Опубликовано 29 Августа 2007
Основные показатели деятельности транспортного комплекса, геодезии и картографии в первом полугодии 2007 года
Основные показатели деятельности транспортного комплекса, геодезии и картографии
в первом полугодии 2007 года
В первом полугодии 2007 года транспортный комплекс работал устойчиво и в целом обеспечил потребности населения и отраслей экономики в услугах.
Пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, составил 233,4 млрд. пасс.-км или 103,82% к январю-июню 2006 года.
Самый большой прирост пассажирооборота в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достигнут на воздушном транспорте – 17,6%. Следует отметить, что наиболее динамичным остается рынок международных перевозок – прирост пассажирооборота в этом секторе составил 22,3 %.
Пассажирооборот железнодорожного транспорта увеличился в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7% и достиг 84,3 млрд. пасс.-км.
Пассажирооборот автомобильного транспорта в первом полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 108%.
По оценке, в первом полугодии 2007 г. пассажирооборот городского электрического транспорта составил 30,6 млрд. пасс.-км или 88,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причинами снижения объемов перевозок на городском электрическом транспорте в основном явились сокращение количества поездок льготных категорий граждан, уточнение их транспортной подвижности пассажиров в результате введения ЕПСБ (единый проездной социальный билет), сокращение парка трамваев, троллейбусов, автобусов большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий. Развитие в большинстве городов сети маршрутных такси привело к перераспределению платежеспособных пассажиров.
Постоянный рост числа легковых автомобилей в личном пользовании граждан также оказывает влияние на снижение объема работ, выполненных городским пассажирским транспортом общего пользования.
Необходимо отметить, что рост тарифов на услуги пассажирского транспорта не превысил роста реальной заработной платы.
Коммерческий грузооборот, выполняемый всеми видами транспорта (за исключением трубопроводного), с учетом промышленного железнодорожного транспорта в январе-июне 2007 года вырос на 8,2% и составил 1120,45 млрд. т-км (108,23 % к январю-июню 2006 года), а объем коммерческих перевозок грузов увеличился на 2,1% и составил 2002,5 млн. тонн (102,11 % к январю-июню 2006 года).
Самый значительный прирост грузооборота достигнут на воздушном транспорте – 11,1%, железнодорожном – 9,0 %, внутреннем водном транспорте – 6,6%, на автомобильном транспорте – 3,9%.
Следует отметить, что 92% коммерческого грузооборота приходится на железнодорожный транспорт общего пользования.
Самая большая доля выполненного объема коммерческих перевозок грузов приходится на автомобильный транспорт – 42%, железнодорожным транспортом общего пользования выполнено 32,9% объема перевозок.
Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом вырос на 4% и составил 658,4 млн. тонн. На внутреннем водном транспорте объем перевозок увеличился на 25% и составил 55,2 млн. тонн. На морском транспорте объем перевозок сократился на 0,3% при сокращении грузооборота на 10,7%.
Объем перевалки грузов через морские торговые порты и другие стивидорные компании за первое полугодие 2007 г. увеличился на 8,7 % по сравнению с прошлым периодом, и составил 218,1 млн. тонн, в т.ч. наливных – 128,3 млн. тонн (прирост – 8,6%), сухих грузов – 89,7 млн. тонн (прирост - 8,8 %).
Тарифы на перевозки грузов в отраслях транспортного комплекса выросли в среднем на 7 процентов (год назад – на 8%).
Но при этом следует отметить, что индекс тарифов на грузовые перевозки значительно ниже индекса цен производителей промышленной продукции (14,6%) и на электроэнергию (11,7%).
Налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации от деятельности транспорта в первом полугодии 2007 г. составили 163,37 млрд. рублей, что на 41,4% выше аналогичного периода прошлого года. Объем налоговых поступлений в федеральный бюджет составил 142,04 млрд. руб.
В структуре всех налоговых поступлений 35,5% занимает налог на прибыль и 26,7% - налог на добавленную стоимость.
От деятельности железнодорожного транспорта получено 22,8%, прочего сухопутного транспорта, включая трубопроводный – 52,01%, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности – 18,05%. Объем налоговых поступлений от деятельности водного транспорта увеличился на 1,3% и от воздушного – на 2,2%.
Создание нормативной правовой базы транспортной деятельности, соответствующей складывающимся в России социально-экономическим условиям, является одной из важнейших задач Министерства.
В 2007 году были приняты Государственной Думой, одобрены Советом Федерации и подписаны Президентом Российской Федерации два закона:
-
«О транспортной безопасности» (№ 16-ФЗ).
-
«О присоединении Российской Федерации к Будапештской конвенции о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям» (№ 33-ФЗ).
Правительством Российской Федерации внесено в Государственную Думу в 2007 году пять законопроектов, подготовленных Минтрансом России.
Из них приняты в первом чтении три законопроекта:
-
«О внесении изменения в статью 85.1 Воздушного кодекса Российской Федерации» (№ 389539-4). - внесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. № 86-р.
-
«Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации» (402720-4) - внесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 253-р.
-
«Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» (№ 423427-4) – внесен распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2007 г. № 500.
Два законопроекта находятся на рассмотрении Государственной Думы:
-
«О платных автомобильных дорогах».
-
« О морских портах Российской Федерации».
Минтранс России представил в Правительство Российской Федерации семь законопроектов:
- «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации».
- «Об утверждении Устава о дисциплине работников внутреннего водного транспорта».
- «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта».
- «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименовании географических объектов».
-
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в части создания правовых условий, позволяющих субъектам Российской Федерации принимать участие в развитии системы гражданских аэропортов).
-
«О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации» (в части повышения уровня ответственности перевозчика и размеров страховых сумм по обязательным видам страхования);
-
«О внесении изменений в Федеральный закон «О геодезии и картографии».
Таким образом, деятельность Министерства транспорта Российской Федерации в первом полугодии 2007 г. была сконцентрирована на вопросах разработки и реализации основных направлений транспортной политики: формирование правовой базы, стимулирование институциональных реформ и модернизации элементов транспортного комплекса, обеспечение безопасности на транспорте. Задача совершенствования системы управления решается в контексте административной реформы, проводимой Правительством Российской Федерации.
Проведенные реформы в транспортной сфере создают предпосылки для перехода транспорта на новый качественный этап своего развития, формирования в России единой транспортной системы, интеграции преимуществ различных видов транспорта в интересах национальной экономики и социальной сферы.