Опубликовано 8 Октября 2002
Предварительные данные по показателям работы транспортного комплекса за январь-сентябрь 2002 года.
ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
ЗА ЯНВАРЬ - СЕНТЯБРЬ 2002 ГОДА
(предварительные данные)
Структура отраслей транспортного комплекса сохранила в целом положительную динамику прироста объемов перевозок и положение, занимаемое ими в реальном секторе экономики. Данные государственного статистического наблюдения показывают, что доля отраслей транспортного комплекса (без трубопроводного транспорта) на рынке транспортных услуг по перевозке грузов составляет 82 %, а по перевозкам пассажиров – свыше 97 %.
Динамика показателей производственной деятельности за ряд лет показывает устойчивую тенденцию в работе грузового и пассажирского транспорта. Анализ положения дел дает основания считать, что такая тенденция сохранится в течение текущего года и в краткосрочной перспективе.
В текущим году положительная динамика по большинству показателей социально-экономического развития транспортного комплекса сохраняется.
В текущем году рынок грузоперевозок сохранил достигнутые показатели прошлого года. Наибольший рост отмечен в воздушных перевозках. Стабильность работы грузового транспорта реально обозначила возможность возврата российских перевозчиков на утраченные позиции. Осуществляются дальнейшие шаги по расширению грузовой базы национальной транспортной системы. Международные перевозки грузов возросли по итогам 2001 года на 12 процентов. Изменение баланса между экспортными и импортными перевозками отразило характер изменения структуры внешней торговли в пользу импорта. Доля российских автомобильных перевозчиков на рынке внешнеторговых перевозок сохранилась на уровне 40 процентов. Объем транзитных перевозок грузов в контейнерах через территорию России увеличился на 15 процентов.
Структура рынка пассажирских перевозок в условиях нестабильности тарифной составляющей изменяется более динамично. Такой процесс – закономерен. Он отражает прежде всего тенденцию перераспределения пассажиропотоков между альтернативными видами транспорта, исходя из возможностей удовлетворения платежеспособного спроса различных слоев населения. Динамика изменения объемов работ в различных секторах рынка пассажирских перевозок дает основания считать, насколько эффективны экономические рычаги, применяемые для регулирования работы пассажирского транспорта.
Рост объема пассажирских перевозок на внутреннем водном транспорте связан с возобновлением регулярного сообщения на ряде российских рек, прекращенного в 90-е годы. В воздушном сообщении рост отмечен не только в международном сообщении, но и во внутреннем, длительное время переживавшим глубокий спад.
Снижение количества перевезенных пассажиров с одновременным ростом пассажирооборота свидетельствует об оптимизации маршрутной сети, учете интересов пассажиров и снижении количества пересадок по маршрутам их следования.
На 13 % увеличились объемы переработки грузов в морских портах, а доля отечественной портовой индустрии в обеспечении российской внешней торговли превысила 75 процентов. С иностранных портов на российские переключено дополнительно 8 млн. тонн грузов. Это, в определенном смысле, - знаковый рубеж. Россия получила надежные гарантии транспортной безопасности внешней торговли.
Индексы тарифов на услуги отраслей транспортного комплекса не входят в число основных инфляционных факторов, оказывающих негативное влияние на экономику. Рост тарифов на грузовые перевозки видами транспорта, входящими в ведение Минтранса России, был ниже индекса цен производителей промышленной продукции.
Индекс тарифов на пассажирские перевозки опережает индекс потребительских цен. Однако в многолетней динамике продолжает сохраняться отставание роста стоимости транспортных услуг.
Материалы
подготовлены Департаментом
экономики
Министерства транспорта Российской
Федерации
При использовании материалов ссылка на источник обязательна.