Опубликовано 22 Сентября 2010
Справка о ходе строительства федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск
Справка о ходе строительства федеральной автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации и Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» в 2010 году завершается строительство автомобильной дороги «Амур» Чита - Хабаровск. На сегодняшний день этот транспортный проект является приоритетным для Дальневосточного федерального округа. Магистраль (расчетная интенсивность движения - 3 тысячи автомобилей в сутки) имеет важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение. Трассу прокладывают по территориям Забайкальского края, Амурской и Еврейской автономной областей. Она свяжет дорожную сеть Дальнего Востока с опорной сетью дорог страны, станет составным звеном самой протяженной в мире государственной автомагистрали Владивосток — Москва — Санкт-Петербург (около 10 тысяч километров). Таким образом, наладятся регулярные транзитные перевозки как от берегов Балтики до Тихого океана, так и из Приморья в страны Западной Европы.
Функции государственного заказчика на объектах федеральной автотрассы «Амур» исполняет Федеральное государственное учреждение «Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства» (ФГУ ДСД «Дальний Восток»).
Решение о начале строительства автомобильной дороги Чита – Хабаровск принято Распоряжением Совета Министров СССР от 13.07.1966 г. и Распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 18.07.1966 г. В соответствии с заданием Главдальстроя от 9.08.1966 г. в 1967 году институтом Союздорпроект было разработано технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства автомобильной дороги Чита – Хабаровск.
В разработанном ТЭО, исходя из поставленных задач, в строительстве автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск было выделено три этапа:
-
первый этап – обеспечение сквозного рабочего движения по автомобильной дороге с использованием местной сети дорог;
-
второй этап – строительство дороги по первой стадии с переходным покрытием из щебеночной смеси и развертывание работ по строительству дороги на полное развитие;
-
третий этап – вторая стадия – завершение строительства автомобильной дороги с дорожной одеждой с асфальтобетонным покрытием.
На основании одобренного Правительством СССР в 1967 году ТЭО и учитывая стратегическое и оборонное значение автомобильной дороги, строительство было поручено Министерству обороны СССР. Реально строительство магистрали Чита – Хабаровска было начато в 1978 году.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.1991 г. № 62 автомобильная дорога «Амур» Чита – Хабаровск получила статус федеральной.
К 1994 году были построены головные участки у г. Читы, Хабаровска и Благовещенска общим протяжении 585 км (или около 27% общей протяженности трассы).
До 1995 года (за 17 лет) были введены в строй участки автомобильной дороги около Читы, Благовещенска и Хабаровска общей протяженностью 605 км, что составляло менее 28 % от общей протяженности дороги. Темпы строительства составляли в среднем 35 км в год.
В целях ускорения строительства и ввода в действие федеральной автомобильной дороги "Амур" Чита – Хабаровск, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 24 мая 1994 года № 537 "О мерах по ускорению строительства и ввода в действие федеральной автомобильной дороги Чита - Хабаровск" в результате чего на смену нескольким заказчикам и дорожным управлениям краев и областей пришел один. 9 февраля 1995 года была создана Региональная дирекция строящихся дорог в г. Хабаровске, в дальнейшем переименованная в Федеральное государственное учреждение "Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России Федерального дорожного агентства" (ФГУ ДСД "Дальний Восток"), которой были переданы функции государственного заказчика по строительству автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск.
Грамотное централизованное руководство строительством сосредоточенное незамедлительно дало положительные результаты. Уже в 1995 году было введено в эксплуатацию 133,8 км дороги, в 1996 году — 127,6 км.
В период с 1997 по 2000 год из-за недостатка финансирования, вызванного ухудшениями в социально-экономической сфере России, ежегодный ввод составил по 30–40 км (32,2 км в 1997 году, 39,1 км в 1998 году, 32,8 км в 1999 году и 43,8 км в 2000 году).
Ситуация в корне переменилась в июне 2000 года, когда только что избранный Президент России В.В. Путин на совещании в Благовещенске потребовал форсировать темпы строительства автомагистрали «Амур».
На строительство трассы Росавтодор направил 26% от общего объема финансирования всех дорожных объектов в России. Стали наращиваться темпы строительства. В июне этого же года на автодороге работало 36 экскаваторно-транспортных комплексов, в августе — 61, в сентябре — 94, в октябре — уже 106.
В связи с необходимостью скорейшего открытия сквозного проезда при обеспечении необходимой эксплуатационной надежности дороги в условиях распространения вечномерзлых грунтов, строительство дороги было решено осуществлять в две стадии: строительство дороги с переходным типом покрытия и строительство асфальтобетонного покрытия.
В 2001 г. было введено в эксплуатацию 78,8 км трассы, в 2002 г. — 120,4 км. Это позволило обеспечить лишь, так называемый, "технический" проезд по магистрали.
С 2001 по 2003 гг. ввели в строй 275,8 км автомагистрали. К началу 2004 г. дорожники выполнили установленные планы — трасса была готова к открытию сквозного рабочего движения с использованием территориальной автодорожной сети. Торжественная церемония открытия состоялась 26 февраля 2004 года.
В 2005 году принято решение ускорить работы по II стадии строительства, подразумевающей устройство дорожной одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием.
Учитывая поставленную задачу, ускоренными темпами началось развитие мощностей по производству асфальтобетона. Если для обеспечения строительства асфальтобетоном до 2007 года работало только 4 притрассовых АБЗ, то к середине 2008 года года строительство обеспечивало уже 19 асфальтобетонных заводов, а к концу 2009 - 24.
Для обеспечения выполнения планов строительства годовой выпуск асфальтобетона в 2008 – 2009 года превысил 2 млн. тонн. В 2010 году для обеспечения завершения устройства покрытия капитального типа на автодороге планируется уложить 1,4 млн. тонн асфальтобетонной смеси, что составляет более 15% годового объема асфальтобетона производимого для нужд федеральной сети автомобильных дорог Российской Федерации.
В период с 2004 по 2007 гг. на участках строительства автомобильной дороги "Амур" Чита - Хабаровск было выполнено работ на сумму 24 668,7 млн. руб., введено в эксплуатацию 740,9 км по I стадии.
В 2008 году ФГУ ДСД "Дальний Восток" были сданы 238,2 километров федеральных автомобильных дорог, в том числе 47, 3 километра по I стадии и 190,9 километра по II стадии.
В 2009 году работа велась еще более напряженно, так как предусматривался ввод в эксплуатацию 705 километров трассы по II стадии с асфальтобетонным покрытием и 54 километра, завершающих строительство по I стадии. И эта задача по вводу 2009 года была успешно выполнена. Финансирование из средств федерального бюджета составило 15 362,6 миллиона рублей. Введено в эксплуатацию 713,3 км по второй стадии строительства.
В 2010 году Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрено 10286,2 млн. рублей на завершение работ по второй стадии строительства на 573 км, с вводом в эксплуатацию данных участков будет завершено в этом году строительство федеральной трассы «Амур» с покрытием капитального типа общей протяженностью 2097 км.
Автомобильная дорога придаст дополнительный импульс отраслям промышленности которые заняты добычей и переработкой природных ресурсов, позволит переключить на себя короткопробежные железнодорожные перевозки с Транссибирской железнодорожной магистрали, сократит сроки доставки грузов, повысит товарообмен между прилегающими краями и областями, обеспечит проезд граждан на автомобилях в центральные районы России. Откроет доступ к богатейшим месторождениям расположенным вдоль автомагистрали. Обеспечит связь многочисленных районов с областными центрами.