Опубликовано 17 Декабря 2010
Состоялось совместное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Агентства, на котором рассмотрен ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» с учетом ее корректировки и продления до 2018 года
17 декабря 2010 г. состоялось совместное заседание Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета Агентства, на котором рассмотрен ход реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» с учетом ее корректировки и продления до 2018 года
Федеральное агентство морского и речного транспорта является государственным заказчиком 8 федеральных целевых программ, а также внепрограммного мероприятия ФАИП и участвует в реализации комплексного инвестиционного проекта Юг-2 в морском порту Усть-Луга за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Основной реализуемой программой является ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». 2010 год стал переходным от ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Программа была утверждена в 2008 году и предусматривала реализацию крупных инвестиционных проектов со сроком завершения в 2015 году и общим объемом финансирования по подпрограмме «Морской транспорт» 630,7 млрд. рублей, по подпрограмме «Внутренний водный транспорт» 206,3 млрд. рублей.
Ситуация, связанная с мировым финансовым и экономическим кризисом, наложила свой отпечаток на реализацию ФЦП. В соответствии с законом о федеральном бюджете на реализацию программы в 2010 году предусматривалось 19,9 млрд. рублей, что составило 57% от утвержденного Программой уровня финансирования (35,3 млрд. рублей). В целях компенсации, сокращенные бюджетные обязательства были перенесены с 2010 года на 2014-2015 годы. В этой связи, в течение года в Программу и перечень строек были внесены необходимые корректировки, учитывающие оптимизацию расходов средств федерального бюджета, были скорректированы планы по реконструкции и новому строительству объектов федеральной собственности, реализации комплексных инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства.
Перераспределение объемов финансирования по отдельным мероприятиям в 2010 году осуществлялось в соответствии со следующей приоритетностью: завершения и ввода в эксплуатацию переходящих строек и объектов; реализации объектов, обеспечивающих безопасность транспортной системы России и населения; выполнения адресных поручений Президента и Правительства Российской Федерации; строительства объектов в г. Сочи в целях подготовки и проведения Олимпийских игр.
В соответствии с корректировкой в 2010 году в целом на реализацию подпрограммы «Морской транспорт» предусматривается 60,5 млрд. рублей, что составляет 93,7% от ранее утвержденного уровня финансирования, на реализацию подпрограммы «Внутренний водный транспорт» - 6 млрд. рублей или 32,9% от ранее утвержденного уровня финансирования. Из них за счет средств федерального бюджета по подпрограмме «Морской транспорт» предусматривалось 14,5 млрд. рублей, что составило 72,9 % от бюджетных назначений Программы, по подпрограмме «Внутренний водный транспорт» 5,4 млрд. рублей, то есть 27,1 % соответственно.
По подпрограмме «Морской транспорт» в 2010 году были реализованы следующие мероприятия. В морском порту Усть-Луга осуществлялись дноуглубительные работы для обеспечения обработки судов с осадкой до 15 м. Кроме того, проводятся мероприятия по созданию региональной системы безопасности мореплавания. Реализация указанных мероприятий будет завершена в 2011 году и позволит обеспечить отгрузку с 4-го квартала 2011 года экспортной нефти, поступающей по БТС-2.
С целью увеличения грузооборота угольного комплекса в порту Высоцк до 8,7 млн. тонн, обеспечения прохода в порт крупнотоннажных судов в порту Высоцк проводятся работы по реконструкции подходного канала. Завершается строительство объектов третьего пускового комплекса морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург, в том числе объектов пункта пропуска.
Особое значение уделяется мероприятиям по подготовке и проведению Зимних олимпийских игр в г. Сочи в 2014 году
С целью развития МТК «Север-Юг» и расширения присутствия России на Каспии осуществляется строительство объектов федеральной собственности в морском порту Оля. Так, в 2010 году завершено строительство причалов №№ 4 и 5 морского порта Оля, также в текущем году планируется завершить строительство причалов №№ 6, 6а и 7. Завершается строительство Региональной системы безопасности мореплавания на подходах к портам Астрахань и Оля. В 2011 году будут введены причалы №№ 5а, 10, 10а и 10б.
В морском порту Махачкала в 2010 году завершается строительство портового железнодорожного сортировочного парка. В морском порту Петропавловск-Камчатский выполняются проектные работы по укреплению сейсмоустойчивости причалов до 9 баллов.
В течение года активно продолжались работы по строительству судов аварийно-спасательного флота. Результатами данной работы стало завершение строительства и ввод в эксплуатацию 9 новых единиц флота.
В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» в 2010 году завершена часть работ по объектам ГБУ "Волго-Балт", ФГУП «Канал имени Москвы», ФГУ «Беломорканал», ФГУ «Волжское ГБУ», ФГУ «Обского ГБУ» и других.
В 2010 года число судоходных гидротехнических сооружений с неудовлетворительным и опасным уровнем безопасности уменьшилось на 6 сооружений (на 1,8 %) по сравнению с началом года, повысился уровень безопасности 11 сооружений.
В 2010 году началось проектирование новых типов судов обслуживающего флота, в 2011 году будет начато их строительство.
По предварительным прогнозам, объем перевалки в морских портах в текущем году составит 520 млн. тонн. Отклонение от планового индикатора (объем перевалки морских портов в размере 542 млн. тонн) связано с замедлением темпов внешней торговли вследствие мирового финансового и экономического кризиса. Вместе с тем, по сравнению с 2009 годом, это рост на 24 млн. тонн (в 2009 объем перевалки составил 496 млн. тонн).
Следует отметить, что в 2010 году будет преодолена негативная тенденция падения объемов речных перевозок под влиянием экономического кризиса. За 10 месяцев 2010 года внутренним водным транспортом перевезено 96,5 млн. тонн грузов, что выше аналогичного периода предыдущего года (91,9 тыс. тонн) и составляет 105,1 % к уровню 2009 года.
Кроме средств федерального бюджета на развитие инфраструктуры в рамках Программы в 2010 году привлекались средства частных инвесторов на основе принципа государственно-частного партнерства. В 2010 году частными инвесторами осуществлялось развитие инфраструктуры морских портов Усть-Луга, Высоцк, Большой порт Санкт-Петербург, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Кавказ, Темрюк, Тамань, Туапсе, Сочи, Оля, Владивосток, Посьет, Пригородное. Пророст производственной мощности портов составит порядка 30-34 млн. тонн в год.
Кроме этого, осуществлялось пополнение флота отечественных судоходных компаний. В 2010 году судоходные компании получили 15 единиц судов различного назначения.
В соответствии с проектом федерального бюджета на 2011 год, расходы Росморречфлота также будут значительно ниже уровня, предусмотренного базовой Программой. Вместе с тем, по сравнению с 2010 годом инвестиционные расходы Росморречфлота Программы в 2011 года вырастут более чем на 30 % до 17,4 млрд. рублей по подпрограмме «Морской транспорт» и более чем на 40% до 8,4 млрд. рублей по подпрограмме «Внутренний водный транспорт». В целом бюджет Программы составит 25,8 млрд. рублей.
В 2011 году будет продолжена реализация всех переходящих мероприятий. По подпрограмме «Морской транспорт» дополнительно будут начаты мероприятия по строительству дизельного ледокола мощностью 25 мвт, формированию второй очереди акватории нефтеперегрузочного терминала в бухте Козьмино и развитию акватории Большого порта Санкт-Петербург.
На внутреннем водном транспорте, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделенные средства будут направлены в первую очередь на реконструкцию гидротехнических сооружений, имеющих опасный уровень безопасности.
В целях финансового обеспечения предусмотренных строек и объектов и приведения в соответствие бюджета Программы с предельным финансированием, предусмотренным федеральным бюджетом, Росморречфлотом и Минтрансом России в настоящее время осуществляется корректировка Программы. Проект корректировки в целом предусматривает продление программы до 2018 года, при этом не исключается возможность продление до 2019 года.
При разработке предложений по корректировке программы Росморречфлотом были приняты во внимание и проанализированы предложения подведомственных предприятий и учреждений, научных и образовательных учреждений. Были выполнены вариантные расчеты объемов бюджетного финансирования отдельных мероприятий Программы с учетом пролонгации сроков их реализации, индексов-дефляторов и перераспределения по годам состава и объемов работ.
Участники совещания также заслушали информацию о выполнении решений Совета Федерального агентства морского и речного транспорта за 2010 год и проект плана работы Совета на 2011 год.