Опубликовано 13 Августа 2002
Состоялись рабочие встречи руководства Республики Дагестан и транспортной отрасли России
10 августа 2002 года состоялись рабочие встречи руководства Республики Дагестан и транспортной отрасли России. В ходе встреч в Махачкалинском морском торговом порту была осмотрена железнодорожная паромная переправа, автопаромный комплекс и проведено совещание по проблемам развития порта.
Мероприятия прошли с участием Председателя Госсовета РД Магомедали Магомедова, Председателя Народного Собрания РД Муху Алиева, Председателя Правительства РД Хизри Шихсаидова, Министра обороны РФ Сергея Иванова, Министра транспорта РФ Сергея Франка, Президента Республики Татарстан Ментиймира Шаймиева, губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина и руководителей силовых ведомств.
Реконструкция Махачкалинского морского торгового порта проводится по поручению Президента России Владимира Путина и в соответствии с принятым Правительством России 10 сентября 1998 года решением о включении порта в перечень приоритетных строек федерального значения.
Железнодорожная паромная переправа Махачкалинского морского торгового порта является единственной российской переправой на Каспии. Ее пропускная мощность составляет 20 тыс. 440 вагонов в год. Переправа рассчитана на паромы типа «Петровск» и «Советский Дагестан», которые будут работать по ежедневному графику на маршрутах: Махачкала – Туркменбаши и Махачкала – Актау. Основными видами грузов, предъявляемыми к перевалке на данных направлениях, являются: сжиженный газ, сырая нефть и генеральные грузы. В настоящее время к возможностям этого паромного сообщения уже проявлен интерес со стороны грузоотправителей Казахстана и Туркмении.
Железнодорожная паромная переправа позволит привлечь транзитный груз на направление Черного моря по железной дороге до Туапсинского порта. По расчетам экспертов Минтранса России, транзитные грузопотоки через Махачкалинский порт возрастут к 2005 году до 15 млн. тонн в год.
Модернизация всех портовых сооружений порта увеличит к 2004 году мощности нефтеналивной и сухогрузной гаваней до 8,5 млн. тонн в год, в том числе наливных грузов – 7,9 млн. тонн.
В настоящее время Махачкалинский порт уже имеет развитую инфраструктуру для нефтеперевалки. В ноябре 2000 года был досрочно введен в эксплуатацию нефтепирс №2 мощностью 3,5 млн. тонн нефтегрузов в год. С начала 2002 года начата реконструкция нефтепирса №1. Непосредственно к нефтеналивной гавани порта примыкает одна из самых крупных в регионе нефтебаз, соединенная с магистральным нефтепроводом Баку-Новороссийск. Она располагает нефтяным терминалом общей емкостью 500 тыс. кубометров. Ее железнодорожные наливные эстакады способны одновременно перерабатывать более 100 железнодорожных цистерн.
Сегодняшние темпы строительно–монтажных работ, включающие создание комплекса гидротехнических сооружений, в том числе систему навигационного обслуживания, позволяют к концу 2003 года завершить первую очередь реконструкции Махачкалинского порта и вывести нефтеналивную гавань на проектную мощность. Это переориентирует транзитные потоки нефти из Казахстана и Туркменистана с альтернативных маршрутов на российские транспортные коммуникации, даст, начиная с 2004, года более 570 млн. рублей в виде платежей в бюджеты всех уровней и создаст условия для 2,5 тыс. дополнительных рабочих мест на транспортно-нефтяном комплексе Юга России.
Значение Махачкалинского морского торгового порта – безусловно, как для экономики Республики Дагестан, так для экономики России в целом. Единственный незамерзающий российский порт на Каспии является стратегически важным узлом во внешнеэкономической деятельности государства, обеспечивая торговые связи России с Закавказьем, Средней Азией, другими восточными государствами и входит в инфраструктуру созданного по инициативе России международного транспортного коридора «Север – Юг».
Современный Махачкалинский морской торговый порт, получивший статус международного, оперирует транспортным флотом общей грузоподъемностью 68383 тыс. тонн. Он в состоянии осуществлять переработку транзитных грузов из государств Западной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Ближнего Востока и по праву является Южными морскими воротами России.
Динамика основных производственных показателей работы Махачкалинского морского торгового порта (тыс. тонн).
тыс. тонн
. |
2000 г. |
2001 г. |
Темпы роста
|
Объемы нефтеперевалки |
1501,5 |
2553,6 |
170,1 |
Объемы погрузочно-разгрузочных работ |
123,8 |
330,3 |
Увел. в 2,7 р. |
Перевозки транспортным флотом |
199,9 |
581,5 |
Увел. в 2,9 р. |
Министерство транспорта
Махачкалинский морской
Российской Федерации
торговый порт