Опубликовано 18 Июля 2001
О схеме комплексного развития московского авиационного узла на период до 2015 года
Справка "Схема комплексного развития Московского авиаузла до 2015 г."
"Схема комплексного развития Московского авиаузла до 2015 г." выполнена в соответствии с Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова №МК-ШО-26пр от 31.10.2000 г., на основании Распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2000 г. и "Технического задания на разработку схемы комплексного развития Московского авиационного узла до 2015 г.", утвержденного 15 марта 2001 г.
Целью работы, определенной вышеуказанными документами, являлось:
-
обеспечение комплексного развития аэропортов Московского авиационного узла в увязке с развитием общей транспортной инфраструктуры;
-
повышение безопасности полетов, авиационной безопасности и надежности эксплуатации аэропортов;
-
улучшение качества обслуживания пассажиров и увеличение пропускной способности аэропортов;
-
наиболее рациональное использование имеющихся мощностей аэропортов.
Аэропорты Московского авиационного узла (МАУ) Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево относятся к аэропортам федерального значения и занимают ведущее положение среди аэропортов Российской Федерации.
Аэропортами Московского авиационного узла в 2000 г. были выполнены отправки пассажиров в объеме 8,6 млн. пасс., в т.ч. на международных авиалиниях - 4,6 млн. пасс.; отправки грузов - 102,7 тыс. тонн, в т.ч. на международных авиалиниях - 41,7 тыс. тонн грузов и отправки почты 8,07 тыс. тонн. В аэропортах Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево в 2000 г. было выполнено 243,77 тыс. взлетно-посадочных операций.
На долю аэропортов МАУ в 2000 г приходилось 44% общего объема авиационных отправок пассажиров в целом по России, 45,2% общего объема отправок грузов и около 50% общего объема отправок почты.
Московская воздушная зона (МВЗ) расположена в стратегически важном центральном районе Европейской части Российской Федерации, является одной из сложнейших в стране и характеризуется высокой интенсивностью полетов воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации.
МВЗ имеет площадь 68 тыс. кв. км и ограничена по высоте эшелоном 9100м.
Основные потоки движения воздушных судов в настоящее время реализуются на 4-х аэродромах: Шереметьево, Внуково, Домодедово, Быково.
Основным недостатком в организации воздушного пространства и воздушного движения в районах аэропортов и аэродромов МВЗ является использование в качестве основной схемы полетов традиционной "коробочки", к характерным точкам которой примыкают маршруты полета, и отсутствие бесконфликтных траекторий прилета/вылета (СИД/СТАР).
Близкое взаимное расположение аэродромов при наличии большой интенсивности воздушного движения и переменного уровня полетов создают предпосылки к образованию большого числа потенциально конфликтных точек в секторах подходов и круга.
Возникающие встречные самолетопотоки усложняют работу диспетчеров и служб УВД и, в конечном итоге, влияют на уровень безопасности полетов в МВЗ.
Определены значения пропускной способности взлетно-посадочных полос аэропортов Шереметьево, Домодедово, Внуково и Быково при существующей организации УВД.
Предложены мероприятия по совершенствованию организации УВД в МВЗ.
Расчетами установлено, что имеются потенциальные возможности увеличения пропускной способности взлетно-посадочных полос аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково за счет внедрения вышеупомянутой технологии СИД/СТАР и строительства РД скоростного схода воздушных судов с ИВПП.
Комплексная оценка современного состояния основных технологических комплексов аэропортов Московского авиационного узла осуществлялась на основе сопоставления возможностей технологических комплексов с фактической нагрузкой на них (воздушные суда, пассажиры, грузы) как для отдельных аэропортов, так и для системы аэропортов Московского авиаузла.
Оценка современного состояния основных технологических комплексов в аэропортах Московского авиационного узла осуществлялась по показателю "средний уровень обеспеченности", который представляет собой отношение фактических мощностей зданий и сооружений к нормативным, соответствующим выполняемым объемам работ.
По аэродромным комплексам аэропортов состояние аэродромных покрытий имеет наименьшие значения данного показателя: от 60 до 80%, - т.к. отдельные участки покрытий находятся в неудовлетворительном состоянии.
Средний уровень обеспеченности аэродромных комплексов по их планировочным размерам и прочности аэродромных покрытий составляет от 90 до 98%, т.к. геометрические параметры элементов аэродромов и их прочностные характеристики, в основном, соответствуют требованиям отечественных норм и международных стандартов ИКАО. Однако по прочностным показателям имеются ограничения для эксплуатируемых в аэропортах воздушных судов.
В аэропортах Московского авиационного узла не обеспечивается нормативный уровень обслуживания в аэровокзальных комплексах аэропорта Шереметьево и сектора МВЛ аэропорта Внуково.
Имеются значительные резервы по обслуживанию грузовых перевозок во всех аэропортах Московского авиационного узла.
Требуется реконструкция и модернизация отдельных объектов авиатопливообеспечения.
Не обеспечивается нормативный уровень на объектах технического обслуживания воздушных судов в аэропортах Быково, Внуково и Шереметьево.
Оборудование объектов УВД, радионавигации, посадки и связи во всех аэропортах Московского авиационного узла по мере выработки ресурса потребует поэтапной замены и модернизации.
Оценка состояния технических средств авиационной безопасности показала, что из общего количества досмотрового оборудования, эксплуатируемого в аэропортах МАУ около 70% технических средств, выработало ресурс.
Фактическая интенсивность движения воздушных судов в аэропорту Шереметьево в максимальный час достигает, а в отдельных случаях превышает расчетную пропускную способность. Имеется небольшой резерв для увеличения годовой интенсивности движения воздушных судов за счет повышения равномерности загрузки ИВПП в течение суток. В остальных аэропортах имеются резервы по увеличению часовой и годовой интенсивности движения воздушных судов.
Комплексная оценка фактического состояния объектов аэропортов Московского авиационного узла с учетом сложившейся организации УВД в МВЗ позволила сделать вывод о нерациональном использовании имеющихся мощностей аэропортов:
-
ИВПП аэродромов Домодедово, Внуково и Быково недозагружены, в то же время ИВПП аэродрома Шереметьево работают на пределе своих возможностей;
-
в аэровокзальных комплексах (сектора Ш-1 и Ш-2) аэропорта Шереметьево фактический пассажиропоток превышает их пропускные способности, в то же время в аэровокзальных комплексах аэропортов Домодедово и Внуково (сектор ВВЛ) имеются значительные резервы по их пропускной способности
Разработаны прогнозы объемов перевозок на перспективу по двум вариантам: оптимистическому и пессимистическому.
При оптимистическом сценарии спрос на отправки из аэропортов МАУ в перспективе прогнозируется: в 2005 г. - 11,2 млн. чел., в 2010 г. - 15,0 млн. чел., в 2015 г. - 20,2 млн. чел. Среднегодовые темпы прироста спроса на пассажирские отправки из аэропортов МАУ по периодам составят: 2000 - 2005 гг. - 5,7%; 2006 - 2010 гг. - 6,0%; 2011 - 2015 гг. - 6,2%; а в целом за весь рассматриваемый период - 6,0%.
При пессимистическом сценарии спрос на отправки пассажиров в аэропортах МАУ в перспективе прогнозируется: в 2005 г. - 10,1 млн. чел., в 2010 г. - 12,6 млн. чел., в 2015 г. - 15,6 млн. чел. Среднегодовые темпы прироста спроса на пассажирские отправки из аэропортов МАУ составят: 2000 - 2005 гг. - 3,6%; 2006 - 2010 гг. - 4,5%; 2011 - 2015 гг. - 4,4%; а в целом за весь период - 4,1%.
Комплексный подход к развитию аэропортов предполагает рассмотрение всех аэропортов Московского авиационного узла как элементов единой авиационной системы и предусматривает рациональное использование всех имеющихся мощностей аэропортов.
За критерий комплексности принята взаимоувязанная пропускная способность воздушного пространства аэропортов МВЗ и пропускная способность ИВПП аэропортов Московского авиаузла.
При комплексном подходе имеющиеся мощности взлетно-посадочных полос обеспечат как годовую, так и часовую прогнозную интенсивность движения воздушных судов на долгосрочную перспективу. При этом строительство новых ИВПП не требуется. Дополнительные ИВПП для обеспечения прогнозируемой интенсивности движения необходимы после 2025 г.
Оценка потенциальных возможностей территорий, прилегающих к аэропортам, показала, что возможности строительства дополнительных ИВПП имеются в аэропортах Домодедово и Шереметьево. В связи с этим представляется целесообразным в ближайшее время осуществить комплекс мер, связанных с резервированием данных территорий для последующего строительства.
Комплексный подход к рассмотрению развития аэропортов Московского авиационного узла позволил определить стратегические направления развития аэропортов до 2015 г. и сформировать прогноз авиаперевозок по отдельным аэропортам
Геополитическое положение г. Москвы и наличие развитой авиационной инфраструктуры предопределяет ее важное значение в качестве крупного международного транзитного узла, который может позволить снять транспортные нагрузки с крупных «узловых» аэропортов Европы. Особенностью аэропортов московского авиаузла является наличие значительного объема международных трансферных перевозок и интенсивности движения воздушных судов, выполняемых, как правило, авиакомпаниями, «базирующимися» в данных аэропортах или альянсами авиакомпаний.
Оценка возможностей аэропортов МАУ и разработанные мероприятия по комплексному развитию аэропортов позволили сделать вывод о том, что в аэропорту Шереметьево будут в ближайшей перспективе созданы необходимые условия для постепенной его трансформации в «узловой» аэропорт.
Прогнозируется, что в перспективе, по мере существенного увеличения международных пассажирских перевозок, в аэропорту Домодедово может быть организован второй в Московском авиационном узле «узловой» аэропорт. В дальнейшем (после 2015г.), когда в эксплуатации появятся новые виды скоростного транспорта, позволяющие осуществлять доставку пассажиров из города в аэропорты и из одного аэропорта в другой за 15-20 мин., может быть образован так называемый «хаб», включающий аэропорты Шереметьево, Домодедово и Внуково.
На территории в пределах Московской воздушной зоны кроме аэропортов Московского авиационного узла находятся аэродромы государственной и экспериментальной авиации, которые принадлежат разным ведомствам. В числе таких аэродромов: Ступино, Клин, Кубинка, Чкаловский, Раменское, Луховицы и др.
Оценка прогнозных показателей деятельности аэропортов МАУ и их возможностей показала, что реализация прогнозируемых объемов авиаперевозок может быть осуществлена без использования аэродромов государственной и экспериментальной авиации.
Оценка современного состояния аэропортов Московского авиационного узла и прогнозируемые объемы авиаперевозок и интенсивности движения воздушных судов позволили разработать мероприятия по комплексному развитию аэропортов на перспективу до 2015 г.
Разработанные мероприятия направлены на повышение безопасности полетов, авиационной безопасности и надежности эксплуатации аэропортов, улучшение качества обслуживания пассажиров и увеличение пропускной способности аэропортов.
Для увеличения пропускной способности аэропортов и повышения безопасности полетов предусмотрено: организация бесконфликтных диспетчерских схем прилета/вылета воздушных судов; автоматизация процессов обнаружения отклонений воздушных судов от заданных плановых траекторий, возникающих конфликтных ситуаций, а также выработки рекомендаций диспетчерам по их устранению; совершенствование технологии работы групп организации потоков в МЦ АУВД; модернизация Московской АСС УВД; строительство рулежных дорожек скоростного схода с ИВПП в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково; строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов авиационно-технических комплексов во всех аэропортах.
Для повышения надежности эксплуатации аэропортов предусматривается: своевременная замена и модернизация объектов УВД, радионавигации, посадки и связи во всех аэропортах Московского авиационного узла; доведение до нормативных требований геометрических и прочностных характеристик аэродромных покрытий в аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково; реконструкция и техническое перевооружение объектов авиатопливообеспечения во всех аэропортах Московского авиационного узла.
Для улучшения качества обслуживания пассажиров предусматривается: строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Шереметьево; реконструкция действующих аэровокзальных комплексов в аэропортах Шереметьево (сектора "Ш-1" и "Ш-2") и Внуково; реконструкция Правительственного терминала "Внуково-2".
Для повышения авиационной безопасности предусматривается оснащение аэропортов современными техническими средствами. Реализация разработанных мероприятий предусмотрена в три этапа. Ориентировочная стоимость реализации мероприятий до 2015 г. в целом по аэропортам Московского авиационного узла составляет (в ценах конца 2000 г.) 39,52 млрд. руб., в том числе на период 2001 - 2005 гг. - 19,44 млрд. руб., на период 2006 -2010 гг.-12,71 млрд. руб., на 'период 2011 -2015 гг.-7,37 млрд. руб.
Разработанные мероприятия позволят комплексно довести уровень обеспеченности основных технологических комплексов аэропортов Московского авиационного узла до нормативного.
В качестве основных источников финансирования развития аэропортов МАУ и его инфраструктуры предусмотрены:
-
собственные средства авиапредприятий;
-
государственные инвестиции как форма государственной поддержки развития аэропортов с выделением средств из федерального бюджета;
-
средства региональных бюджетов г. Москвы и Московской области;
-
заемные источники финансирования, привлеченные средства и внебюджетные фонды;
-
средства заинтересованных предприятий.
В общем объеме потребных инвестиций, предусмотренных на развитие аэропортов на период 2001-2015 гг., доля объектов, относящихся к государственной собственности составляет ~ 36,6%, в том числе аэродромные комплексы - 26,3%, объекты УВД, радионавигации, посадки и связи - 8,8%.
Доставка пассажиров в аэропорты МАУ из Москвы и Московской области осуществляется в настоящее время автомобильным и железнодорожным транспортом.
Оценка состояния транспортных путей к аэропортам и между ними позволила выявить недостаточную пропускную способность Ленинского проспекта, Каширского шоссе, Ленинградского проспекта и Ленинградского шоссе, что приводит к чрезмерному осложнению дорожной обстановки, задержкам автотранспорта в пути и несвоевременному прибытию в аэропорты.
В соответствии с прогнозируемыми объемами авиаперевозок разработаны предложения по улучшению транспортного обслуживания авиапассажиров в увязке с общей транспортной инфраструктурой г. Москвы и выявленным состоянием транспортных путей.
На основе выполненной работы сделаны следующие основные выводы и предложения:
1. Комплексная оценка современного состояния аэропортов Московского авиационного узла и Московской воздушной зоны показала, что существующие мощности основных технологических комплексов обеспечивают фактический объем авиаперевозок, но используются нерационально.
2. Мощности основных технологических комплексов аэропортов с учетом проведения разработанных комплексных мероприятий по развитию и их рациональному использованию обеспечат прогнозируемые показатели интенсивности движения воздушных судов и объемов авиаперевозок до 2015 г. Строительство новых взлетно-посадочных полос в аэропортах Московского авиационного узла в этот период не требуется.
3. Учитывая далекую перспективу (до 2025 г.) представляется целесообразным в ближайшее время осуществить комплекс мер, связанных с резервированием территорий, прилегающих к аэропортам Домодедово и Шереметьево, для последующего возможного строительства новых взлетно-посадочных полос с юридическим оформлением землеотвода. Оценка мирового и отечественного опыта эксплуатации аэропортов показала, что несвоевременное принятие мер по резервированию необходимых территорий неизбежно приводит к их последующей застройке.
4. Современное состояние Московской воздушной зоны вызывает необходимость совершенствования организации управления воздушным движением, направленное на повышение безопасности полетов воздушных судов и увеличение пропускной способности воздушного пространства.
5. Комплексный подход к рассмотрению развития аэропортов Московского авиационного узла позволил определить стратегические направления развития аэропортов до 2015 г., а именно:
-
все аэропорты Московского авиационного узла Быково, Внуково, Домодедово и Шереметьево должны быть сохранены в эксплуатационном состоянии;
-
аэропорт Быково, из-за отсутствия возможностей развития и его расположения в одной из густонаселенных агломераций ( г.г. Жуковский и Раменское, пос. Малаховка, Удельная, Кратово и т.д.), с учетом обеспечения работоспособности находящегося на территории аэропорта авиаремонтного завода, должен быть ограничен в объемах пассажирских и грузовых перевозок на уровне, близком к достигнутому в 2000 г.;
-
аэропорты Внуково и Домодедово должны развиваться по мере роста объемов перевозок и интенсивности движения воздушных судов;
-
в аэропорту Шереметьево прогнозируемая интенсивность движения воздушных судов будет соответствовать предельным возможностям аэродрома и его дальнейшее развитие связано с совершенствованием структуры движения воздушных судов в аэропорту и наземной инфраструктуры.
6. Учитывая выгодное географическое положение г. Москвы, для привлечения иностранных транзитных пассажиров дана оценка возможности создания "узлового" центра («хаба»), состоящего из трех аэропортов Московского авиаузла (Шереметьево, Домодедово, Внуково).
7. На основе проведенной оценки фактического состояния основных технологических комплексов Московского авиационного узла, выполненного прогноза интенсивности движения воздушных судов и объемов пассажирских и грузовых перевозок на перспективу разработаны предложения по комплексному развитию аэропортов до 2015 г., включающие мероприятия по следующим направлениям:
-
повышение безопасности полетов воздушных судов;
-
обеспечение авиационной безопасности и надежности эксплуатации аэропортов;
-
улучшение качества обслуживания авиапассажиров;
-
увеличение пропускной способности аэропортов.