Опубликовано 28 Марта 2002
О мерах по совершенствованию организации системы поиска, спасения и ликвидации разливов нефти на море
27 марта состоялось заседание коллегии Минтранса России по вопросу «О мерах по совершенствованию организации системы поиска, спасения и ликвидации разливов нефти на море» под председательством Министра Сергея Франка.
В настоящее время поиск и спасение людей, терпящих бедствие на море России, осуществляется по принципу взаимодействия существующих ведомственных аварийно-спасательных служб МЧС, Министерства обороны, Минтранса, Федеральной пограничной службой, Министерства природных ресурсов, Государственного комитета по рыболовству и Российской академии наук. Координация деятельности федеральных органов власти при проведении работ по поиску и спасению людей, терпящих бедствие на море и внутренних водах возложена на МЧС России.
Перед участниками заседания с докладом выступил руководитель Госморспасслужбы Минтранса России Владимир Карев. Он отметил, что в настоящее время роль морских спасательных служб возрастает. В последние годы аварийность на морском флоте возросла. При увеличении интенсивности судоходства в 1999-2001 годах на 18%, рост аварийности в 2001 году по сравнению с 2002 годом составил 37%. За последние 5 лет только Госморспасслужбой Минтранса России организовано более 780 поисково-спасательных операций и была оказана помощь 4 789 людям, в том числе 602 иностранным гражданам. Спасательными судами Госкомрыболовства России в 2001 году оказана помощь 113 судам. В связи с активной работой по разведке и добыче нефти, говорится в материалах, значительно возросла потенциальная опасность аварий с танкерами и разливов нефти. По оценкам министерства, объем перевозок на Балтике возрастет с 9 млн. тонн в 2001 году до 30 млн. тонн нефти в 2005 году, в Черноморском бассейне - с 53 до 120 млн. тонн в год. Исходя из этого, риски разливов нефти в 2005 году оцениваются в 2 тыс. 500 тонн на Балтике и в 3 тыс. 700 тонн на Черном море. Это происходит в связи с тем, что высокими темпами увеличивается добыча нефти и газа в шельфовых зонах России.
Развитие федеральной системы поиска и спасения людей, терпящих бедствие на море, одновременно решающей задачи предотвращения и ликвидации социально-экономических, военно-технических и экологических последствий аварий и катастроф на море включено в комплекс мер, обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации.
Для этого необходимо:
-
Совершенствовать существующую систему поиска и спасения людей, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в введении и в сфере деятельности силы и средства спасения.
-
Обеспечить государственную поддержку развития и функционирования системы
-
Развивать международное сотрудничество по поиск и спасению людей на море;
-
Обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.
Защита и сохранение морской среды достигается:
-
Мониторинг состояния морской среды и комплексные меры по предупреждению и ликвидации последствий загрязнения;
-
Осуществление мероприятий по предотвращению разливов нефти при ее разведке и добыче;
-
Выполнение Россией своих международных обязательств в этой области.
Итогом заседания коллегии стало заключительное слово Министра транспорта. Сергей Оттович отметил, как положительный момент, сделанные наработки по этой проблеме и призвал все ведомства консолидировать усилия для обеспечения безопасности морской деятельности. Министр внес предложение рассмотреть на заседании Морской коллегии вопрос о формировании межведомственной рабочей группы при Морской коллегии для координации деятельности аварийно-спасательных служб и решения стратегических задач по развитию федеральной системы спасения на море.