Опубликовано 6 Марта 2001
Основные показатели работы транспортного комплекса в 2000 году
При относительно стабильном объеме перевозок пассажиров (98,9% к уровню 1999 года) общий объем перевозок грузов в транспортном комплексе возрос на 8,1 процента. Улучшилось экономическое положение предприятий транспортного комплекса. На 42 процента выросла их суммарная балансовая прибыль. Вдвое уменьшилось количество убыточных предприятий. Среднемесячная заработная плата работников выросла на 57 % и составила 2867 рублей.
Производственные показатели отдельных видов транспорта отразила структурные изменения в транспортном балансе и в характере спроса на транспортные услуги.
По приросту объемов в натуральном выражении абсолютным лидером стал автомобильный транспорт, который перевез на 340 миллионов тонн больше, чем в прошлом году. На 6 процентных пунктов возросла и достигла 40 процентов доля отечественных автомобильных перевозчиков в перевозках российских экспортно-импортных грузов.
В странах запада доля автотранспорта в транспортном балансе растет пропорционально увеличению валового внутреннего продукта. Есть все основания предполагать, что в обозримом будущем автотранспорт в России будет развиваться даже с опережением темпов роста ВВП.
Протяженность построенных введенных в 2000 году автомобильных дорог на 27% превысила уровень прошлого года и составила 6960 километров. На дорожной сети появился ряд уникальных мостовых сооружений, в частности, мост через Обь у Сургута, мостовой переход через Волгу у села Пристанное, мост через Оку близ Коломны. Уровень аварийности, связанной с дорожными условиями, снизился на 8%.
На 15,5% возросли объемы перевозок грузов внутренним водным транспортом. Наряду с традиционными грузами, речники освоили ряд новых грузопотоков, в том числе – международных. Более, чем на 14 процентов превышен прошлогодний объем «Северного завоза». Проделан большой объем ремонтно-восстановительных работ на внутренних водных путях и гидросооружениях, прежде всего – в полосе основных транспортных коридоров.
На 11,2 процента увеличился грузооборот морских портов. Их доля в объемах переработки российских внешнеторговых грузов также возросла и составила 73 процента против 69 в прошлом году.
В 2000 году достигнут прорыв в строительстве ряда перегрузочных комплексов на побережье Финского Залива, имеющих ключевое значение для обеспечения внешней торговли.
Снижение на 15 процентов объемов перевозок морским транспортом приходится исключительно на перевозки грузов иностранных фрахтователей. При этом объемы каботажных перевозок возросли на 3 процента, экспортных – на 24, импортных – на 36.
Рост объемов промышленного транспорта на 11 процентов «зеркально» отразил увеличение объемов работы магистрального железнодорожного транспорта.
На 11,1 процента выросли грузовые авиаперевозки.
Индексы тарифов на перевозки грузов составили: 1,4 на автомобильном транспорте, 1,2 - на внутреннем водном, 1,1 процента – на морском и авиационном. В целом, индекс роста тарифов транспортного комплекса соответствовал индексу роста цен производителей промышленной продукции.
На авиационном транспорте впервые за последние 10 лет прекратилось сокращение общего объема пассажирских перевозок. При этом рост достигнут за счет международных перевозок, объемы которых увеличились на 17,8 процента. Объем внутренних авиаперевозок сократился на 6 процентов.
Объем перевозок пассажиров в городском и пригородном сообщении автобусами составил 96,1% к уровню прошлого года, городским электротранспортом – 101,8%.
Материалы подготовлены
Департаментом экономики
Министерства транспорта
Российской Федерации