Опубликовано 24 Июня 2009
Состоялось заседание коллегии Федерального агентства воздушного транспорта, посвященное обеспечению безопасности полетов в гражданской авиации. В работе коллегии принял участие заместитель Министра транспорта РФ Валерий Окулов
Открывая заседание коллегии, руководитель Росавиации Геннадий Курзенков отметил необходимость перехода на профилактические методы управления безопасностью полетов. По его словам, сегодня недостаточно работать с материалами расследований авиапроисшествий.
«Необходимо ежедневно собирать и анализировать данные выполнения полетов, определять риски и приоритетные меры воздействия, -- сказал Геннадий Курзенков. -- Это позволит вскрыть сотни проблем, которые могут стать причинами серьезных авиационных происшествий».
С докладом выступил заместитель руководителя Росавиации Владимир Дмитриев. По его словам, в 2008 году состояние аварийности в коммерческой авиации характеризовалось следующими показателями: произошло 8 катастроф, в которых погибло 129 человек; 5 аварий, 912 инцидентов, 5 чрезвычайных авиационных происшествий. Самые тяжелые последствия имела катастрофа самолета Боинг 737 авиакомпании «Аэрофлот-НОРД» в аэропорту Пермь. В ней погибло 88 человек.
В 2009 году произошло 2 катастрофы, в которых погибло 11 человек; 1 авария и 298 инцидентов.
Примером недобросовестного выполнения своих обязанностей и нарушения документов, регламентирующих летную деятельность, являются действия экипажа самолета Ту-154 авиакомпании ЮТэйр который 24 апреля 2009 года выполнял полет из Москвы в Самару. С момента взлета и до высоты 7700 метров экипаж не убрал шасси. Это в совокупности с дальнейшими безграмотными действиями экипажа привело к несанкционированному и неконтролируемому снижению воздушного судна. Также экипажем были нарушены требования по обязательному выполнению доклада об изменении высоты полета, а по прибытию в аэропорт Курумоч (Самара) имело место сокрытие данного авиационного события.
Еще одним примером вопиющих нарушений служит катастрофа вертолета Белл-407 с губернатором Иркутской области на борту. По словам Дмитриева, «в процессе организации и выполнения данного полета было нарушено все, что только можно нарушить». Это был вылет без заявки и разрешения органов управления воздушным движением, полет в ночное время на вертолете, не оборудованном для ночных полетов, снижение ниже минимально установленной высоты полета и многое другое. По данной катастрофе проводится расследование.
В деятельности Росавиации важная роль отводится инспекционным проверкам и инспекционному контролю. В 2009 году проведена 841 инспекционная проверка по различным направлениям. Данные проверки проводились представителями центрального аппарата Росавиации, а также инспекторами территориальных управлений. По итогам проверок аннулировано 10 сертификатов эксплуатанта. Двум эксплуатантам действие свидетельства эксплуатанта приостанавливалось.
Вопросы управления безопасностью полетов остро стоят в летных учебных заведениях. В 2006-2007 годах в авиационные училища стали поступать новые воздушные суда первоначального обучения. Период освоения новой техники осложнился увеличением налета на курсанта до 150 часов. Это обусловлено требованиями ИКАО для получения свидетельства коммерческого пилота. В процессе эксплуатации новой техники проявились серьезные конструктивно-производственные дефекты на самолетах Гжель и Як-18Т (36 серии). Росавиация принимала решения о приостановке эксплуатации этих самолетов до устранения дефектов разработчиками. Самолеты Гжель до настоящего времени полеты не выполняют.
Заместитель Министра транспорта Валерий Окулов в своем выступлении заявил, что безопасность полетов базируется на регулировании отношений между органами власти и эксплуатантами. В первую очередь, по словам Окулова, это касается регистрации воздушных судов на территории России. В частности, он заявил о необходимости присоединении России к Кейптаунской конвенции, которая регулирует права собственности на воздушные суда и предусматривает соблюдение прав лизингодателей в случае возникновения финансовых проблем у арендаторов. Присоединение к конвенции и регистрация воздушных судов на территории РФ должны приносить выгоду государству и привлекать не только российские, но и иностранные компании.
Также В. Окулов озвучил задачу формирования единого государственного органа сертификации, который должен учитывать в своей работе результаты аудиторских проверок IOSA.