Опубликовано 26 Октября 2001
О законодательно-правовом регулировании дорожного хозяйства
Создание нормативно-правовой базы дорожного хозяйства еще значительно отстает от требований ускоренного развития автомобильных дорог и тех задач, которые ставит ход экономической реформы.
Отсутствие соответствующей законодательной базы препятствует привлечению частных инвестиций в дорожное строительство, а также не обеспечивает возможности получения дополнительных доходов бюджета за счет использования земель автомобильных дорог, придорожных полос для развития дорожного сервиса, рекламы, а также взимания сборов с владельцев иностранных транспортных средств.
Чрезвычайно важным для дорожной отрасли является решение так называемого земельного вопроса.
В сентябре 2001 года Государственной думой в третьем чтении был принят Земельный кодекс Российской Федерации. К сожалению, в кодексе не нашли отражения ряд вопросов дорожного хозяйства, затягивание решения которых приводит к серьезным финансовым потерям для всей отрасли. И хотя Земельный кодекс еще не подписан и не вступил в силу, Росавтодором уже готовится проект федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в кодекс.
Кроме того, Росавтодором совместно с Минимуществом России, и Госкомземом России разработаны и представлены в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О резервировании земель», принятие которого предусматривается проектом Земельного кодекса.
Необходимо решить в законодательном порядке вопросы приобретения, отвода и резервирования земель для перспективного строительства дорог, объединяемых в целевой земельный фонд.
Одним из основополагающих законов отрасли должен стать Федеральных законов «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности».
Указанный закон решает вопросы закрепления принципов государственной политики в сфере дорожной деятельности, основ государственного управления в этой области в целях развития и обеспечения надежной эксплуатации сети автомобильных дорога Российской Федерации.
Необходимо также создать правовые основы, позволяющие ускоренно создавать сеть современных автомобильных дорог.
Представляется интересным проверенный на практике во многих государствах мира механизм передачи дорожных объектов в концессию акционерным и частным компаниям, а также создание сети платных автомобильных дорог.
Вопрос законодательно-правового регулирования дорожного хозяйства рассматривался на заседании Коллегии Минтранса России 17 октября.