Опубликовано 5 Октября 2006
Заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин принял участие в работе Дальневосточного международного экономического форума
5 октября 2006 года заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин принял участие в работе Дальневосточного международного экономического форума.
В своем выступлении Александр Мишарин отметил, что эффективное функционирование и развитие транспортной системы для современной России является одним из ключевых факторов экономического роста, улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности российской экономики на мировой рынке товаров и услуг.
В эпоху глобализации вопрос состояния и развития транспортной системы становится политическим и стратегически важным для позиционирования нашего государства на мировом рынке. Занимая центральную часть Евразийского континента, Россия объективно призвана играть роль геополитического моста в отношениях между странами Запада и Востока. Эта функция - моста между частями света - возникла исторически. И отказываться от такого конкурентного преимущества, по мнению Мишарина, это значит отказываться от постоянного источника финансирования и инвестиций, от глобального влияния, от перспектив развития, от экспорта не сырья, а возобновляемых ресурсов.
«Уникальное геополитическое положение России - одно из ее конкурентных преимуществ, которое мы должны использовать», - подчеркнул замминистра.
К сожалению, в настоящее время, несмотря на географические преимущества, Россия по экспорту транспортных услуг занимает место лишь во втором десятке стран-экспортеров. Объем экспорта транспортных услуг в 2005 году составил только 9 миллиардов долларов США. В тоже время, например, Дания, маленькое европейское государство, экспортирует транспортных услуг примерно на 25 млрд. долларов США в год, что сопоставимо с годовым доходом от экспорта российского газа.
Удельный вес транспорта в валовом внутреннем продукте России составляет около 8%. Вместе с тем, отметил Мишарин, доля в ВВП работ и услуг транспортно-дорожного комплекса, с учетом продукции производимой в смежных отраслях, которые связанны с его функционированием составляет уже порядка 30%. Касаясь удельного веса транспорта в структуре валового регионального продукта Дальневосточного округа Александр Мишарин подчеркнул, что он выше, чем в среднем по России и составляет 11%. А в Хабаровском, Приморском краях и Амурской области этот показатель колеблется от 14 до 20%. «Это свидетельствует о значительной роли транспорта в развитии экономики Востока России», -- заявил Мишарин.
Ведущим видом транспорта в дальневосточном округе является железнодорожный. На его долю приходится свыше 82% грузооборота и около 40% пассажирооборота региона. Александр Мишарин привел прогнозные оценки перевозок грузов железнодорожным транспортом Дальнего Востока, которые свидетельствуют о том, что эти объемы в ближайшие 15 лет будут расти интенсивнее, чем в целом по России.
«Рассматривая перспективы развития восточных регионов, нельзя не подчеркнуть, что эти регионы сильнее ориентированы на страны АТР, чем Россия в целом, -- сказал Александр Мишарин. -- Эти государства традиционно играли важную роль во внешней торговле Российского Дальнего Востока и Забайкалья. На рынок АТР приходилось 67% регионального экспорта уже в начале 1980-х годов. Сегодня эта доля еще выше».
По оценкам экспертов, торговый оборот между Европой и Азией составляет 600 миллиардов долларов в год, из которых лишь 1% обеспечивается транспортной инфраструктурой РФ. На сегодняшний день доминирующие позиции в обеспечении евроазиатских перевозок занимает морской транспорт. На его долю приходится 98% общего объема перевозок между странами Европы и АТР. Реализация российского транзитного потенциала обеспечивается в первую очередь возможностями железнодорожного транспорта, который имеет не только объективные преимущества в освоении перевозок грузов на дальние расстояния, но и высоко развитую инфраструктуру по ключевым направлениям, проходящим по территории России.
Александр Мишарин сообщил участникам форума, что в разработанных Минтрансом России документах, определяющих стратегию развития транспортного комплекса на ближайшие 15 лет, большая роль отводится Дальневосточному региону страны. Согласно Транспортной стратегии ключевыми задачами развития транспорта в Дальневосточном регионе являются:
-
завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети). Создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК «Транссиб», «Приморье - 1», «Приморье - 2»);
-
завершение строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск. Выход железной дороги к Якутску в сочетании с развитием автодорожной сети региона радикально изменит картину транспортного обеспечения севреных территорий;
-
реконструкция железных дорог Сахалина, модернизация паромной переправы Ванино-Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога-Ванино;
-
развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино.
-
развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортные условия для пассажиров.
Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Кроме завершения строительства федеральной магистрали Чита - Хабаровск планируется осуществить строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Ванино и Находка, Якутск - Мирный - Ленск, Комсомольск-на-Амуре - Николаев-на-Амуре, Билибино-Помолом и других дорог, обеспечивающих северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, а также автодорог Раздольное - Хасан, Южно-Сахалинск - Ноглики.
Перспективными направлениями развития речного транспорта, наряду с переносом базового порта в Якутск после сооружения Амуро-Якутской железной дороги, являются поддержание глубин на верхней Лене (участок Осетрово - Витим), пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного (река-море) плавания.
Александр Мишарин отметил, что на финансирование объектов транспортного комплекса Дальневосточного федерального округа за счет средств федерального бюджета в 2006году будет направлено 10,64 млрд. рублей, а за период с 2007 до 2010 года - 44,6 млрд. рублей.
Пресс-служба Минтранса России
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ