Опубликовано 1 Октября 2003
О Концепции развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2003 г. № 909-р одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с решением Правительственной Комиссии по транспортной политике для определения принципиальных положений, характеризующих сущность государственной политики по формированию перспективного облика внутреннего водного транспорта (ВВТ), а также основных направлений действий органов государственного управления. Этот документ основан на Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации и прогнозах социально-экономического развития страны. Базовым законодательным актом для разработки Концепции стал Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, принятый в марте 2001 г.
В Концепции определено, что целью государственной политики развития внутреннего водного транспорта является превращение этого вида транспорта в современную, высокоэффективную, устойчиво функционирующую и обладающую потенциалом саморазвития отрасль транспортного комплекса страны. Развитие отрасли должно также обеспечивать полное удовлетворение требований государственных перевозок, решение оборонных, природоохранных и других специальных задач.
Достижение поставленной цели требует совместных действий органов государственного управления и хозяйствующих субъектов отрасли в решении комплекса задач по двум взаимосвязанным направлениям:
- создание условий эффективного и безопасного функционирования водного транспорта, повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
- расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых ВВТ.
В Концепции определены следующие основные задачи:
- улучшение условий судоходства на внутренних водных путях и повышение требований безопасности;
- строительство и модернизация транспортного флота;
- реконструкция портов и реформирование портовой деятельности;
- становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно привлекательных судоходных компаний;
- рациональное использование государственной собственности;
- расширение взаимодействия ВВТ со смежными видами транспорта на основе новых логистических схем и технологий;
- обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, развитие страхования;
- развитие рынка внутренних грузовых перевозок, в том числе за счет освоения новых грузопотоков и расширения географии перевозок;
- обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций;
- развитие рынка социально значимых пассажирских перевозок, а также туристических перевозок.
Решение названных задач предполагается обеспечить в процессе взаимодействия органов государственного управления и отраслевых коммерческих структур.
Основной сферой ответственности государства в решении задач развития отрасли станет:
- сохранение и развитие сети внутренних водных путей и гидротехнических сооружений;
- обеспечение безопасности судоходства и охраны окружающей среды;
- создание и совершенствование единых правил предпринимательской деятельности на речном транспорте, контроль за их соблюдением;
- содействие коммерческим предприятиям отрасли по обновлению основных фондов;
- защита экономических интересов российских судовладельцев на мировом рынке перевозок;
- обеспечение нерыночного сегмента безальтернативных грузовых и пассажирских перевозок;
- кадровое обеспечение отрасли;
- решение оборонных и других специальных задач.
Роль коммерческих предприятий водного транспорта должна состоять в следующем:
- развитие грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение их конкурентоспособности, освоение перспективной грузовой базы;
- поддержание и обновление флота и инфраструктуры портов;
- содействие государству в управлении отраслью через отраслевые саморегулируемые организации;
- участие в реализации государственной политики обеспечения социально значимых грузовых и пассажирских перевозок.
Концепция определяет методы и механизмы государственной политики по решению приоритетных задач развития внутреннего водного транспорта.
В области улучшения условий судоходства на внутренних водных путях, поддержания и реконструкции судоходных гидротехнических сооружений государственная политика строится на основе того, что внутренние водные пути и гидросооружения находятся и будут оставаться в государственной собственности. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств предусматривается законодательное разделение внутренних водных путей на пути федерального и регионального значения.
Будет повышаться контроль за эффективностью использования бюджетных средств государственными учреждениями при одновременном проведении их структурных преобразований в направлении разделения функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности.
Предусматривается расширение межведомственного взаимодействия и финансового участия других пользователей в восстановлении и реконструкции внутренних водных путей.
Намечено создать механизм долевого участия в финансировании обеспечения судоходства на вновь осваиваемых участках рек в районах Сибири и Дальнего Востока коммерческих организаций, заинтересованных в развитии судоходства для разработки новых месторождений полезных ископаемых и освоения других природных ресурсов.
Исходя из задач обновления флота, государство намерено оказывать содействие судоходным компаниям в совершенствовании возрастной и функциональной структуры транспортного флота, включая компенсацию из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для приобретения судов.
В рамках государственной поддержки пополнения флота предполагается создание механизма, стимулирующего возвращение под российский флаг судов, зарегистрированных в офшорных зонах, бюджетное финансирование разработок базовых технологий судостроения, снижение импортных таможенных пошлин при покупке судового комплектующего оборудования.
Основным направлением государственной политики в отношении судоходных компаний как главных экономических агентов отрасли станут повышение их экономической состоятельности и инвестиционной привлекательности за счет раскрепления госпакетов акций с последующей их продажей.
Наряду с этим предусмотрено сохранение методов тарифного регулирования перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и социально значимых пассажирских перевозок.
Достижение цели и решение задач развития внутреннего водного транспорта предполагается обеспечить поэтапно.
На первом этапе развития ВВТ (2003 – 2005 годы) основной целью реформирования станут преодоление негативных тенденций, кризисных явлений и диспропорций, возникших в отрасли при ее переходе к рыночной системе хозяйствования, и создание предпосылок для ее устойчивого функционирования.
Основным содержанием второго этапа (2006 – 2015 годы) станут завершение процесса институционального реформирования отрасли и системы ее государственного управления, интенсификация процесса интеграции внутреннего водного транспорта в перспективные товаропроводящие системы страны и активное внедрение в систему мировых хозяйственных связей, в первую очередь за счет вхождения в европейскую и мировую транспортную систему и организации транзитных перевозок в рамках международных транспортных коридоров.
Основные положения Концепции будут корректироваться и уточняться с учётом стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Пресс-служба Минтранса России