Опубликовано 24 Октября 2001
О проводимой работе по повышению эффективности управления подведомственными организациями морского транспорта.
В настоящее время в ведении Росморфлота находятся 18 федеральных государственных учреждений и 37 федеральных государственных унитарных предприятий:
-
18 федеральных государственных учреждений
-
морские администрации портов
-
-
37 федеральных государственных унитарных предприятий в том числе:
-
морские пароходства – 2
-
морские торговые порты- 14
-
бассейновые управления аварийно-спасательных и подводно-технических работ – 7
-
ГУП "Азовморпуть"
-
прочие -12
-
Морские администрации портов
На морские администрации портов возложены функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в портах, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию, осуществлению надзора за технической эксплуатацией закрепленных за ними портовых сооружений и объектов, обеспечению их ремонта, развития и строительства.
По состоянию на 1 июля 2001 года в Службе существовало 20 морских администраций портов. В соответствии с приказом Минтранса России от 29 июня 2001 года №110 находящиеся на территории Сахалинской области МАПы (Корсаков, Холмск, Шахтерск) с 1 июля с.г. реорганизованы путем слияния в Федеральное государственное учреждение "Морская администрация портов Сахалина".
Создание единой морской администрации связано с необходимостью организации государственного надзора в районах добычи углеводородного сырья на шельфе Сахалина.
Интенсивное освоение шельфа Сахалина вызвало ряд организационных мер, проведенных Службой в этом регионе страны. Расширена зона действия МАП Корсаков, в состав которой включены пункты добычи нефти на северо-востоке Сахалина, в поселке Ноглики образован филиал морской администрации, разработано и утверждено Обязательное постановление по пристани Нобиль (ближайшее к ПДК "Витязь" портовое сооружение). Проведена работа по подготовке необходимой документации по реконструкции причальных сооружений, дноуглублению фарватера и расстановке знаков навигационной обстановки.
С целью обеспечения эффективного управления и надзора за эксплуатацией, ремонтом и развитием сдаваемого в аренду федерального имущества в Министерстве проводится работа по совершенствованию арендных отношений.
В отрасли создана нормативно-правовая база функционирования морских администраций портов.
Проводится целенаправленная работа по созданию лоцманских служб в составе Государственных учреждений - Морских администраций портов.
Основная цель - дальнейшее совершенствование деятельности по обеспечению безопасности мореплавания и предотвращению аварийных случаев с судами на акваториях морских портов и на подходах к ним, защиты морской среды от загрязнения, а также усиления государственного надзора за данной деятельностью в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
К настоящему времени в основных портах созданы и успешно функционируют государственные лоцманские службы в составе 15 морских администраций портов и 20 служб в составе государственных унитарных предприятий.
Работа по организации государственных лоцманских служб во всех Морских администрациях портов продолжается.
Федеральные государственные унитарные предприятия
Государственная судоходная компания "Арктическое морское пароходство"
В соответствии с Соглашением о разграничении государственной собственности между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия) от 25.11.92 пароходство находится в совместной собственности Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Управление пароходством осуществляется, в основном, Министерством транспорта Якутии.
Основными направлениями работы флота пароходства в каботажном плавании являются перевозки грузов из пунктов Приморья в Арктику (на судах, возвращающихся из Дальневосточного бассейна), перевозки угля из Зеленого Мыса в Певек, перевалочных грузов из Певека в Зеленый Мыс. В загранплаваний - перевозки грузов из портов Дальнего Востока в Японию, Китай, Корею.
Государственное предприятие "Северо-Каспийское морское пароходство"
Основными направлениями работы флота пароходства в каботажном плавании являются перевозки строительных грузов из Астрахани в Махачкалу, Ростов и другие порты на Дону и Волге, буксировка лихтеров, баржи других объектов, В заграничном плавании осуществляются перевозки генеральных грузов - из Астрахани в Энзели (Иран), Туркменбаши (Туркменистан), Актау (Казахстан).
Морские торговые порты
В связи с сокращением экономической деятельности на Севере России сократились объемы перегрузки грузов через ФГУП морские торговые порты, расположенные в Арктике и на Сахалине, такие как: Онега, Мезень, Амдерма, Нарьян-Мар, Беринговский, Углегорск, Поронайск, Усть-Камчатск, Шахтерск, Бошняково, Хатанга.
Последние 5 лет эти порты перегружают грузы, порядка 700 тыс. тонн в год, в основном для местных нужд. Минтранс России неоднократно поднимал вопрос о передаче их в ведение местных органов власти, считая нецелесообразным их продажу (разгосударствление) или ликвидацию. Однако, судьба этих портов не решена, кроме Хатанги.
Минимуществом России принято решение о передаче части имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Хатангский морской торговый порт" морской администрации порта Мурманск и Мурманскому бассейновому аварийно-спасательному управлению. Минтранс России обратился к Минимуществу России с предложением передать имущество жилищно-социальной сферы Хатангского порта в собственность Таймырского автономного округа.
В то же время в отдельных портах (Углегорск, Бошняково, Шахтерск) складывается ситуация, когда частные стивидорные компании арендуют портовое перегрузочное оборудование и гидротехнические сооружения. Такие порты могут быть проданы.
По прогнозам Минтранса России перевозки по коридору "Север-Юг", который проходит через Астраханский транспортный узел, могут достичь 20-30 млн. тонн в год с учетом переориентации грузопотоков с традиционных путей вокруг Европы и транспортного коридора ТРАСЕК. Основным объектом инфраструктуры коридора является морской торговый порт Оля, строительство которого ведется с 1995года, и его дальнейшее развитие сдерживается отсутствием железнодорожных подходов к нему.
В настоящее время на базе Пионерского причала порта Оля, вторая очередь которого введена в эксплуатацию в ноябре 2000 года, обрабатываются суда типа Ро-Ро, перевозящие автотранспорт, трейлеры и контейнеры, в сообщении с портами Ирана и Туркменистана. Грузооборот порта в 2000 году достиг 240 тыс. тонн. 1999 и 2000 годы порт закончил с положительным финансовым результатом.
В целях бесперебойного обеспечения ледокольной проводкой грузоперевозок по трассам Северного морского пути Росморфлотом совместно с Минатомом России и Россудостроением разработана и утверждена целевая программа "Атомные ледоколы", направленная на увеличение в 2002-2006 гг. ресурса действующих судовых ЯЭУ и срока службы атомного ледокольного флота с 2006 года до 2012-2017 гг. Однако, до настоящего времени не решен вопрос финансирования этой программы в 2002 году из федерального бюджета.
Минтрансом России, Минатомом России и Минэкономразвития России в июне 2001 года было согласовано решение о государственном регулировании цен на свежее и отработанное ядерное топливо.
Принятые меры по удержанию оптовых цен на ядерное топливо позволили осуществить в августе т.г. перезарядку ядерного реактора атомного лихтеровоза "Севморпуть", находящегося в отстое в связи с отсутствием ядерного топлива с декабря 1998 года. В сентябре т.г. атомный лихтеровоз "Севморпуть" введен в эксплуатацию на линии Мурманск - Дудинка.
Разработаны и осуществляются мероприятия по финансово-экономическому оздоровлению РТП "Атомфлот" и созданию единого ледокольно-технологического комплекса для обеспечения перевозок по Севморпути.
О работе с персоналом федеральных ГУП и ГУ
Контрактная система и аттестация первых руководителей являются действенным инструментом в повышении эффективности управления подведомственными организациями морского транспорта. Подавляющее число первых руководителей и капитанов морских портов переведено на контрактную основу.
Работа по подбору и расстановке кадров руководящего состава предприятий и организаций морского транспорта производится по согласованию с Главами администраций соответствующих регионов и Полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах с учетом результатов аттестации руководителей ГУП и ГУ в Министерстве и Росморфлоте.
Работа с образовательными учреждениями.
В настоящее время подготовку специалистов для предприятий и организаций морского транспорта осуществляют 3 морских академии, 4 морских колледжа и 2 мореходных училища.
В морских академиях обучается 3570 курсантов на плавательных специальностях по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, в средних специальных морских учебных заведениях - 1819 курсантов. В соответствии с задачами, возложенными на Росморфлот по руководству подведомственными государственными образовательными учреждениями в 2000-2001 г.г. проведена следующая работа:
- в 2001 году разработаны и утверждены в Минобразования России государственные требования второго поколения к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников морских академий по закрепленным за Минтрансом России специальностям;
- в сентябре с.г. закончена разработка государственных требований второго поколения к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников морских колледжей и мореходных училищ по закрепленным за Минтрансом специальностям, которые после экспертизы будут направлены в Минобразования на утверждение;
- в целях совершенствования системы существующих морских учебных заведений в 2000 году приказом Минтранса России открыт филиал ГМА им. адм. С.О. Макарова в г. Мурманске, в 2001 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владивостокский морской колледж объединен с Дальневосточной государственной морской академией им. адм. Г.И. Невельского, которая в октябре с.г. преобразована в морской государственный университет;
- в 2000 году проведена государственная аттестация морских академий, мореходных училищ и морских колледжей, а в 2001 году их аккредитация;
- в декабре 2000 года комиссией Росморфлота проведена аттестация руководителей морских колледжей и мореходных училищ;
- определена потребность отрасли в специалистах с высшим и средним специальным образованием и утвержден план приема курсантов в морские учебные заведения на 2001 год с учетом выделяемых средств из федерального бюджета;
- разработаны и представлены в июне с.г. в Департамент финансов Минтранса России бюджетные заявки на финансирование расходов на содержание морских учебных заведений; руководителем Росморфлота проведены совещания с начальниками морских учебных заведений по проблемам морского образования (ноябрь 2000 г. - Владивосток, май 2001 г. - Санкт-Петербург, сентябрь 2001 г. - Москва);
- в течение 2000-2001 г.г. заключены контракты с начальниками морских учебных заведений;
- в 2000 году заключены учредительные договора между Минтрансом России и морскими учебными заведениями; в октябре с.г. руководителем Росморфлота утверждена Программа развития материально-технической базы морских учебных заведений на период 2001-2005 г.г
Подробный отчет руководителя Росморфлота о проводимой работе по повышению эффективности управления подведомственными организациями морского транспорта рассматривался на заседании Коллегии Минтранса России 17 октября.