Опубликовано 28 Августа 2008
Подведены итоги состоявшегося международного учения БАЛЕКС-ДЕЛЬТА-2008
28 августа 2008 года были подведены итоги состоявшегося международного учения БАЛЕКС-ДЕЛЬТА-2008.
Учение проводилось на основании решения 25-го заседания Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря, состоявшегося 22-23 января 2008 г. (г. Хельсинки, Финляндия).Организатор и координатор учения - ФГУ «Госморспасслужба России», совместно с ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление», ФГУ « АМП Калининград», МСКЦ Калининград, Калининградским филиалом ФГУП «Росморпорт».
Руководитель учения - Руководитель ФГУ «Госморспасслужба России» Андрей Хаустов. Учение состоялось на морской акватории, прилегающей к морской стационарной платформе МСП-2.
В ходе учения отрабатывались взаимодействия сил и средств, органов управления спасательных служб региона при оказании помощи аварийному объекту (морская стационарная платформа МСП-2), в частности, эвакуация пострадавших с платформы, оказание им медицинской помощи, тушение пожара, ликвидация разлива нефти регионального значения, возникшего в результате техногенной аварии на платформе. В ходе учения также отрабатывалась организация взаимодействия государственных структур с взаимодействующими организациями, нефтяными компаниями, спасательными службами стран-участниц Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря 1992 года при ликвидации разлива нефти.
В состав участников от российской стороны вошли силы и средства взаимодействующих на Балтийском бассейне спасательных служб федеральных органов исполнительной власти:
-
морской спасательно-координационный центр Калининград;
-
специализированные нефтесборные суда «Кит» и «Прибрежный», морспецподразделение, нефтесборное оборудование ФГУП «Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление»;
-
морской буксир с нефтесборным оборудованием «Балхан», ТБС «Нефтегаз-31», вертолет Ми-8 ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть»;
-
вертолет Ми-8 Северо-Западного регионального центра МЧС России, многоцелевой спасательный катер «Генерал Улыбин» ;
-
портовые средства ФГУ «АМП Калининград», Калининградского филиала ФГУП "Росморпорт";
-
судно экологического контроля Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (ФГУ «Дирекция по техническому обеспечению надзора на море») «Альбатрос»;
-
пограничный сторожевой корабль Пограничного управления ФСБ России по Калининградской области;
-
катер КРХ-1668 Балтийского флота;
-
мобильный пункт оказания медицинской помощи Калининградского территориального центра медицины катастроф;
-
расчетно - аналитические группы ЗАО «Транзас Евразия», ЗАО ЦНИИМФ и ГМА имени адмирала С.О. Макарова.
От стран-участниц Хельсинкской конвенции, международных организаций - специализированные нефтесборные суда и наблюдатели от стран участниц проводимых учений. Своих наблюдателей представили: Секретариат Хельсинской комиссии, Европейское морское агентство безопасности мореплавания, Всемирный фонда охраны дикой природы, финской компания «Ламор», компания «Shell», Эстония. Суда и своих наблюдателей представили: Европейское морское агентство безопасности мореплавания, Дания, Польша, Швеция, Финляндия, Латвия.
Всего задействовано 18 судов, из которых 11 - иностранных, 2 вертолета, а также 34 иностранных наблюдателя. По традиции подобных учений создана аналитическая группа учения, в состав которой вошли представители России, Эстонии и Латвии.
В начале учений в МСКЦ Калининграда, ОАО «ЛУКОЙЛ – Калининградморнефть» в 9.00 поступает с МСП-2 (морская стационарная платформа) условный доклад, что на объекте в результате техногенной аварии возник пожар, произошел разлив в море более 1200 тонн нефтепродуктов, имеются пострадавшие, два человека оказались в воде. Требуется эвакуация раненых, подбор людей с воды и их доставка в лечебные учреждения.
Силами аварийного объекта производится борьба за живучесть объекта, принимаются меры по ограничению и прекращению разлива нефти.
По оценке руководства аварийного объекта силы и средства объекта не способны самостоятельно справиться с пожаром и для его ликвидации необходимо привлечение дополнительных аварийно-спасательных сил и средств.
Дежурный капитан-координатор МСКЦ Калининград дает первоочередное оповещение в ГМСКЦ ФГУ «Госморспасслужба России» Федерального агентства морского и речного транспорта, дежурному диспетчеру Калининградского филиала ФГУП «Балтийское БАСУ», действует в соответствии со схемой организации оповещения и связи при морской аварии в российском поисково-спасательном районе МСКЦ Калининград.
Оповещаются спасательные службы взаимодействующих организаций, производится их развертывание в район проведения учения. Производится оповещение Польши, Литвы и через Секретариат Хельсинской комиссии других стран-участниц Хельсинкской конвенции, обращение к ним за помощью в ликвидации разлива нефти.
Координация действий сил взаимодействующих организаций, осуществляется штабом руководства операцией развернутом в морском спасательно-координационный центре Калининград.
Силы и средства, участвующие в учении, приводятся в немедленную готовность, действуют в соответствии с заданиями на участие в учении, распоряжениями и командами руководителя на месте действия.
На первом этапе учения отрабатывается эвакуация пострадавших и оказание помощи аварийному объекту в тушении пожара. Расчет аварийного объекта приступает к аварийным работам по борьбе с пожаром, принимаются меры по предотвращению дальнейшего разлива нефти.
В район аварии направляются силы аварийно-спасательной готовности ФГУП «Балтийское БАСУ», дежурные силы и средства порта Калининград, взаимодействующих спасательных служб.
Для тушения пожара и сбора нефти к аварийному объекту направляются МБ «Балхан» и ТБС «Нефтегаз-31» ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» с наружными системами пожаротушения на морских объектах, специализированные суда «Кит» и «Прибрежный» ФГУП «Балтийское БАСУ».
Для эвакуации пострадавших и подбора людей, плавающих на воде, к аварийному объекту вылетает вертолет Ми-8 МЧС России с группой спасателей на борту и производит подбор людей, плавающих на воде и доставку их в мобильный пункт оказания медицинской помощи, развернутый Калининградским территориальным центром медицины катастроф, также направляется многоцелевой спасательный катер «Генерал Улыбин».
С окончанием тушения пожара на аварийный объект направляется катер оперативной разведки для разведки концентрации углеводородов в воздухе в районе аварии и мониторинга нефтяного загрязнения.
Второй этап - ликвидация разлива нефти в море, к которому привлекаются специализированные суда участницы стран Хельсинской конвенции.
С учетом фактических гидрометеоусловий, данных моделирования распространения нефтяного пятна расчетно - аналитическими группами наблюдения принимается решение на постановку локализующего бонового заграждения специализированным судном, формирование, расстановка и построение нефтесборных ордеров. Назначение районов для нефтесборных групп и ордеров.
Мониторинг нефтяного загрязнения в ходе проведения учения осуществляется катером Калининградского филиала ФГУ «Балттехмордирекция».
Воздушный мониторинг нефтяного загрязнения по команде руководителя учения осуществляет вертолет Ми-8 ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть».
Руководитель учения Андрей Хаустов в целом положительно оценил работу участников учения, отметив организованную работу национальных руководителей судов в районах их расположения, хорошую работа МСКЦ Калининград, а также расчетно - аналитические группы ЗАО «Транзас Евразия».
«Учения позволяют отработать взаимодействие сил и средств, протестировать оборудование, а также оценить важность совместной работы, так как ни одна из стран не сможет в одиночку справиться с разливом нефти на море», - подчеркнул А. Хаустов.
Пресс-служба Минтранса России