределенных систем проведены работы: по оснащению комплексами инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности акваторий 6 морских портов: Владивосток, Калининград, Сочи, Махачкала, Новороссийск, Мурманск; по оснащению комплексами инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности 8 гидроузлов: Балаковского, Городецкого и Чебоксарского (ФБУ «Волжское ГБУВПиС»), Береславского, Гидроузла № 1 (ФБУ «Волго-Донское ГБУВПиС»), Кочетовского (ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС»), Девятинского (ФБУ «Волго-Балтийское ГБУВПиС») и Федоровского (ФБУ «Кубанское ГБУВПиС»); по проектированию 35 гидроузлов, причалов Северного, Южного речных вокзалов и причала Западного речного порта города Москвы.
Все работы по оснащению инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности являются технологически и функционально связанными и выполнены по единому техническому заданию.
Комплексы инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности представляют собой конструктивно законченные, предназначенные для обеспечения транспортной безопасности объекты транспортной инфраструктуры и выполняющие самостоятельные функции инженерно-технические сооружения и устройства, в состав которых входят системы охранной и тревожной сигнализации, контроля и управления доступом, электропитания, охранного телевидения, освещения, оповещения и других систем, в том числе возможности удаленной передачи информации в Росморречфлот и по запросу в другие федеральные органы исполнительной власти.
Основным назначением комплексов инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности является:
-
Предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры, регистрация, хранение и передача событий.
-
Контроль обеспечения транспортной безопасности и комплексная охрана объектов.
-
Работа в рамках единой дежурно-диспетчерской службы:
-
объекта;
-
водного бассейна;
-
федеральных органов исполнительной власти (Росморречфлот и при необходимости Ространснадзор и МЧС России), а также повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, включая их дежурно-диспетчерские службы со службами оперативного реагирования, для предотвращения актов незаконного вмешательства или устранения последствий внештатных ситуаций и автоматизация процессов предоставления отчетности событий для анализа и принятия решений.
-
Благодаря внедрению комплексов инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности станет возможным осуществление круглосуточного мониторинга состояния систем объекта транспортной инфраструктуры, включая подсистему интеллектуальной обработки и анализа видеоизображения.
Появится возможность регистрации и архивирования внештатных ситуаций в автоматическом или ручном режиме, а также удаленного доступа к текущей и архивной видеоинформации, в том числе с использованием 3-D модели объекта транспортной инфраструктуры.
С созданием комплексов инженерно-технических средств и систем обеспечения транспортной безопасности также будут решаться задачи: управления оперативным реагированием на внештатные ситуации; взаимодействия с локальными службами оперативного реагирования; оповещения персонала, служащих, посетителей объекта транспортной инфраструктуры о внештатных ситуациях и порядке действий; передачи карточки происшествия и видеоинформации о внештатной ситуации в Росморречфлот, Ространснадзор, службы оперативного реагирования и по запросу в другие федеральные органы исполнительной власти.
А. Давыденко отметил, что в Федеральном агентстве морского и речного транспорта создается Ситуационный центр (СЦ), что позволит диспетчеру СЦ непрерывно осуществлять мониторинг оперативной обстановки на объектах морского и внутреннего водного транспорта; получать оперативную информацию при угрозе или совершении акта незаконного вмешательства на объектах морского и внутреннего водного транспорта; создавать оперативный централизованный архив событий на объектах морского и внутреннего водного транспорта; оперативно взаимодействовать с ФСБ России, МВД России и МЧС России. В случае выхода из строя центрального поста наблюдения на объекте, диспетчер Ситуационного центра имеет возможность выполнять функции ЦПН.
Непосредственная работа системы была продемонстрирована на примере акватории морского порта Мурманск и Чебоксарского гидроузла.
На 7-м гидроузле (Тушинский район гидросооружений) Канала имени Москвы состоялся осмотр комплекса инженерно-технических средств антитеррористической защищенности, которыми оборудован гидроузел в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». По словам генерального директора ФГУП «Канал Имени Москвы» Анатолия Сокуренко, работы были завершены в 2010 году. Комплекс включает в себя инженерные заграждения, системы охранной и пожарной сигнализации, телевизионного видеонаблюдения периметра и технического блока, контроля управления доступом (СКУД) на объект, что существенно повысило уровень защищенности объекта и снизило возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе террористической направленности.
В соответствии с Комплексной программой обеспечения безопасности населения на транспорте в 2010 г. завершена разработка проектно-сметной документация по оснащению современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности 32 объектов ФГУП «Канал имени Москвы», строительно-монтажные работы по которым планируется осуществить в период с 2011 г. по 2013 г.
На Северном речном вокзале представители СМИ осмотрели комплекс инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности на пассажирских причалах вокзала. В здании и комплексе причалов Северного речного вокзала в настоящее время завершены и проводятся следующие виды работ: установлено ограждение, разделяющее территорию причалов на зону ожидания и изолированную зону контроля; смонтирована система контроля и управления доступом транспортных средств на причалы; проводятся монтажные работы основного ограждения по периметру комплекса причалов; ведется установка системы видеонаблюдения периметра и комплекса причалов вокзала. Кроме того, для выявления и предотвращения проноса на суда холодного, огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и устройств, либо доступа людей с взрывоопасными или радиоактивными предметами и материалами, на причалах установлены переносные пункты досмотра пассажиров «Поиск».
В июле 2011 г. на комплекс причалов Северного речного вокзала ожидается установка пяти мобильных пунктов досмотра, размещенных на одноосных изотермических фургонах, которые дополнительно укомплектованы дизельными электростанциями и радиочастотными сканерами, типа ProVision. Мобильность пунктов будет обеспечена двумя автотягачами.