18 Июля 2001
Опубликовано 18 Июля 2001
О ходе выполнения плана мероприятий на 2001 год по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 года
СПРАВКА
О ходе выполнения плана мероприятий на 2001 год по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 года
О ходе выполнения плана мероприятий на 2001 год по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 года
С учетом стратегического значения региона для национальных интересов Российской Федерации План мероприятий по реализации решения совещания администрации Калининградской области и руководства Минтранса России от 19 января 2001 г. (далее - План) содержит актуальные и важные вопросы развития транспортного комплекса области, направленные на снижение негативного воздействия факторов, связанных с ее геоэкономическим положением.
На заседании Правительства Российской Федерации (раздел II протокола от 22 марта 2001 г. №11 "О мерах по обеспечению социально-экономического развития и жизнедеятельности Калининградской области") были даны поручения в адрес соответствующих министерств и ведомств по решению таких основных проблем функционирования транспортного комплекса области, как использование транспортной инфраструктуры для осуществления перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов, совершенствование таможенной и тарифной политики, преодоление транспортной изоляции в связи с предстоящим вступлением стран Балтии и Польши в Европейский союз и ряду других. Тем самым отпала необходимость создания межведомственной рабочей группы при Правительстве Российской Федерации по решению аналогичных вопросов (пункт 1 Плана).
Мероприятия по развитию транспортного комплекса области находят отражение в соответствующих федеральных целевых программах (пункты 2, 3, 4, 52 и 55 Плана). В проект ФЦП развития Калининградской области на период до 2010 г. включен раздел "Транспортный комплекс" с соответствующими мероприятиями. Замечания и предложения по данному проекту Минтрансом России направлены в Минэкономразвития России. Мероприятия по укреплению транспортных связей Калининградской области с остальной территорией России включены в проект ФЦП "Модернизация транспортной системы России".
Поручением Правительства Российской Федерации от 16.06.01 №4087п, представленный администрацией области проект федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области" направлен на рассмотрение в заинтересованные министерства и ведомства (пункт 5 Плана).
Законопроект Калининградской области "О пассажирских перевозках" прошел второе чтение в Областной Думе. В законе Калининградской области "Об областном бюджете на 2001 год" предусмотрена компенсация в размере 31 млн. рублей за проезд льготных категорий пассажиров (пункты 7 и 8 Плана).
Минтрансом России направлены белорусской стороне предложения по решению вопроса установления единого тарифного расстояния перевозки грузов по российской и белорусской железным дорогам. Меры по объединению тарифного расстояния включены в проект плана совместных мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2001-2002 годы (пункт 9 Плана).
В рамках принимаемых Минтрансом России и МПС России мер по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозку российских экспортных грузов в порты Калининградской области отменены скидки с тарифов на перевозку грузов по российским железным дорогам (РЖД) в направлении порта Клайпеда, установление понижающего коэффициента 0,8 на перевозку грузов по РЖД на Калининградском направлении дало прирост объемов перевалки грузов в морском торговом порту Калининграда почти на 29% (263 тыс. тонн) за первые 5 месяцев 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако мощности порта по прежнему загружены только на 40%. Администрацией Калининградской области направлены в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте письма с просьбой установления понижающего коэффициента 0,6 на перевозку в/из Калининградской области всех экспортно-импортных грузов, а также конкурентоспособных тарифов на перевозку из калининградских портов скоропортящейся продукции. Решение этих вопросов увязывается по времени с окончанием МПС России реформы системы взимания тарифов по перевозке грузов через российские и иностранные порты (пункт 10 Плана).
ГТК России выпущено распоряжение от 15.05.2001 г. №495-р, регламентирующее порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, следующих транзитом через территорию Калининградской области. Вместе с тем, целесообразно законодательное закрепление упрощенного порядка оформления перемещения товаров через территорию области при осуществлении внешнеэкономической деятельности (пункты 11,14 и 15 Плана).
В ходе консультаций внешнеполитических ведомств России и Беларуси достигнута договоренность проработать вопрос либерализации взимания сборов при осуществлении транзитных автоперевозок российских грузов- на калининградском направлении через территорию Беларуси (пункт 12 Плана).
Проект соглашения с Литвой о судоходстве на Немане и Куршскому заливу согласован Российской стороной и в настоящее время рассматривается Литовской стороной. Его подписание планируется на заседании Межправительственной Российско-Литовской комиссии по сотрудничеству в сентябре 2001 г. в Москве (пункт 13 Плана).
В соответствии с протоколом совместного совещания Минтранса России и ГТК России от 30.03.2001 г. администрацией Калининградской области и Минтрансом России направлены в Правительство Российской Федерации и МПС России письма с обоснованием определения мест пересечения таможенной границы Российской Федерации при вывозе черных и цветных металлов (пункт 14 Плана).
В соответствии с приказом ГТК России от 26.02.2001 г. №230 "Об утверждении положения о временном хранении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенном контролем" сроки хранения товаров на СВХ портов могут продлеваться таможенным органом с учетом характера товаров и особенностей вида транспорта до 10 суток (Пункт 16 Плана).
Упрощение порядка таможенного хранения судового снабжения, продовольствия и ГСМ обеспечено с выходом постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 г. №517 "Об установлении таможенного режима перемещения припасов" (пункт 17 Плана).
Совместно с ГГК России продолжается работа по упрощению таможенного оформления транзитных грузов, доставляемых в порт судами, без помещения их на СВХ (пункт 18 Плана).
По вопросу формирования товарной партии экспортных грузов (пункт 19 Плана): приказ ГТК России от 26.02.2001 г. №230 "Об утверждении положения о временном хранении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем" находится на регистрации в Минюсте России.
Предложения ГТК России об участии в транспортных процессах экспертов по определению количества и качества товаров, имеющих соответствующий сертификат, и об аттестации сюрвейеров, необходимой для возможного определения количества и качества товаров, перемещаемым морским или речным транспортом насыпью, наливом и навалом через таможенную границу Российской Федерации, рассматриваются в Минтрансе России и МПС России. Их реализация будет способствовать предотвращению ввоза на территорию Калининградской области некондиционных товаров, перемещаемых с остальных регионов Российской Федерации для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации (пункт 20 Плана).
В связи с тем, что нормативными правовыми актами ГТК России не установлены требования по декларированию товаров до их выгрузки в порту, соответствующие предложения МАЛ Калининграда и администрации области будут рассматриваться ГТК России после получения информации о правоприменительной практике по этому вопросу от территориальных таможенных органов (пункт 21 Плана).
Вопрос информирования таможенного органа о перечислении средств в Федеральное казначейство (Управление по Калининградской области) в день, когда они поступили на счет, относится к компетенции Центрального Банка Российской Федерации. В этой связи администрации области целесообразно обратиться в Управление Федерального казначейства по Калининградской области с просьбой принятия решения по подтверждению перечисления средств на счет Федерального казначейства (пункт 22 Плана).
В соответствии с приказом ГТК России от 17.04.2000 г. №293 "Об утверждении Положения о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций" (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2000 г. №2250) таможенные органы в зависимости от конкретных обстоятельств вправе принимать решение о возможности применения особого порядка декларирования в иных случаях, устанавливая дополнительные условия (пункт 23 Плана).
В МИД России направлено предложение по обеспечению свободы транзита при перевозке пассажиров между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, в частности, о решении вопроса с МИД Литвы по отмене литовской транзитной визы для российских граждан, следующих в/из Калининградской области в регулярном автобусном сообщении (от 17.04.01. №МК-З/305-ис). Вместе с тем, с расширением ЕС на Восток Литва намеревается ввести визовый режим для жителей Калининградской области. Возникновение очередей на границе и необходимость длительного оформления виз не будет способствовать развитию культурных и деловых связей, увеличению пассажиро- и товарооборота (пункт 24 Плана).
Предложение о включении в план работы Руководящего комитета проектов "Пункты пропуска - программа ТАСИС" вопроса финансирования строительства МАПП "Мамоново-II - Гжехотки" за счет средств Евросоюза ( от 19.03.2001 г. №926-1/7) находится на рассмотрении в Северо-Западном таможенном управлении (пункт 25 Плана).
Предложения администрации области по вопросу компенсации дополнительных расходов Калининградской области, связанных с транзитом грузов и пассажиров через территории и воздушное пространство государств Латвии, Литвы и Белоруссии (пункт 26 Плана), направлены первому заместителю Министра финансов Российской Федерации А.В. Улюкаеву (от 09.06.2001 г. №2260-1/2) и заместителю председателя Правительства Российской Федерации В.Б. Христенко ( от 09.06.2001 г. №2253-1/1).
Вопрос о компенсации фактических дополнительных расходов юридическим и физическим лицам, расположенным (проживающим) в области или в других регионах РФ, но связанных с транзитом грузов и пассажиров в/из области, осуществляемым всеми видами транспорта, а также юридическим лицам и гражданам Российской Федерации, экспортирующим и импортирующим грузы через территорию Калининградской области, неоднократно рассматривался Минфином России, МПС России, Минтрансом России и другими заинтересованными ведомствами. По мнению Минфина России, оказание финансовой помощи субъектам Российской Федерации за счет средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации не носит целевого характера, а направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности региона (пункт 27 Плана).
Необходимо активизировать усилия по решению вопросов реконструкции международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Багратионовск", финансирования и строительства МАПП "Чернышевское", открытия речного пункта пропуска "Рыбачий - Инда", а также проведения обустройства соответствующих железнодорожных пунктов пропуска (пункты 28, 29, 31 и 54 Плана).
Минтранс России согласовал подготовленный проект Постановления Правительства Российской Федерации по переводу МАПП "Гусев-Голдап" на круглосуточный режим работы с приданием ему статуса международного пассажирского грузового. Для обеспечения контроля в круглосуточном режиме РТИ может выделить дополнительно трех сотрудников. Вопрос увеличения штатной численности пограничных и таможенных органов рассматривается соответственно ФПС России и ГТК России (пункт 30 Плана).
В настоящее время из-за высоких железнодорожных тарифов контейнерные перевозки по маршруту Калининград-Минск-Москва не конкурентоспособны по сравнению с автомобильным вариантом. Решением заседания Совета Министров Союзного государства (протокол от 08.06.2001 г. №3 "О ходе выполнения постановления Совета Министров Союзного государства от 29 января 2001 г. №4 "Об использовании мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевалки и перевозки грузов государств -участников Договора о создании Союзного государства") МИД России и МИД Беларуси предложено провести консультации с Министерством иностранных дел Литовской Республики об организации до конца текущего года трехсторонней встречи глав правительств по вопросу развития транспортного узла г. Калининград, а также формирования согласованной тарифной политики при перевозке транзитных грузов по территории Литовской Республики в направлении калининградских портов. Кроме того, Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте рекомендовано рассмотреть возможность снижения уровня тарифов при перевозках грузов в/из порты Калининградской области. На 5-ом заседании Российско-Литовской рабочей группы достигнута договоренность проанализировать тарифные ставки на контейнерные перевозки по территории Литвы, Беларуси и России, включая морской фрахт и обработку контейнеров в порту Клайпеда, для выработки на трехсторонней встрече экспертов железнодорожных администраций предложений по организации контейнерного поезда Калининград-Клайпеда-Москва (пункт 32 Плана). Кроме того, в рамках созданного Управляющего комитета проекта "2К" будут рассматриваться вопросы привлечения дополнительных грузопотоков в направлениях портов Клайпеда и Калининград, в том числе с учетом формируемого международного транспортного коридора "Север-Юг".
Вопрос о распространении действия скидок и спецставок, установленных телеграммой МПС от 30.06.2000 г. №531 на перевозку грузов в собственных крупнотоннажных контейнерах и возврат порожних контейнеров через Калининградский порт и сухопутные пограничные переходы (пункт 33 Плана), будет решаться МПС России после анализа применения новых тарифов на железнодорожные перевозки.
Реконструкция железнодорожного пути для развития портовых комплексов в направлениях Калининград - Балтийск, Калининград - Балтийский Лес, станции Калининград-Сортировочный, грузового района порта предусмотрена в проекте ФЦП развития Калининградской области на 2001-2010 гг. (пункт 34 Плана).
Подготовлены предложения в Правительство Российской Федерации о выделении средств из федерального бюджета Калининградской железной дороге для приобретения соответствующего подвижного состава ( пункт 35 Плана).
Гвардейским районом водных путей и судоходства (ГРВПиС) проведены съемки южной протоки р. Неман. После определения объемов работ ГРВПиС будет заказан соответствующий проект. Для производства дноуглубительных работ Минтранс России выделил ГРВПиС землесос. Работы должны выполняться на основе паритетного участия в их финансировании администрации области и Министерства (пункт 36 Плана).
Предложения по развитию предприятий речного транспорта Калининградской области направлены в Минтранс России из Волго-Балтийского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. Планируется также строительство в 2002-2010 гг. трех теплоходов смешанного река-море плавания для ОАО "Западное пароходство" с капвложениями 591 млн. рублей (пункт 37 Плана).
Обоснование инвестиций в строительство объектов морской автомобильно-железнодорожной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Германии (пункт 38 Плана) рассмотрено и одобрено на заседании Совета государственной службы морского флота. Результаты доложены в Правительство Российской Федерации (от 30.05. 2001 г. №К-10/430-ис).
Разработанная АО "Ленморниипроект" "Генеральная схема развития портопункта Восточный" передана в МАП Калининграда 15.06.2001 г. После ее согласования с органами государственного надзора, местного самоуправления и администрацией Калининградской области Генеральная схема будет отправлена на отраслевую экспертизу в Минтранс России с одновременным возбуждением ходатайства перед Минобороны России об изъятии земель из земельного фонда Минобороны для передачи в ведение местных органов исполнительной власти (пункт 39 Плана).
На основе полученных от АО "Ленморниипроект" данных о проемных габаритах канала и типе расчетного судна МАП Калининграда подготовлено техническое задание на разработку рабочего проекта "Реконструкция участка Калининградского морского канала от ПК 28 до ПК 42" для обеспечения захода в портопункт Восточный судов длиной более 200 м и строительства объектов навигационной обстановки, обеспечивающих безопасность судоходства на подходах и акваториях бассейна №3 Балтийской военно-морской базы и портопункта Восточный. МАП Калининграда направлены заявки в АО "Ленморниипроект" и ГУП "Союзморниипроект" на заключение договоров по данной теме (пункт 40 Плана).
Вопрос о передачи МАЛ Калининграда бассейна №3 Балтийской военно-морской базы рассматривался в мае 2001 г. в г. Балтийске комиссией с участием представителей Минобороны России, администрации области и Минтранса России. Минтрансом России с участием МАП Калининграда подготовлен и направлен на рассмотрение в Минобороны России соответствующий договор (пункт 41 Плана).
Имеется проектная документация на восстановление Северного мола подходного канала, который находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Проведение ремонтных работ (их стоимость составляет порядка 350 млн. рублей) должно осуществляться по планам и за счет средств организации, на балансе которой находится сооружение (в настоящее время - у Минобороны России). При положительном решении Минобороны России вопроса о начале ремонтных работ МАП Калининграда может оказать по договоренности посильную финансовую поддержку в восстановлении мола (пункт 42 Плана).
Доработанный ГУАП "Калининградавиа" бизнес-план финансового оздоровления предприятия одобрен ГСГА и принят за основу разработки плана внешнего управления предприятием, которое введено 12.04.2001 г. Проект указанного плана передан арбитражному управляющему ГУАП "Калининградавиа" для рассмотрения членами Совета кредиторов (пункты 43 и 44 Плана).
Предложения ГУАП "Калининградавиа" в части реконструкции аэровокзала аэропорта Храброво, включая международный сектор в пункте пропуска через государственную границу, взлетно-посадочной полосы и мест стоянок самолетов, создания центра управления воздушным движением в аэропорту Храброво и других объектов включены в федеральную целевую программу "Развитие Особой Экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы" (пункт 46 Плана).
По инициативе Минтранса России ГТК России направил в Правительство Российской Федерации (№АН-З/434-ис от 09.04.01 г.) проект постановления Правительства Российской Федерации, которым предусматривается создать условия для беспрепятственного перемещения по территории Российской Федерации грузовых автотранспортных средств, помещенных под режим свободной таможенной зоны Калининградской области. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (от 29.06.01 №ХВ-П10-11444) ГТК России, Минтранс России и другие заинтересованные министерства и ведомства готовят необходимые материалы для обсуждения этого вопроса на совещании в Правительстве Российской Федерации в июле 2001 г. (пункт 47 Плана).
Исходя из экономической эффективности в проект национальной программы "Дороги России XXI" включены строительство и реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения Калининград -Черняховск - Нестеров до границы с Литвой и автодороги территориального значения Дорожное - Госграница ( пункт 49).
Инвестиционной программой строительства автомобильных дорог за счет федерального бюджета Российской Федерации на 2001 г. средства на реализацию проекта строительства автодороги Дорожное - граница Польши не предусмотрены. Согласно Региональной программы развития и совершенствования сети автомобильных дорог Северо-Западного региона Российской Федерации завершение строительства дороги планируется в период 2006-2010 гг. Решение о сроках и этапности работ по завершению строительства автомагистрали Калининград - Эльблонг с пограничным пунктом пропуска "Мамоново II - Гжехотки" следует принять после переговоров с Польской стороной по координации указанных работ с учетом размеров бюджетных назначений дорожному хозяйству субъектов Российской Федерации по разделу федерального бюджета Российской Федерации "Финансовая помощь бюджетам других уровней" на 2002 г. и последующие годы. Данный вопрос будет включен в повестку дня ближайших переговоров с Польской стороной в 2001 г. (пункт 50 Плана).
В марте 2001 г. в Москве на четвертом заседании Рабочей группы по сотрудничеству в области транспорта Российско-Литовской межправительственной комиссии рассматривался вопрос "О строительстве обходного участка в г. Советске и пос. Чернышевское на российско-литовской границе". Сформирована российская часть Рабочей подгруппы (возглавляемая ГСДХ) по развитию автомобильных дорог, обеспечивающих подходы к российско-литовской границе. На встрече в апреле 2001 г. в Департаменте дорожного хозяйства администрации Калининградской области с представителями Дирекции автомобильных дорог Литвы стороны отметили приоритет строительства обхода г. Советска и г. Панемуне перед обходом пос. Чернышевское, Кибартай, Вирбелис. В ходе пятого заседания Российско-Литовской Рабочей группы принято решение осуществить строительство моста на обходе г. Советска и г. Панемуне на паритетных началах, и с этой целью провести совместное совещание заинтересованных ведомств обеих сторон. Стороны договорились также направить совместное обращение в ЕС с просьбой содействия финансированию сооружения обхода указанных городов (пункт 51 Плана).
В соответствии с п.4.2 Протокола второго заседания Белорусско-Российского совета по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации с областями, министерствами, органами государственного управления Беларуси в IV квартале 2001 г. должна быть проанализирована возможность использования альтернативных транспортных маршрутов из Калининградской области в Беларусь и представлены согласованные предложения в органы Союзного государства. В соответствии с п.5 Постановления Совета Министров Союзного государства от 29 января 2001 года "Об использовании мощностей морского и речного портов Калининградской области для перевалки и перевозки грузов государств-участников Договора о создании Союзного государства" МПС России с привлечением заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации в целях ликвидации угрозы транспортной изоляции Калининградской области прорабатывает вариант целесообразности сооружения железнодорожной линии от станции Гродно (Беларусь) до станции Краснолесье Калининградской железной дороги вдоль границы в пограничной зоне Польши. Предлагаемый вариант будет сравниваться с вариантом сооружения железнодорожно-автомобильной паромной переправы Санкт-Петербург - Калининград - порты Германии и с вариантом использования обычного транспортного флота (пункт 53 Плана).
В целом, скоординированные действия Минтранса России и администрации Калининградской области по выполнению Плана способствуют преодолению транспортной изоляции региона от остальной России, повышению конкурентоспособности транспортного комплекса области на основе упрощения процедур таможенного оформления транспортных средств и грузов, установления рациональных железнодорожных тарифов на калининградском направлении. Значительное развитие транспортной инфраструктуры региона предусматривается федеральными целевыми программами "Модернизация транспортной системы России" и "Развитие Калининградской области на период до 2010 года". Транспортные проблемы области становятся приоритетными в рамках создаваемого Союзного государства Россия-Беларусь, а также в вопросах взаимоотношений с Литвой и Польшей.
Вместе с тем, отраслевым службам и соответствующим подразделениям Министерства в тесном взаимодействии с органами управления транспорта Калининградской области необходимо активизировать работу по созданию постоянной и надежной транспортной связи региона с территорией остальной России, при этом особое внимание требует решение вопросов организации морской автомобильно-железнодорожной паромной линии Усть-Луга - Балтийск - порты Германии, согласования с соответствующими структурами Литвы, Польши и Беларуси упрощенного порядка транзита грузов и пассажиров в/из Калининградской область через территории этих стран, реконструкции международных автомобильных пунктов пропуска и режима их работы, оценки возможности строительства альтернативных коммуникаций для обеспечения жизнедеятельности Калининградской области.