Опубликовано 9 Марта 2004
Доклад заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова на съезде профсоюза летного состава России 27февраля 2004 года
Доклад
заместителя Министра транспорта Российской Федерации Г.Ю. Мошкова
на съезде профсоюза летного состава России
27февраля 2004 года
Уважаемые коллеги!
Как и предыдущие годы, прошедший 2003 год был для нашего транспортного комплекса годом напряженной многоплановой работы, направленной в целом на улучшение транспортного обслуживания экономики и населения, на более полное удовлетворение предъявляемых к транспорту экономических, социальных и других специальных требований.
Была продолжена работа по реализации принятой в 2001 году федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России», определяющей задачи и необходимые меры в области транспорта нашей страны на период до 2010 года.
Продолжалось совершенствование правовой и законодательно-нормативной базы, регламентирующей транспортную деятельность.
Важным событием явилось принятие Правительством Транспортной стратегии Российской Федерации, которая прошла всестороннее обсуждение на Государственном Совете и на Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Кремлевском дворце в декабре 2003 г.
В транспортной стратегии определены приоритеты государственной транспортной политики Российской Федерации, основные задачи развития транспортной системы и направления их решения на видах транспорта с учетом их специфики на период до 2025 года.
Транспортная стратегия рассматривается как основа для разработки целевых программ в области транспорта и в смежных с транспортом отраслях хозяйства.
Ее положения являются базой для единого понимания роли транспорта и перспектив его развития органами исполнительной и законодательной власти различных уровней, бизнесом, пользователями транспортных услуг, всеми слоями общества.
В 2003 году в экономике и социальной сфере нашей страны произошли, как известно, заметные положительные сдвиги.
По данным Госкомстата России прирост ВВП составил 7%, инвестиций в основной капитал – 12,5%, объема розничной торговли – 8%, денежных доходов населения – 14,5%.
Соответственно увеличился спрос на перевозки пассажиров и грузов. Грузооборот всех видов транспорта (включая железнодорожный и трубопроводный) вырос на 7,4% (в 2002 г. против 2001 г. на 5,6%), пассажирооборот – на 7,8% (в 2002 г. упал на 0,6 %). По отраслям Минтранса прирост пассажирооборота составил 2,1%, а грузооборот несколько сократился.
Наиболее значительный прирост пассажирооборота – 9,4% - наблюдался на воздушном транспорте. При этом он опережал прирост пассажирооборота на железных дорогах МПС и имел место во всех видах сообщений, в том числе и в местном, что свидетельствует о возрождении малой авиации и улучшении обслуживания отдаленных территорий, о восстановлении роли авиации, как ведущего звена в системе пассажирского сообщения.
В 2003 году индекс тарифов на пассажирские перевозки в целом по всем видам транспорта, а также по основным видам транспорта, обслуживающим дальнее пассажирское сообщение составил 112% и был несколько выше индекса потребительских цен. Однако повышение тарифов осуществлялось, прежде всего, на услуги повышенного качества и в целом не повлияло заметно на ограничение спроса на транспортные услуги. Так, особенно ощутимо – на 17,9% - возросли тарифы авиационного транспорта, однако на нем наблюдался и наибольший прирост пассажирооборота.
К тому же, начиная с 2001 года, темпы роста тарифов воздушного транспорта снизились вследствие повышения эффективности работы авиакомпаний и проведения ими более гибкой тарифной политики, что позволило более успешно конкурировать с железнодорожным транспортом.
По предварительным оценкам, гражданская авиация в целом получила в 2003 году прибыль, которая составила около 10,0 млрд. рублей. Доходы составили около 160,0 млрд. рублей, что на 11,8% больше, чем в 2002 году. Финансовые результаты свидетельствуют, что в целом гражданская авиация второй год подряд завершает с прибылью после нескольких лет убытков.
Вместе с тем необходимо отметить, что основная доля прибыли приходится на крупнейших авиперевозчиков (“Аэрофлот-РА”, Сибирь, Пулково и т.п.), Госкорпорацию по ОВД и на узловые аэропорты (Шереметьево, Толмачево, Внуково, Домодедово, Иркутск, Сочи и т.п.). Предприятия и организации Западной Сибири, Саха (Якутия), Коми, Камчатки, Восточной Сибири, Красноярска, Поволжья и Центральных районов суммарно закончили год с убытками.
Количественные и качественные показатели обслуживания транспортным комплексом его клиентуры прямо зависят от технического уровня и состояния его производственно-технической базы, ее соответствия спросу на перевозки и современным требованиям.
В этой области в 2003 году также произошли хотя и небольшие, но положительные сдвиги.
На развитие и совершенствование производственно-технической базы транспортного комплекса, на улучшение ее эксплуатационного состояния в 2003 году были направлены из всех источников финансирования инвестиции в размере 127 млрд.рублей – на 25,4% больше, чем в предыдущем году. При этом почти в 1,5 раза увеличились инвестиции из федерального бюджета, их удельный вес в общем объеме существенно возрос.
Осуществлялись работы по реконструкции и строительству взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов и других объектов в 36 действующих аэропортах федерального значения, строительству новых аэропортов в Сыктывкаре и Омске. Завершена реконструкция аэропорта Пулково и ВПП в аэропортах Пермь, Иркутск, Богородское. Установлено радионавигационное оборудование в 22 аэропортах.
Однако задачи по необходимому улучшению инфраструктуры транспортного комплекса решены далеко не в полной мере.
В аэропортах гражданской авиации значительное количество аэродромов не соответствует требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов по геометрическим размерам и прочностным характеристикам, а также по эксплуатационному состоянию. Недостаточен уровень технического оснащения аэропортов.
В гражданской авиации реально используются в оперативном режиме только около 50% воздушных судов. По прогнозу из-за списания по выработке ресурса парк самолетов и вертолетов уже в 2005 году уменьшится примерно на 20%, причем за счет самолетов, осуществляющих около 70% перевозок.
В 2003 году на условиях лизинга, кредита и прямых закупок в авиакомпании России поставлено только 16 воздушных судов при общей численности их парка около 6 тысяч единиц.
В целом итоги 2003 г. свидетельствуют о том, что в состоянии производственно-технической базы транспорта произошло некоторое улучшение. Улучшилось транспортное обеспечение практически всех регионов страны. Развернулись работы по обустройству участков инфраструктуры, входящих в международные транспортные коридоры.
В то же время в этой области остается очень много серьезных нерешенных задач разного характера, решение которых потребует настойчивых усилий, больших средств и сроков.
В минувшем году, наряду с решением стратегических задач транспортного комплекса много внимания уделено социальным вопросам.
В области социальной политики проводилась работа по подготовке проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса Российской Федерации, решение основных задач - повышения оплаты труда, сохранения и создания рабочих мест, обоснования льгот и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Разработан и утвержден приказом Минтранса России № 197 от 7 октября 2003 года Перечень минимума необходимых работ (услуг), обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях (филиалах и представительствах) транспортного комплекса. Работа по его формированию проходила с непосредственным участием вашего профсоюза, за что мы вам признательны и благодарны.
Заработная плата на транспорте имеет достаточно стабильный уровень.
За прошедший год среднемесячная заработная плата в отраслях транспортного комплекса достигла 6,9 тыс. рублей.
Прирост составляет 23,7 %, что соответствует уровню прироста в среднем по России.
Сопоставление динамики численности работающих с объемами транспортной деятельности свидетельствует о сохранении тенденции к росту производительности труда.
Производительность труда возросла на видах транспорта, причем ее прирост опередил темп роста заработной платы.
Наибольших размеров достигла заработная плата работников трубопроводного транспорта– 16,8 тыс. рублей, морского транспорта – 13,2 тыс. рублей, авиационного транспорта – 12,0 тыс. рублей, железнодорожного транспорта – 9,2 тыс. рублей.
Задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2004 г. имеют 1,1 тыс. предприятий транспортного комплекса (около 15%) с численностью работающих в них 177,6 тыс. человек.
По отдельным видам транспорта задолженность составила: на авиационном – 115,8 млн. руб., на морском – 14,5 млн. руб., на внутреннем водном – 166,4 млн. руб., в дорожном хозяйстве – 259,1 млн. рублей.
84,7% (1036,1 млн. руб.) просроченной задолженности по заработной плате – это задолженность из-за отсутствия у предприятий собственных средств, 15,3% (187,0 млн. руб.) - из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней. Из общего объема задолженности из-за бюджетного недофинансирования 6,3% приходится на федеральный бюджет и 93,7% - на территориальные бюджеты (субъектов РФ и местные бюджеты).
Основная причина отсутствия у предприятий средств на выплату заработной платы - это неплатежи за оказанные транспортные услуги.
Ситуация с выплатой заработной платы в 2003 г. изменилась к лучшему. Так, по состоянию на 1 января 2004 г. по сравнению с данными на 1 января 2003 г. на 24,3% уменьшилось количество предприятий, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, а ее сумма на 21,4%.
Осуществлялась организация и координация работы подразделений Министерства по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.
В соответствии с планом работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) обеспечивались подготовка и представление на РТК замечаний и предложений по рассматриваемым социальным вопросам. В 2003 году на заседаниях рабочих групп РТК и заседаниях самой Комиссии дважды рассматривались вопросы, связанные с реализацией 179 Конвенции МОТ «О найме и трудоустройстве моряков». Подготовкой материалов к заседаниям РТК занимались соответствующие подразделения Минтранса России.
Координировалась деятельность сторон по составлению, заключению (продлению) тарифных соглашений, включающих различные аспекты социально-трудовых отношений.
В целях реализации государственной политики в области охраны труда и постановления Коллегии Минтранса России «О мерах по улучшению условий и охраны труда на предприятиях транспортного комплекса» от 31.01.02г. №1 проанализированы условия и состояние управления охраной труда на предприятиях транспортного комплекса.
В соответствии с утвержденным Планом мероприятий совместно с отраслевыми службами и профсоюзами разработана концепция Системы управления охраной труда в транспортном комплексе, которая одобрена на заседании Комиссии Министерства по совершенствованию системы управления транспортным комплексом. При разработке концепции указанной Системы обращено внимание на налаживание и развитие взаимоотношений по вопросам охраны труда с региональными органами исполнительной власти через территориальные органы отраслевых служб, отделения РТИ, сеть научно-методических центров охраны труда. В конце декабря прошлого года разработано и утверждено распоряжением Минтранса России Положение о Координационном совете по охране труда. В настоящее время идет формирование его состава. Приглашение принять участие в его формировании Минтранс направил всем отраслевым профсоюзам и объединениям работодателей. 10 отраслевых профсоюзов выразили желание участвовать в его работе.
Осуществлялась координация работ по формированию и реализации отраслевых программ улучшения условий и охраны труда на 2001-2005г.г. В настоящее время действуют соответствующие целевые программы на речном транспорте, в дорожном хозяйстве и в гражданской авиации, решаются вопросы финансирования программ на морском, автомобильном и горэлектротранспорте.
Проводилась работа по организации планомерного обновления отраслевой нормативной правовой базы по охране труда (в пределах выделяемых бюджетных средств и внебюджетных источников).
Работа Министерства транспорта Российской Федерации по вышеперечисленным направлениям социальной политики будет планомерно проводиться и в наступившем году, и мы надеемся на тесное сотрудничество и взаимопонимание со стороны всех отраслевых профсоюзов, в том числе и профсоюза летного состава России.
В 2004 году в нашей стране ожидается дальнейшее развитие сложившейся в последнее время тенденции стабильного экономического роста и повышения уровня жизни населения, что предъявит к транспорту новые требования.
По прогнозу Минтранса России в 2004 г. прирост объема перевозок пассажиров в отраслях транспортного комплекса составит 3,6 - 3,8 %, прирост грузооборота - 3,1-4,4 %. С улучшением транспортного обеспечения спрос на перевозки может возрасти в еще большей степени.
Не потеряют актуальности задачи улучшения экономических, качественных и экологических показателей перевозок, повышения доступности транспортных услуг и безопасности работы транспорта.
Чтобы реализовать возможный вклад транспорта в решение экономических и социальных проблем необходимо систематически устранять ограничения, накладываемые транспортом на экономические связи и подвижность населения.
Целесообразные пути решения этих задач установлены Транспортной стратегией Российской Федерации, которая будет определять нашу деятельность в течение двух десятилетий.
Они состоят в проведении государственной политики, обеспечивающей согласование интересов транспортных предприятий с общественными интересами, в продолжении институциональных реформ и в ускоренном развитии инфраструктуры транспорта.