Опубликовано 26 Сентября 2002
Оценка уровня транспортного обслуживания населения в Омской области
Транспортный комплекс Омской области представлен следующими видами транспорта: железнодорожным, трубопроводным, воздушным, внутренним водным, автомобильным и электрическим. Транспортная сеть включает в себя 2,2 тыс. км железнодорожных путей, 12,2 тыс. км автомобильных дорог, 1,6 тыс. км судоходных водных путей. Плотность транспортных магистралей распределяется неравномерно на территории области – все железнодорожные пути и основные автомобильные дороги (в том числе федерального значения) расположены в южной части области, а северные районы области обеспечены только минимально необходимым количеством автодорог и водной магистралью реки Иртыш. По итогам анализа социально-экономического положения Омской области в первом квартале отчетного периода в сравнении с прошлым годом отмечен рост количества перевезенных грузов всеми видами транспорта (исключая внутренний водный) на 19,3%, при сохранении на прежнем уровне показателей грузооборота. Отставание в первом квартале наблюдалось только по авиационному транспорту, при этом по итогам полугодия наблюдается резкий скачок грузоперевозок по всем видам транспорта. Положительная динамика в сравнении с прошлым годом достигнута в обеспечении грузоотправителей области вагонами – если в рассматриваемый период времени прошлого года отмечалась нехватка вагонов до 4%, то в текущем году наблюдается полная обеспеченность.
Анализ показывает, что основной причиной указанных колебаний показателей в первом и втором кварталах в области является фактор сезонности. По показателям пассажирских перевозок за отчетный период наблюдается резкое снижение (до 20%) их объемов на авиационном транспорте. Основной причиной создавшейся ситуации является рост тарифов (в среднем в 2-3 раза). На автомобильном транспорте области показатели остаются на прежнем уровне, что свидетельствует о стабилизации перевозок. Качественный показатель обеспечения обслуживания населения пассажирскими автоперевозками – выполнение расписаний движения, в первом квартале отчетного периода снижен и составил 86%, причем в большей степени такое снижение наблюдалось на внутригородских перевозках. По итогам второго квартала и в сравнении с прошлым годом показатель качества обслуживания имеет тенденцию к росту и, в среднем, выше на 2%. Основным владельцем пассажирских автобусов большой вместимости в г.Омске является ОМУП "Омскпассажиртранс", а в сфере междугородных и международных перевозок пассажиров - ГУП "Омскоблавтотранс".