Опубликовано 14 Июня 2001
Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог России на период до 2010 года
14 июня 2001 года состоялось заседание коллегии Министерства транспорта Российской Федерации. Основной вопрос, рассматриваемый на заседании:
"Об итогах реализации президентской программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995-2000 годы и о проекте национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 года "Дороги России XXI века".
Основным докладчиком выступил заместитель Министра Скворцов Олег Васильевич
Справка
к заседанию Коллегии Министерства транспорта Российской Федерации по вопросу
"Об итогах реализации президентской программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" на 1995-2000 годы и проекте национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог России на период до 2010 года "Дороги России XXI века" (14 июня 2001 года)
Президентская программа «Дороги России», срок реализации которой истек в прошлом году, была первой в истории нашей страны дорожной программой, где на основе комплексного программно-целевого подхода предусматривалось решение вопросов совершенствования и развития дорожной сети страны путем сбалансированного планирования всех видов дорожных работ - строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог.
Главной целью программы «Дороги России» было создание условий для стабилизации экономической ситуации, развития национальных ресурсов страны и повышения деловой активности населения путем удовлетворения спроса и доступности автомобильных перевозок за счет увеличения протяженности и повышения качества автомобильных дорог, а также привлечения к ее реализации различных отраслей производства и населения страны.
Программа «Дороги России» была нацелена в первую очередь на повышение основных потребительских свойств автомобильных дорог, таких как транспортно-эксплуатационные показатели и протяженность дорожной сети.
В рамках программы, наряду с установленными показателями по приросту дорожной сети и совершенствования ее технического состояния, предусматривалась реализация целого комплекса программных мероприятий. По существу программа «Дороги России» была одновременно и программой реформирования дорожного хозяйства в условиях перехода к рыночной экономике.
Решение этой комплексной многоцелевой задачи осуществлялось на двух уровнях государственного управления - федеральном и территориальном с использованием программно-целевого подхода.
При планируемом объеме финансирования программы в 1850 млрд. рублей ее фактическое финансирование составило 884 млрд. рублей или 48%. При этом основные показатели по вводу автомобильных дорог были выполнены на 59,3%, в том числе федеральных - на 83,6%, показатели по ремонту дорог на 35,6%, по ремонту мостов и путепроводов на 70,9%.
Реализация программы «Дороги России» позволила в этот непростой для страны период не только сохранить дорожную сеть страны, но и увеличить ее протяженность, которая за этот период возросла с 519 до 584 тыс. км, в том числе протяженность федеральных автомобильных дорог увеличилась с 41 тыс. км до 46,3 тыс. км, или на 12,9%.
За эти годы было построено и реконструировано 33,9 тыс. км автодорог, отремонтировано 183,2 тыс. км дорог и 290 км мостов, отремонтировано и принято в сеть дорог общего пользования более 47 тыс. км автодорог, находящихся в ведении сельхозпроизводителей.
Введен в эксплуатацию целый ряд дорожных объектов, таких как участки автодорог Чита - Хабаровск, Омск - Новосибирск, Красноярск -Иркутск, Алтай - Кузбасс. Реконструированы участки автомагистралей Москва - С.-Петербург - граница с Финляндией, Москва - Воронеж - Ростов и другие.
Построены внеклассные мосты через р. Амур у г. Хабаровска — длиной 2800 п.м; р. Ока у г. Калуги - 736 п.м.; р. Томь в г. Томске 798 п.м; р. Оку у г. Коломны 1999 п.м; р. Волгу у г. Саратова - 4618 п.м; вантовый мост через р.Обь у г. Сургута протяженностью 2110 п.м с пролетом 408 м; уникальную эстакаду через ущелье Чемитоквадже с высотой опор более 80 м и многие крупнейшие объекты, не уступающие по своим показателям лучшим мировым аналогам.
В результате реализации программы по показателю обеспеченности автодорогами на душу населения среди стран СНГ Российская Федерация переместилась с 6 на 4 место, опередив Грузию и Туркмению. Связь по дорогам с твердым покрытием получили более 4 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 5 млн. человек.
Скорости движения по основным автомагистралям увеличились в результате их модернизации в среднем на 15-20%. Возрос объем автомобильных перевозок. Интенсивность движение по дорожной сети повысилась на 5%, а на основных автомагистралях - на 26,2%. Объем международных автомобильных перевозок увеличился более чем в 2 раза.
В результате улучшения транспортно-эскплуатационного состояния дорог, сокращения времени доставки грузов снизились транспортные издержки при перевозке грузов автотранспортом по основным автомагистралям.
При росте объемов перевозок и увеличении числа автомобилей в стране в 1,6 раза аварийность на Автомобильных дорогах снизилась на 4,5%.
Развитие автомобильных дорог оказало позитивное влияние на стабилизацию социально-экономического положения в стране. За счет реализации программы получили развитие смежные отрасли экономики – производство стройматериалов, дорожное машиностроение, приборостроение, нефтепереработка, транспорт и сельское хозяйство и ряд других отраслей, чему при выполнении программы во многом способствовало взаимодействие Минтранса России с другими федеральными органами исполнительной власти.
Всего за период реализации программы в дорожном хозяйстве и других отраслях производства было создано более 200 тыс. рабочих мест, еще около 200 тыс. человек было привлечено в сферу услуг дорожного сервиса.
Ход реализации программы "Дороги России" постоянно контролировался Администрацией Президента Российской Федерации Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации и другими органами.
В целом по общей оценке проверяющих инстанций, несмотря на невыполнение отдельных показателей программы, ее основные цели были достигнуты.
Вместе с тем в программе "Дороги России" и предусмотренных в ней показателях объемов дорожных работ не ставилась задача решения всех проблем, связанных с обеспечением автомобильными дорогами экономики и населения страны. Достижение этих целей выходило за пределы планируемого программой периода.
С учетом складывающейся экономической ситуации и реальных возможностей финансирования дорожных работ, реализация программы "Дороги России" позволила обеспечить сохранение существующей дорожной сети, а также решить вопросы развития и модернизации лишь отдельных ее участков, где отсутствие автодорог или дефицит их пропускной способности ощущался особенно остро.
Поэтому программу "Дороги России" и ее результаты следует рассматривать как первый и очень важный этап начавшейся в Российской Федерации работы по преодолению копившегося десятилетиями отставания в развитии дорожной сети, которое является сдерживающим фактором социально-экономического развития страны.
Фактические темпы роста автомобилизации в стране в условиях экономического спада оказались выше прогнозируемых. В результате этого развитие автомобильных дорог отставало от бурного роста автомобилизации, темпы которой составляли от 5 до 7% в год.
Протяженность дорожной сети, которая по экспертным оценкам должна составлять как минимум около 1,5 млн. км, в настоящее время составляет 925 тыс. км, что не соответствует социально-экономическим потребностям государства и населения страны. До настоящего времени 39 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 10 млн. человек, не имеют связи по автодорогам с твердым покрытием и оказываются оторванными от внешнего мира в период осенне-весенней распутицы.
Большинство автомобильных дорог в стране построены под нагрузки, которые не соответствуют осевым нагрузкам современных транспортных средств.
Вместе с тем из-за ограниченных финансовых ресурсов, особенно в Федеральном дорожном фонде Российской Федерации на многих магистралях в целях повышения их пропускной способности вместо коренной реконструкции проводились работы по расширению проезжей части и ремонту дорог. Поэтому предельные осевые нагрузки для транспортных средств на наших автомобильных дорогах ниже, чем в большинстве Европейских стран.
До 20% автомагистралей работают в режиме перегрузки. При протяженности многополосных автомагистралей в 4,3 тыс. км потребность в них составляет 8 тыс. км.
До сегодняшнего дня не завершено формирование основной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все экономические регионы, что особенно остро ощущается в Сибири и на Дальнем Востоке. В настоящее время Дальний Восток, Чукотка, Северные районы Якутии, Красноярского края, Томской области и целого ряда других регионов России оторваны от единой дорожной сети страны.
Многие регионы вообще не имеют межрегиональных связей между собой, в результате чего перепробег автотранспорта на ряде направлений превышает 500 - 1000 км. Затруднено движение автотранспорта в крупных городах.
Отсутствие автомобильных дорог снижает обороноспособность России и создает угрозу ее экономической безопасности и территориальной целостности.
Все указанные выше факторы оказывают крайне негативное влияние на развитие экономики страны и конкурентоспособность отечественных товаров, из-за увеличения транспортных издержек при осуществлению автомобильных перевозок, что особенно существенно для Российской Федерации с ее обширными территориями.
Сегодня автомобильным транспортом в стране перевозится до 80% всех грузов. Прогнозы развития транспортной системы показывают, что к 2010 году число автотранспортных средств возрастет в 1,5-1,6 раза, при этом сохранится тенденция опережающего роста автомобильных перевозок в общем объеме транспортной работы.
В этих условиях для обеспечения социально-экономического развития страны необходимо принять неотложные меры по развитию системы автомобильных дорог, обеспечивающих межрегиональные и территориальные транспортные связи, адекватные, требованиям территориальной связанности, обороноспособности и экономической безопасности страны путем приведения в соответствие протяженности и пропускной способности автодорог спросу на автомобильные перевозки.
Таким образом, проблема создания и развития сети автомобильных дорог общего пользования как федеральных, так и территориальных, является для России по-прежнему крайне актуальной. «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» она отнесена к наиболее приоритетным задачам государства.
Как показал опыт последних лет, успешное решение этой задачи, требующей взаимоувязанного перспективного планирования развития дорожной сети на основе скоординированных действий федеральных и территориальных органов исполнительной власти, возможно только на основе комплексного программно-целевого подхода.
С этой целью Минтрансом России подготовлен проект национальной программы развития и совершенствования автомобильных дорог в Российской Федерации на период до 2010 года "Дороги России XXI века", которая по существу является логическим продолжением президентской программы "Дороги России" и должна стать новым очередным этапом решения проблемы развития и повышения технического уровня автодорог в стране.
28 июня 2001 г. на заседании Правительства Российской Федерации намечено рассмотреть вопрос об итогах реализации президентской программы "Дороги России" на период до 2000 года и проекте национальной программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог до 2010 года "Дороги России XXI века".
Проект программы был представлен на согласование в Минэкономразвития России, Минфин России, Минпромнауки России и Минсельхоз России, а также для подготовки заключения в Экспертный Совет при Правительстве Российской Федерации. В настоящее время получено согласование Минсельхоза России, подготовка согласования других министерств находится в стадии завершения.
Проект программы рассмотрен на заседании Правительственной Комиссии по транспортной политике, которое состоялось 23 мая 2001 г. и доработан по замечаниям, высказанным на этом заседании.
Важнейшей чертой новой программы является ее формирование от низовой сети местных автодорог к региональным и далее к межрегиональным автомагистралям с выходом на скоростные трассы и международные транспортные коридоры.
Поэтому проект программы базируется на соответствующих территориальных программах, подготовленных и рассмотренных в федеральных округах на заседаниях соответствующих межрегиональных ассоциаций.
Основными целями программы являются создание условий для улучшения социально-экономического положения страны, укрепления ее обороноспособности и экономической безопасности, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, повышение мобильности населения и содействие освоению и развитию территорий за счет снижения транспортных издержек при перевозках автомобильным транспортом и поэтапного развития и модернизации автомобильных дорог общего пользования.
Эта программа направлена на решение проблем, связанных с развитием дорожной сети страны, которые не были решены в рамках программы «Дороги России» и о которых говорилось выше.
Программа «Дороги XXI века» учитывает опыт реализации предыдущей дорожной программы, но в отличие от нее уделяет большее внимание выбору инвестиционных приоритетов, концентрации ресурсов на наиболее эффективных инвестиционных проектах, дающих максимальный экономический эффект, а также формированию единой дорожной сети страны как одного из важнейших элементов ее транспортной системы на основе комплексного планирования на федеральном и региональном уровнях.
В этой связи условия и задачи Программы тесно увязаны с находящимся сейчас в стадии рассмотрения и доработки проектом федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".
Программа предусматривает:
-
приоритетное финансирование модернизации и развития опорной дорожной сети, ремонта и содержания дорог;
-
совершенствование и развитие сети местных автомобильных дорог для связи населенных пунктов с дорожной сетью общего пользования, решения социальных проблем сельского населения;
-
приведение в нормативное состояние и развитие участков улично-дорожной сети городов, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков;
-
скоординированное взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с реализацией программы;
-
широкое привлечение к реализации программы предприятий смежных отраслей экономики;
-
повышение ответственности органов управления дорожным хозяйством за решение задач по развитию автодорожной сети при одновременном совершенствовании координации деятельности федеральных и территориальных органов управления автомобильными дорогами;
-
совершенствование методов перспективного и оперативного планирования на основе анализа транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог с учетом обеспечения стабильного Финансирования и соблюдения инвестиционных приоритетов;
-
снижение отрицательных воздействий транспортно-дорожного комплекса на окружающую природную среду и повышение безопасности дорожного движения;
-
создание новых рабочих мест в дорожном хозяйстве и смежных отраслях экономики.
Программа рассчитана до 2010 г. с реализацией в 2 этапа
На первом этапе (2002 - 2005 гг.) будут выполняться работы по поддержанию дорожной сети, уменьшению отставания по срокам ремонтов дорог с одновременным повышением технического уровня и пропускной способности дорог. Продолжится реализация наиболее эффективных инвестиционных проектов в районах наиболее перегруженных движением Московского, Санкт-Петербургского и других дорожных узлов, строительство объектов, обеспечивающих геополитические интересы и безопасность государства.
На втором этапе (2006 - 2010 гг.) планируется ликвидировать отставание по срокам ремонтов на сети федеральных дорог и сократить его на сети территориальных дорог. Будут значительно увеличены объемы работ по реконструкции существующих автодорог, особенно на подходах к крупным городам. Продолжатся работы на участках, входящих в состав федеральных и основных территориальных дорог, обеспечивающих международные и межрегиональные связи.
Важнейшими объектами модернизации и развития федеральной сети автомобильных дорог Российской Федерации в разрезе федеральных округов в программном проекте будут:
В Центральном регионе, кроме реконструкции головных участков выходящих из Москвы магистральных дорог "Холмогоры", "Беларусь", "Волга", "Урал", "Россия"; будут модернизированы с уширением до 4-х полос движения федеральные магистрали в составе Панъевропейских транспортных коридоров №2 и №9, завершена реконструкция от Москвы до Воронежа с устройством 4-х полосной проезжей части магистрали "Дон", обеспечивающей выход к крупнейшей в России курортной зоне, морским портам на побережье Черного и Азовского морей. Будут построены мостовые переходы через Волгу у г.Кинешма и на обходе г. Ярославля, завершено формирование межрегионального маршрута Москва-Екатеринбург, в составе которого будет построен ряд объектов, в том числе обход г. Костромы с мостом через Волгу. Также будет завершено строительство и реконструкция участков дорог на маршруте Урень — Шарья - Никольск - Котлас, позволяющем пропускать транзитные потоки в обход перегруженных движением магистралей Московского региона, и участки маршрута граница Украины - Курск — Воронеж -Саратов - Уральск, обеспечивающего кратчайший выход из Центральной Европы в Среднюю Азию, что будет содействовать укреплению экономических интересов страны в этом регионе и переключению на эти дороги международных перевозок, которые сейчас осуществляются по альтернативным путям, проложенным вне пределов Российской Федерации.
В Северо-Западном регионе будет построена кольцевая автомобильная дорога г. Санкт-Петербурга, включая участок по дамбе комплекса защитных сооружений города от наводнений, построены и реконструированы подъезды к сооружаемым и модернизируемым портам в Финском заливе на территории Ленинградской области. Это позволит повысить эффективность работы портов в северной части Финского залива и обеспечить автодорожный проезд к стратегически важному порту Кронштадт. Кроме объектов на территории Ленинградской области, будут построены объекты в составе Северного дорожного коридора России по направлениям: Санкт-Петербург - Вологда - Киров - Пермь -Екатеринбург и Санкт-Петербург — Архангельск — Котлас - Сыктывкар -Кудымкар - Пермь с использованием вводимого в 2001 году мостового перехода через Северную Двину у г. Котласа. Крупными объектами на указанных маршрутах являются участки дорог на территории Карелии, Архангельской и Вологодской областей, а также мостовой переход через Кольский залив у г. Мурманска на международном маршруте к Скандинавским государствам. Будут также выполнены работы по повышению технического уровня участков рокадной магистрали вдоль западной границы России на территории Ленинградской и Псковской областей со строительством обходов городов Гатчина и Псков.
В Южном регионе, кроме работ на федеральных дорогах "Дон" и "Кавказ", которые вместе с магистралью "Каспий" входят в состав транспортного коридора Север-Юг и трансконтинентальных Евроазиатских маршрутов, будет продолжено строительство других важнейших федеральных дорог, обеспечивающих перераспределение и пропуск межрегиональных и международных автомобильных потоков по кратчайшим маршрутам к портам на Черном и Азовском морях и в Закавказье. Многие из этих объектов имеют важное стратегическое и оборонное значение. Среди крупнейших объектов: участки автомобильных дорог Минеральные Воды - Кочубей, Беслан - Владикавказ - граница Грузии, Майкоп - Туапсе с тоннелем на Шаумянском перевале, обход г.Сочи, а также мостовой переход через Волгу у г. Волгограда.
В Приволжском регионе будет завершено строительство участков дорог в составе межрегионального маршрута Москва-Екатеринбург на территории Кировской и Пермской областей, введен мостовой переход через Волгу у г. Ульяновска в транспортном коридоре Центр — Поволжье -Урал. Среди других крупных объектов - мостовой переход через Каму у г. Пермь, вторая очередь мостового перехода через Волгу у г. Саратова.
В Уральском регионе будет введен в строй автодорожный обход Казахстана, построены и реконструированы отдельные участки на формируемых маршрутах Тюмень - Сургут - Н.Уренгой - Салехард и Пермь - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск, что позволит осуществлять северный завоз в этот регион автотранспортом по дорогам круглогодичного действия.
В Сибирском регионе главной задачей будет завершение формирования основного транспортного коридора Восток - Запад, который имеет важное геополитическое и стратегическое значение для нашей страны. Крупнейшими объектами здесь являются строительство обходов городов Новосибирск, Красноярск, Абакан, Ишим, а также реконструкция участков дорог с низким техническим уровнем в составе межрегиональных маршрутов, обеспечивающих международные перевозки. Продолжится строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области. Эвенкийском АО и других территориях зоны севера, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона.
В Дальневосточном регионе, кроме важнейшей стройки страны – магистрали Чита - Хабаровск будет осуществляться строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к Дальневосточным портам, северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, других важнейших дорог, обеспечивающих функционирование экономики региона и решение социальных проблем населения.
На Чукотке начнется строительство автомобильной дороги Билибино - Помолом с выходом в дальнейшем на Магадан, которая свяжет эту изолированную территорию с опорной сетью дорог страны. Эта автомобильная дорога будет иметь как экономическое, так и стратегическое значение и обеспечит нормальную жизнедеятельность региона.
Реализация данной программы работ до 2010 года будет являться важным этапом на пути создания в Российской Федерации современной дорожной сети, адекватной имеющимся в развитых странах Запада.
Выполнение напряженных заданий настоящей Программы по развитию сети автомобильных дорог требует существенных усилий по организации и планированию инвестиционного процесса. В значительной степени успех реализации Программы будет зависеть от принятых инженерных решений. В качестве мощного инструмента принятия решений по развитию автомобильных дорог в целях обеспечения качества дорожных работ, надежности и долговечности сооружений, оптимизации расходования средств в настоящей Программе рассматривается проектно -сметное дело. При этом совершенствование проектно - сметного дела в отрасли предусматривается в направлениях совершенствования методологии проектирования дорожных объектов, обновления нормативно-технической базы проектирования, повышения уровня культуры рынка проектных работ.
Совершенствование технических норм проектирования предусматривает их гармонизацию со стандартами зарубежных стран, повышение требований к потребительским свойствам автодорог, увеличение предельных допустимых нагрузок от транспортных средств.
Решение проблемы сохранения и повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог в условиях их ускоренного старения при резком повышении интенсивности движения и повышении доли тяжелых автомобилей в общем транспортном потоке предусмотрено посредством коренного изменения стратегии осуществления ремонта и содержания дорог. Предусмотрено осуществить переход от имевшей место в прошлые годы практики ремонта отдельных небольших участков дорог и сооружений на них к технологии маршрутного ремонта существенных по протяжению участков на основе диагностики их транспортно-эксплуатационного состояния с использованием современных автоматизированных методов прогнозирования состояния дорог и планирования ремонтных работ. В Программу включены также работы по модернизации и приведению в нормативное состояние в городах участков улично-дорожной сети, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков, следующих в межрегиональном и международном сообщениях. Ремонтные работы будут предусматривать весь комплекс работ по восстановлению дорожных элементов и сооружений с применением разработанных прогрессивных технологий и материалов.
Особое значение будет уделяться модернизации посредством капитальных ремонтов автомобильных дорог, которые по размерам обслуживаемого движения не требуют реконструкции с переводом в более высокую категорию, но ввиду увеличения интенсивности движения транспорта в период ее эксплуатации и значительного увеличения в составе транспортного потока доли тяжелых автомобилей, требуют проведения работ по усилению и уширению дорожной одежды и ремонту мостов для обеспечения пропуска современных нагрузок, совершенствованию системы водоотвода, перестройке отдельных участков для обеспечения нормативных требований, устройству дорожной разметки, ограждений, другого инженерного обустройства дороги.
Содержание федеральных автомобильных дорог в соответствии с программным проектом предусматривает проведение полного комплекса круглогодичных работ на всей сети федеральных автомобильных дорог в соответствии с действующими нормативными документами. В программный период необходимо создать устойчивую и эффективную государственную систему содержания дорог, способную обеспечить уход и сохранность сооружений при оптимальном расходовании выделенных средств и материально - технических ресурсов.
Достижение указанных выше задач, предусмотренных Программой, обеспечивается за счет реализации 12 программных проектов, которые наряду с решением задач по объемным показателям строительства, реконструкции и ремонта федеральных и территориальных автомобильных дорог предусматривают комплекс мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, развитие и модернизацию производственной базы дорожного хозяйства, снижение отрицательных воздействий на окружающую среду, создание и внедрение новых технологий, конструкций и материалов, совершенствование нормативно-технической базы, подготовку кадров, совершенствование управления дорожным хозяйством, информационное и правовое обеспечение.
В рамках этих задач планируется на основе взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации подготовить и реализовать целый ряд межведомственных подпрограмм.
В настоящее время Минтрансом России совместно с Минпромнауки России уже утверждена и реализуется «Программа развития отечественного машиностроения», совместно с Госстроем России и Госстандартом России ведется работа по реализации программы совершенствования нормативно-технической базы дорожного хозяйства, совместно с Минсвязью России начата разработка новых информационных технологий для обеспечения пользователей автомобильных дорог и совершенствования управления автомобильными дорогами.
Совместно с МВД России утвержден план подготовки нормативно-правовых актов по обеспечению сохранности автомобильных дорог и перевозимых по ним грузов и пассажиров.
Во всех 7 федеральных округах Российской федерации подготовлены соответствующие региональные программы развития и совершенствования автомобильных дорог в субъектах Российской Федерации.
Решение задач Программы предстоит осуществить на двух уровнях управления - федеральном и территориальном, на основе комплексного программно-целевого подхода.
Механизмы реализации Программы предусматривают практическое использование рычагов государственной экономической, финансовой и бюджетной политики в области дорожного хозяйства при рациональном сочетании федеральных, региональных и отраслевых интересов.
В результате реализации Программы протяжение сети автомобильных дорог общего пользования возрастет до 670 тыс. км или в 1,1 раза. Снизится количество ДТП на 10-15%, в том числе по сопутствующим дорожным условиям – на 20-30%.
В период 2002-2010 годы объемы строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог составят 11,0 тыс. км на сумму 368,3 млрд. рублей.
Объемы ремонта и содержания федеральных дорог за этот период составят - 48,0 тыс. км на сумму 313,9 млрд. рублей.
Для территориальных дорог эти показатели составляют соответственно 61 тыс. км, на сумму 483,0 млрд. руб. и 268 тыс. км на сумму 733,0 млрд. руб.
Протяженность автомобильных дорог с капитальным типом покрытия достигнет 428 тыс. км, с переходным типом покрытия – 212 тыс. км.
Протяженность автодорог, имеющих четыре и более полос движения увеличится с 4,3 до 8 тыс. км или почти в 2 раза.
Пропускная способность наиболее загруженных участков на важнейших межрегиональных и международных маршрутах возрастет в 1,5-3 раза, а в среднем по сети на 10-12%. Уровень загрузки дорог, характеризующий соответствие технического уровня дорожной сети интенсивности движения на ней, в среднем по сети приблизится к величине 0,4 - 0,6, оптимальному по условиям удобства, безопасности и экономичности перевозок. Около 7-8 тысяч сельских населенных пунктов получат постоянную круглогодичную связь с районными центрами и опорной дорожной сетью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Суммарный экономический эффект от реализации программы с учетом мультипликативного эффекта оценивается в 8,4 трлн. рублей.
Реализация Программы должна обеспечить:
-
удовлетворение растущих потребностей экономики и населения страны в автомобильных перевозках;
-
снижение стоимости и повышение конкурентоспособности отечественных товаров и услуг за счет снижения транспортных издержек при перевозке автотранспортом;
-
содействие освоению новых территорий и вовлечение их в мировой торговый оборот, повышение мобильности населения и создание условий для реализации всеми гражданами страны своих конституционных прав на свободу передвижения;
-
повышение эффективности работы транспортной системы в целом;
-
содействие развитию международной торговли и туризма;
-
укрепление экономической безопасности и обороноспособности государства;
-
развитие отечественной промышленности строительных материалов, дорожного машиностроения, транспорта, нефтепереработки, сельского хозяйства и сферы услуг;
-
обеспечение занятости населения, повышение безопасности дорожного движения и экологической безопасности в районах, расположенных вблизи крупных населенных пунктов.
Объемы финансирования Программы составят 2160 млрд. рублей, из них: за счет федерального бюджета - 700 млрд. рублей, за счет бюджетов субъектов Российской Федерации — 1377 млрд. рублей, за счет внебюджетных источников - 83 млрд. рублей. В период 2002 - 2005 годы соответственно - 818 млрд. рублей, 273 млрд. руб., 523,2 млрд. рублей и 21,8 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в основном за счет государственной поддержки из средств Федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации. Предусматривается также привлечение внебюджетных источников преимущественно для развития системы платных автомобильных дорог, создания и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Для развития производственной базы предприятий дорожного хозяйства, дорожного машиностроения и производства дорожностроительных материалов, конструкций и изделий будут использоваться также собственные средства предприятий.
При обосновании объемов финансирования Программы рассматривались 3 возможных варианта:
1. Финансирование, исходя из минимальной потребности для ремонта и содержания автомобильных дорог (1,6 трлн. руб.)
2. Финансирование, исходя из обеспечения минимальной потребности для ремонта, содержания и развития автомобильных дорог (2,16 трлн. руб.)
3. Финансирование, исходя из обеспечения минимальной потребности для ремонта и содержания автомобильных дорог и их развития, соответствующего потребности экономики страны (3,3 трлн. руб.).
При принятии первого варианта практически полностью прекратится развитие автомобильных дорог в стране, что недопустимо при прогнозируемых темпах роста автомобилизации. Учитывая социально-экономическую значимость автомобильных дорог, это может привести к стагнации экономики, потере конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке и крайне негативным социальным последствиям.
Кроме того, нарастающая перегрузка дорог неизбежно приведет к необходимости резкого наращивания расходов на поддержание существующих дорог в последующий период и не позволит вернуться к решению проблемы развития дорожной сети еще многие годы.
Принятие третьего варианта потребует значительных бюджетных средств, которыми в настоящее время страна не располагает в силу ряда объективных причин.
Поэтому Программой предлагается принять в качестве рекомендуемого варианта вариант финансирования №2.
Объемы средств на реализацию Программы в предлагаемом варианте основан на расчетах, обосновывающих минимальную потребность в финансировании содержания, ремонта и развития автомобильных дорог, исходя из уровня финансирования дорожных работ, достигнутых на 01.01.2001 г. с учетом планируемого индекса-дефлятора.
По экспертной оценке, снижение финансирования дорожного строительства ниже предлагаемого уровня потребует в ближайшие годы административных и экономических ограничений в отдельных регионах на использование транспортных средств.
Программой предлагается базировать дальнейшее развитие системы финансирования автомобильных дорог в стране будет базироваться на основных концептуальных подходах проводимой Правительством Российской Федерации налоговой и бюджетной реформы и зарубежном опыте.
При этом предусматривается полная отмена существующего в настоящее время налога с оборота на пользователей автомобильных дорог с компенсации выпадающих доходов бюджета за счет других налоговых источников. Основываясь на зарубежном опыте и общих мировых тенденциях совершенствования налоговых систем, финансирование автомобильных дорог должно осуществляться в первую очередь за счет введения налогов непосредственно на пользователей автомобильных дорог, включая увеличение налоговых ставок на владельцев транспортных средств и налогов на использование ГСМ.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы финансирования автомобильных дорог в программный период, должно учитывать и предполагаемое вступление России в ВТО и предусматривать гармонизацию устанавливаемых дорожных сборов, которые должны будут взиматься не только с отечественных, но и зарубежных автоперевозчиков, со сборами, действующими в других странах.
В период реализации Программы планируется продолжить работы по привлечению частного сектора к финансированию дорожного строительства на основе механизма частных концессий и создания государственных дорожных корпораций.
На втором этапе развития Программы планируется приступить к совершенствованию механизмов взыскания дорожных сборов с пользователей автодорог за счет внедрения спутниково-информационных систем, разработка которых начата в настоящее время в США и ряде других стран.
Государственным заказчиком Программы является Министерство транспорта Российской Федерации. Государственный заказчик с учетом финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы из различных источников, и предварительных результатов выполнения уточняет мероприятия Программы, промежуточные сроки их реализации и объемы финансирования. Государственный заказчик осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Организация оперативного управления Программой и контроля за ходом ее выполнения возлагаются на Государственную службу дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
Текущее управление Программой предусмотрено осуществлять дирекцией, непосредственно подчиненной Государственной службе дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.