Опубликовано 17 Октября 2001
О законодательно-правовом регулировании дорожного хозяйства.
Справка
к заседанию 17.10.2001 коллегии Минтранса
России по п. 1 повестки
«О законодательно-правовом регулировании
дорожного хозяйства»
Дорожное хозяйство Российской Федерации - неотъемлемая часть единой транспортной системы страны, обеспечивающая конституционное право граждан России на свободу передвижения и являющаяся одной из важнейших отраслей экономики, обслуживающей общегосударственные и региональные нужды. Развитая сеть автомобильных дорог и их надежное и бесперебойное функционирование во многом предопределяют экономическое и социальное развитие народного хозяйства Российской Федерации и играет огромную роль в вопросах обеспечения экономической безопасности и обороноспособности страны.
Несмотря на значительное внимание, которое уделяют Федеральные законодательные органы и Правительство Российской Федерации вопросам развития законодательства, связанным с дорожным строительством, создание нормативно-правовой базы дорожного хозяйства еще значительно отстает от требований ускоренного развития автомобильных Дорог и тех задач, которые ставит ход экономической реформы.
Отсутствие соответствующей законодательной базы препятствует привлечению частных инвестиций в дорожное строительство, а также не обеспечивает возможности получения дополнительных доходов бюджета за счет использования земель автомобильных дорог, придорожных полос для развития дорожного сервиса, рекламы, а также взимания сборов с владельцев иностранных транспортных средств.
Чрезвычайно важным для дорожной отрасли является решение так называемого земельного вопроса.
К сожалению, начатая в Российской Федерации земельная реформа и возникшие в связи с этим дискуссии сосредоточились в одной плоскости и вокруг лишь одного сектора реальной экономики - аграрного. В то время как для развития автомобильных дорог законодательное разрешение вопроса о собственности на землю также имеет исключительно важное значение.
Значительным шагом в этом направлении является принятый Федеральный закон от 17.07.2001г.№ 101-фз «О государственных и муниципальных землях», который вступает в силу с конца января 2002 года.
Данный закон направлен на разграничение земель по надлежащим собственникам, предусматривает механизм такого разграничения.
В сентябре 2001 года государственной думой в третьем чтении был принят Земельный кодекс Российской Федерации. К сожалению, в Земельном кодексе не нашли отражения ряд вопросов дорожного хозяйства, затягивание решения которых приводит к серьезным финансовым потерям для всей отрасли. И хотя Земельный кодекс еще не подписан и не вступил в силу Росавтодором уже готовится проект федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в кодекс.
Кроме того, Росавтодором совместно с Минимуществом России, и Госкомземом России разработаны и представлены в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О резервировании земель», принятие которого предусматривается проектом Земельного кодекса.
Учитывая отрицательную позицию Минюста России по разработанному проекту федерального закона, Росавтодор совместно с Минимуществом России продолжает работу над указанным проектом.
Необходимо решить в законодательном порядке вопросы приобретения, отвода и резервирования земель для перспективного строительства дорог, объединяемых в целевой земельный фонд. Проект федерального закона «О резервировании земель» определяет государственную политику в сфере формирования и использования земельного фонда. Указанный законопроект разработан Роскомземом совместно с Росавтодором.
Одним из основополагающих законов отрасли должен стать Федеральных законов «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Указанный законопроект в свое время был направлен всем заинтересованным органам власти, прошел независимую юридическую экспертизу и доработан с учетом полученных замечаний и предложений.
Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» отклонен Президентом Российской Федерации и дорабатывается в специальной комиссии, созданной в этих целях. В то же время поправки к законопроекту в соответствии с замечаниями Президента Российской Федерации подготавливаются медленно. Необходимо рассмотреть, связанные с этой проблемой вопросы.
Указанный закон решает вопросы закрепления принципов государственной политики в сфере дорожной деятельности, основ государственного управления в этой области в целях развития и обеспечения надежной эксплуатации сети автомобильных дорога Российской Федерации.
В нем должен быть четко очерчен порядок формирования долгосрочных и стабильных нормативов финансирования дорожного хозяйства, разграничение ответственности между федеральным центром/субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам содержания и развития автомобильных дорог, а также привлечения внебюджетных источников финансирования дорожного хозяйства за счет сдачи участков автомобильных дорог в концессию, введения платных автомобильных дорог, повышения эффективности коммерческого использования прилегающих к дорогам земельных участков.
Особо следует сказать о необходимости создания правовых основ, позволяющих ускоренно создавать сеть современных автомобильных дорог.
Представляется интересным проверенный на практике во многих государствах мира механизм передачи дорожных объектов в концессию акционерным и частным компаниям, а также создание сети платных автомобильных дорог.
Концессионные договора позволяют в этих странах ускоренно создавать сеть современных автомобильных дорог, за счет привлечения негосударственных, в том числе частных инвестиций. Негосударственному инвестору на основе договоров предоставляется на срочной и возмездной основе право пользования имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, а также право на осуществление деятельности, составляющей государственную монополию.
Действующие в России инвестиционные законы и иные нормативные акты практически не регулируют вопросы концессионных отношений и, прежде всего, вопросы содержания этих договоров.
Принятие закона о платных автомобильных дорогах и концессиях в дорожном хозяйстве позволило бы ликвидировать правовой пробел и привело бы к появлению правовой возможности для государства вступать с инвесторами в договорные отношения, то есть при условии правового равенства сторон искать экономически выгодные решения, что заметно расширило бы возможности государства по хозяйственному маневрированию.
Кроме того, законопроектом устанавливаются правовые основы создания и эксплуатации платных автомобильных дорог. Он определит цели создания и виды платных автомобильных дорог, компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, требования по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации платных дорог, отвод земель для строительства дорог, порядок и существенные условия договоров о платной эксплуатации дорог, а также организации, имеющие право осуществлять платную эксплуатацию дорог, и порядок установления такой платы.
Законопроект о платных автомобильных дорогах и концессиях в дорожном хозяйстве находится в стадии разработки и в ближайшее время будет представлен для согласования.
Развитие нормативной базы дорожного хозяйства является важным аспектом, направленным на решение в соответствии с государственными интересами вопросов:
-
совершенствования системы финансирования автомобильных дорог, предусматривающей увеличение объемов финансирования дорожных работ в последующие финансовые годы, в том числе за счет увеличения налогов, уплачиваемых пользователями автомобильных дорог;
-
резервирования земель, землеотвода для строительства (реконструкции) автомобильных дорог, а также землепользования в полосе отвода автомобильных дорог;
-
разграничения полномочий и ответственности за развитие и содержание автомобильных дорог общего пользования между федеральным центром и субъектами Российской Федераций и муниципальными образованиями;
-
коммерческого использования полос отвода автомобильных дорог; дорожных концессий и введения платного проезда на отдельных участках автомобильных дорог.