Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Забыли пароль?

Подписка

Получать по электронной почте:

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Проверьте электронную почту

На ваш электронный адрес была отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Министерство Деятельность Документы Пресс-центр Обращения граждан и организаций Контакты
Обращения граждан и организаций Контакты
ENG
Министерство транспорта в Телеграм
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта Вконтакте
Министерство транспорта в одноклассниках
Министерство транспорта в Dzen
Министерство транспорта на RuTube
> Пресс-центр > Новости
21 Июня 2005

Опубликовано 21 Июня 2005

Доклад заместителя Министра транспорта А.С. Мишарина на конференции «Финансирование воздушного транспорта в России и СНГ»

Доклад заместителя Министра транспорта А.С. Мишарина
на конференции «Финансирование воздушного транспорта в России и СНГ»

21 июня 2005 г.

Уважаемые участники конференции!

Прежде всего, разрешите поблагодарить организаторов за приглашение принять участие в этом Форуме и довести позицию Министерства транспорта Российской Федерации по ряду ключевых аспектов развития гражданской авиации в России.

Поэтому в своем выступлении я сконцентрирую ваше внимание на двух аспектах развития гражданской авиации в России – а именно:

  • на развитии инфраструктуры, как в части аэропорторовых комплексов, так и в части управления воздушным движением;

  • и на концепции развития и поддержания парка воздушных судов.

Поскольку развитие инфраструктуры находится в ведении Министерства транспорта, то на первом аспекте я остановлюсь подробнее, в то время как развитие российского самолетостроения больше относится к компетенции Минпромэнерго России.

С позиций инвестора, авиация – один из наиболее перспективных секторов транспорта. Мы понимаем, что сегодня особенно важно, чтобы государство расставило четкие ориентиры для бизнеса с целью объединения усилий по реализации крупных проектов, имеющих общегосударственное значение.

Как отметил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин «наши достижения в экономике уже позволяют бизнесу формировать и претворять в жизнь инвестиционные проекты. Важно и то, отметил Президент, что государство сегодня выполняет имеющиеся у него обязательства и определяет долгосрочные масштабные ориентиры, включая стратегические планы, в том числе бюджетной политики».

Проекты, связанные с развитием авиации отличаются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости, более того, часть объектов наземной инфраструктуры находится в исключительной собственности государства и не может быть приватизирована. Если двадцать лет назад невозможно было себе представить частную российскую авиакомпанию, а десять лет назад участие частного инвестора в развитии аэропортов было делом практически нереальным, то сегодня мы с полным основанием говорим о готовности государства к партнерству с бизнесом в сфере авиации.

Авиационный транспорт является самым перспективным для развития взаимодействия государства и бизнеса в сфере экономики, потому что он самый молодой (фактическое развитие началось перед второй мировой войной) и потому более гибкий к применению современных рыночных инструментов и схем.

Авиация обслуживает практически все точки земного шара и главная задача отрасли заключается в том, чтобы обеспечить быстрое и устойчивое развитие авиатехники и инфраструктуры, адаптировать существующие мощности к новым возможностям их эксплуатации.

По данным международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) среднемировой индекс ежегодного роста объемов воздушных перевозок составляет 5, 5% по международным перевозкам и 4,3 % - по внутренним. Это показатель соответствует удвоению объемов перевозок за 15 лет, что потребует значительного развития инфраструктуры аэропортов и воздушного парка судов. Для того, чтобы поддерживать качество услуг на высоком, или хотя бы, удовлетворительном уровне, по оценкам международных организаций, потребности в инвестициях только по аэропортовой инфраструктуре на ближайшие 15 лет оцениваются примерно в 400 - 450 миллиардов долларов США.

Российские показатели, в силу нашей специфики, существенно отличаются от среднемировых данных. В 2004 году по сравнению с аналогичными показателями 2003 года пассажирооборот увеличился с 71 до 83 миллиардов пассажирокилометров или его рост составил 16,7%. При этом рост пассажирооборота на международных линиях возрос на 23,3 % , а во внутри российском сообщении – на 10,1 %.

В грузовом авиасообщении рост международных перевозок составил 5, 5%, что соответствует прогнозным данным IATA, однако на внутренних линиях объемы были потеряны и мы имеем минус 4%.

Приведенный анализ показывает, что тенденции роста российской авиации значительно опережают общемировые тренды, соответственно для поддержания высокого качества услуг необходимо привлечь существенные объемы инвестиций в развитие инфраструктуры и обновление парка воздушных судов.

По оценкам Министерства транспорта Российской Федерации только в 2005 году в развитие материально-технической базы российских аэропортов будет проинвестировано 9,3 млрд. руб., при потребности более чем в 25 млрд.руб. Характерно, что из внебюджетных источников в развитие аэропортов сегодня поступает не более 35% инвестиций, при том, что доля федерального бюджета все время растет (с 41% в 2002 году до 59,5% в 2005 году). Важно определиться и с объектным составом инвестиций: государственные вложения идут в развитие взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, т.е. в наиболее капиталоемкие и долго коммерчески окупаемые объекты. Рост более чем в 50 раз с 2001 года по 2005 год объемов инвестиций из федерального бюджета в аэропортовую инфраструктуру свидетельствует о том, что государство сделало свой выбор в пользу развития авиации и на практике доказывает это.

На территории России на авиамаршрутах, параллельных международным транспортным коридорам и важнейших авиатранспортных направлений самыми крупными аэропортами, выполняющими отправки грузов и пассажиров по международным трассам, являются аэропорты Московского авиатранспортного узла (Шереметьево, Домодедово, Внуково) и Санкт-Петербурга (Пулково). На направлениях МТК расположено более 40 международных аэропортов, среди которых: Астрахань (Нариманово), Владивосток (Кневичи), Екатеринбург (Кольцово), Иркутск, Казань, Калининград (Храброво), Кемерово, Красноярск (Емельяново), Минеральные Воды, Новосибирск (Толмачево) и другие.

Современная система аэропортов является важной предпосылкой экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику. Этот тезис был положен в основу разработанной специалистами Министерства транспорта и Минэкономразвития России новой федеральной целевой программы «Развитие экспорта транспортных услуг России», нацеленной на решение задач, определенных в Стратегии развития транспорта до 2010 года. В рамках этой Программы предусматривается приоритетное развитие Московского авиатранспортного узла, что позволит обеспечить удобное воздушное сообщение между континентами и иметь хорошую наземную базу для обслуживания трансферных пассажиров. При этом Московский авиатранспортный узел будет выполнять роль узлового аэропорта-хаба, который позволит консолидировать пассажиропотоки, следующие из разных стран, и распределять их на трансконтинентальные рейсы. Основными критериями, определяющими готовность аэропорта выполнять функции хаба, являются:

  • способность организовать необходимое количество стыковок и отсутствие ограничений для их роста;

  • способность обеспечить время пересадки в соответствии с требованиями перевозчиками и общемировой практикой путем организации стыковочных волн и четкое выполнение расписания;

  • возможность развития аэропорта, его аэродромного, терминального и аэровокзального комплексов.

Развитие Московского авиаузла по принципу хабов позволит повысить конкурентоспособность российских аэропортов на мировом рынке, увеличить объем перевозок трансферных пассажиров до 4 млн. человек, что будет составлять около 20% всего объема перевозок.

В составе инвестиционных проектов по развитию предусматривается расширение, реконструкция и техническое перевооружение объектов (реконструкция искусственных покрытий аэродромов, замена светосигнального оборудования), находящихся в федеральной собственности за счет средств федерального бюджета. Инвестиции за счет средств субъектов Российской Федерации предназначены для развития объектов аэропортов, имеющих важное значение для жизнедеятельности регионов, а также для расширения и реконструкции объектов, не находящихся в федеральной собственности. Развитие аэропортов-хабов предусматривает реализацию проектов скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты с центральными частями городов (развитие железнодорожного сообщения Москва-Шереметьево с Савеловского вокзала), и между аэропортами, в том числе с привлечением средств из внебюджетных источников. Общий объем финансирования проекта составит 22,2 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета – 6,7 млрд рублей.

В рамках Программы получит развитие аэропорт "Емельяново" в Красноярске по принципу грузового аэропорта-хаба. Открытие грузового авиасервиса должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги между Китаем и Европой. По мере развития Красноярского грузового хаба планируется дальнейшее увеличение количества посадок грузовых Boeing 747-200F AirBridge Cargo. Развитие этого узла в дальнейшем позволит решать проблемы снабжения северных территорий и активизирует модернизацию транспортной инфраструктуры России в целом. Реализация проекта предполагает обоснование инвестиций и разработку механизма реализации проекта. Общий объем финансирования составляет 1,6 млрд. рублей, в том числе их федерального бюджета около 700 млн. рублей.

Стратегическим интересам России отвечает и развитие аэропорта «Кольцово», как крупного Европейско-Азиатского интермодального транспортного узла. Организация на базе аэропорта крупного транспортно-логистического узла (хаба) позволит обеспечить эффективное взаимодействие всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок. Развитие аэропорта включает реконструкцию аэродрома, аэровокзального комплекса, развитие инфраструктуры перевозок (гостинично - деловой комплекс, бортовое питание, общественное питание и торговля), развитие наземного транспорта. Общий объем финансирования проекта составляет 9,7 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – 4,3 млрд. рублей.

Отдельной проблемой является решение социальных задач, связанных с транспортировкой грузов в перспективные и малоосвоенные регионы России, такие, гапример, как районы Крайнего Севера, Дальнего Востока. Такие проекты, очевидно, не могут быть предложены частному инвестору из-за их низкой окупаемости, высоких рисков и здесь наша позиция заключается в целевом 100% финансировании инфраструктуры аэропортов за счет субсидий из федерального бюджета.

В целом по аэропортам идеология государства в условиях ограниченности бюджета строится на принципе мотивированного сокращения количества аэропортовых комплексов и развития за счет концентрации ресурсов ключевых, системообразующих аэропортов.

Еще раз подчеркну, что реализация проектов по развитию аэропортов- хабов невозможна без разработки механизмов привлечения частных инвестиций в данный транспортный сектор, который характеризуется:

  • низким уровнем вовлечения частного сектора в управление и развитие наземной и воздушной инфраструктур;

  • высоким процентом износа оборудования и инфраструктуры;

  • неурегулированными взаимоотношениями между руководством аэропортов и базовыми авиакомпаниями.

Другой важной составляющей авиационной инфраструктуры является система организации воздушного движения, которая также может развиваться на принципах государственно-частного партнерства. Для того, чтобы мы говорили на одном языке, приведу некоторые характеристики системы.

Сегодня система организации воздушного движения России обслуживает территорию в 25 млн. кв. километров. В ее состав входят 120 центров УВД, одновременно управляющих семьюстами воздушными судами с более чем 100 тыс. пасс.

Полеты 49,5% внутренние 50,5% международные.

Персонал - до 40 000 чел.

Система ОрВД, равно как и все остальные подотрасли транспорта подверглась системному кризису начала 90-х годов и сегодня также нуждается в адекватном финансировании и реорганизации. Основные принципы и механизмы модернизации системы заложены в подпрограмме ЕС ОрВД Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)».

В частности, на период до 2010 года за счет реализации комплекса мер, таких как:

  • создание на территории России 7 укрупненных центров ЕС ОрВД;

  • модернизация 98 радиолокационных позиций;

  • модернизация 61 центра коммутации сообщений и узлов связи, 7 автоматизированных приемо-передающих центров, 10 центров обработки данных и наземной связи, 20 необслуживаемых ретрансляторов «воздух-земля»;

  • создание 11 автоматизированных центров планирования потоков воздушного движения, двух центров полетно-информационного обслуживания;

  • повышение уровня профессиональной подготовки персонала ЕС ОрВД

Мы планируем повышение уровня безопасности воздушного движения по критерию риска катастроф по сравнению с 2000 годом на воздушных трассах в 4 раза, в районе аэродромов и в нижнем воздушном пространстве почти в три раза.

При этом обеспечивается прогнозный рост пропускной способности на воздушных трассах до 70%, в районе аэродромов – до 65%, и в нижнем воздушном пространстве – до 40%.

Существенным фактором является повышение уровня бюджетного финансирования наряду с ростом инвестиций из внебюджетных источников.

Помимо технического переоснащения, необходимо реализовать ряд практических мер, направленных на либерализацию правил использования воздушного пространства.

Сюда можно отнести:

  • Унификацию процедур межведомственных согласований, приближение правил и процедур обслуживания воздушного движения к международным нормам.

  • Упрощение формальностей при выдаче разрешений на использован е воздушного пространства России при выполнении международных транзитных полетов, сокращение сроков выдачи разрешений.

  • Проведение классификации воздушного пространства, внедрение метода полетно-информационного обслуживания.

  • Более гибкое использование воздушного пространства, применение процедур зональной навигации.

  • Создание системы оперативного информационного обслуживания иностранных пользователей, оперативная публикация аэронавигационной информации.

Для привлечения потока в воздушное пространство РФ, и увеличения сборов за аэронавигационного обслуживания целесообразно создание единого военно-гражданского органа исполнительной власти, осуществляющего полное государственное регулирование использования воздушного пространства России, и военно-гражданской Государственной корпорации по ОрВД в РФ.

В России к настоящему моменту сформировался конкурентный рынок национальных авиаперевозчиков. Но объемы прироста перевозок остаются нестабильными. Это связано со скачкообразным и не всегда обоснованным ростом расходов перевозчиков на авиатопливо, аэропортовое и наземное обслуживание, поддержание летной готовности судов.

Расходы российских авиакомпаний на авиатопливо в себестоимости перевозок в ряде случаев превышают 50% , в то время как в мировой гражданской авиации этот показатель не превышает 15-16%.

Все это снижает эффективность использования воздушных судов и конкурентоспособность отечественных авиакомпаний. Также с каждым годом обостряется проблема переоснащения компаний современными воздушными судами.

Системная проблема российского авиапарка характеризуется:

  • избыточным в 3 раза старым парком авиационной техники,

  • отсутствием единой экономической ответственности за жизненный цикл авиационной техники,

  • наличием системного экономического дефицита в производственной подсистеме, изначально обусловленного распределительной системой авиационной техники, а в дальнейшем бесплатной передачей избыточного парка авиационной техники, что привело к ликвидации обратных финансовых потоков от использования воздушных судов,

  • нависанием иностранной авиационной техники 2 и 3-го экономических циклов на рынки России и СНГ в отсутствии механизмов ограничения парка.

Ситуация усугубилась после 11 сентября 2001 года, когда 4-5% спад в перевозках вытащил за собой, скрытый ранее 30-ти млрд.$ дефицит американских авиакомпаний, связанный с 30-40% избыточностью парка. Сегодня предлагаются в лизинг самолеты западного производства 2 или 3-го экономического цикла, нижний уровень стоимости которых 0,8 - 1,2 млн. долларов США в год.

Еще одной системной проблемой авиационной деятельности в России является отсутствие эффективного обменного процесса между производством (НИР, ОКР и собственно производством) и потреблением авиационной техники.

Сегодня можно говорить о том, что сформирован лизинговый механизм приобретения российской авиатехники и сформирована стратегия государства в области субсидирования лизинга российской авиатехники. В результате ряд российских авиакомпаний успешно используют этот инструмент. Это «Дальавиа», «Красноярские авиалинии», «Владивосток авиа», «Аэрофлот», «Волга-Днепр» и другие.

Однако поддержка российского производителя авиатехники не является самоцелью. Необходимо соблюсти баланс мер поддержки авиационной промышленности и мероприятий по сбалансированному развитию конкурентоспособных российских авиаперевозок.

Для формирования эффективного механизма поддержания и развития отечественного парка воздушных судов необходимо:

  • создать эффективно действующий административный механизм ограничения избыточного парка;

  • обеспечить экономическую и юридическую ответственность за жизненный цикл ВС с обязательным формированием сервисной системы, что позволит уменьшить стоимость жизненного цикла на 20-40%;

  • создать возможность для формирования сбытового механизма на основе отсутствующих в законодательстве операционного и синтетического видов лизинга.

Подводя итоги выступления, я хочу еще раз подчеркнуть, что развитие российской авиации – общегосударственная задача. На этом рынке есть место и для частных российских и зарубежных авиакомпаний и производителей авиатехники и для инвестиционных групп. Задача государства - скоординировать общие усилия для достижения программных целей и к этому мы сегодня стремимся.

Благодарю за внимание.

Поделиться:
Пресс-центр
  • Новости
  • Новости регионов
  • Информационная лента
  • Выступления и интервью
  • Анонсы
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Онлайн конференции
  • Спецпроекты
  • Отраслевые СМИ
  • Опросы и анкетирования
  • Контакты для СМИ
Новости
0.1303 сек.

Министерство

О Министерстве Цели и задачи Структура Подведомственные предприятия и учреждения Организации транспорта Планирование деятельности Госуслуги Результаты деятельности
Госконтракт Транспортное образование Координационные и совещательные органы Госслужба Форменная одежда Организации транспорта История Награды Министерства Контакты

Деятельность

Автомобильный транспорт Дорожное хозяйство Авиационный транспорт Железнодорожный транспорт Морской и речной транспорт Транспортная безопасность Международное сотрудничество Пункты пропуска через государственную границу РФ Научно-техническая деятельность Транспорт России Противодействие коррупции Открытое министерство Доступная среда для инвалидов Спорт в Минтрансе Транспортное обеспечение мероприятий

Пресс-центр

Новости Анонсы Выступления и интервью Фотогалерея Видеогалерея Онлайн конференции Обзоры СМИ Отраслевые СМИ Спецпроекты Опросы и анкетирование Контакты для СМИ

Документы

Законы, постановления Приказы, распоряжения Проекты нормативных правовых актов Уведомления о подготовке проектов нормативных правовых актов Экспертиза проектов нормативных правовых актов Формы и шаблоны
Информационные и Аналитические материалы Отчеты Рабочие материалы Повестки Протоколы Стенограммы

Обращения граждан и организаций

Подать электронное обращение физического лица Подать электронное обращение юридического лица Контактная информация Компетенция и нормативные правовые документы, определяющие порядок работы с обращениям граждан' Личный приём Информация о работе с обращениями граждан Часто задаваемые вопросы Опросы

О сайте

Условия использования Регламент публикации материалов
Министерство Деятельность Документы Пресс-служба Обращения граждан и организаций Контакты Открытое министерство Противодействие коррупции
О сайте Почта Минтранс Написать в редакцию web@mintrans.ru

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Официальный сайт Президента РФ

Официальный интернет-портал Правительства РФ

Госключ

© 2010 – 2025 Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации

Все права на материалы, находящиеся на сайте,охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите ctrl+Enter

Для повышения удобства работы с сайтом Минтранса России использует файлы cookie. В cookie содержатся данные о прошлых посещениях сайта. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, отключите cookie в настройках браузера.