Опубликовано 24 Августа 2005
Доклад Заместителя Министра транспорта С.А.Аристова на тему «Политика Минтранса России в области обеспечения безопасности дорожного движения» на конференции по безопасности дорожного движения
Доклад Заместителя Министра транспорта С.А.Аристова на тему
«Политика Минтранса России в области обеспечения безопасности дорожного движения» на конференции по безопасности дорожного движения
24.08.2005 г.
Уважаемые участники Конференции!
Ситуацию с аварийностью на дорогах подробно осветил предыдущий докладчик. В своем выступлении я остановлюсь на проблемах реализации политики Минтранса России в области обеспечения безопасности дорожного движения.
За последние 10 лет в России погибло более 350 тыс. человек и более 1 млн. стали инвалидами. Цена, которую платит страна за блага автомобилизации слишком высока. Социально-экономический ущерб от дорожной аварийности составил по данным 2004 года более 400 млрд. руб., что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета и составляет свыше 15% от его величины. Дальнейшее обострение проблем безопасности на транспорте приведет, в конечном итоге, к потере конкурентоспособности экономики, ограничению транспортной подвижности населения и товародвижения в международных и внутренних перевозках. При сохранении существующих негативных тенденций к 2012 г. число погибших может увеличиться на 20-24%, что составит около 30 человек на 100 тыс. населения.
Мировое сообщество подошло к комплексному пониманию проблемы обеспечения безопасности человека. В 1992 г. на международном форуме в Рио-де-Жанейро под эгидой ООН была принята «Программа на XXI век», которой предусматривается разработка и реализация комплексной национальной программы обеспечения безопасности человека и среды обитания в каждом цивилизованном государстве. Применительно к автотранспорту - это система «человек – автомобиль – дорога – окружающая среда» (ЧАДС). Любая составляющая этой системы многогранно воздействует на уровень безопасности участников дорожного движения.
Изложенное убедительно доказывает необходимость формирования государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения на системной основе, при этом неизбежна консолидации усилий органов власти, общества и специалистов. В России пока такой программы нет.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В. В. Путин определил одной из основных задач органам власти - снижение погибших и пострадавших от дорожно-транспортных происшествий. Министерству транспорта России и его подведомственным структурам необходимо определить свое место среди остальных органов исполнительной власти для решения поставленной Президентом страны задачи.
Минтранс России рассматривает решение данной проблемы через формирование долговременной государственной транспортной политики, в рамках которой принимаемые управленческие решения учитывают обеспечение безопасности транспортного процесса. Принятая Минтрансом России Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, включает такие разделы, связанные с обеспечением безопасности движения, как:
-
развитие транспортной инфраструктуры;
-
внедрение современных перевозочных, управленческих и информационных технологий и развитие систем мониторинга транспортного процесса;
-
обеспечение пользователей безопасной техникой;
-
обеспечение мер по регулированию процесса автомобилизации в городах.
Большинство положений Транспортной стратегии должны стать основой для разработки федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, в том числе программ повышения безопасности дорожного движения.
Поскольку предполагается, что в соответствии с поручением Президента МВД России совместно с Минтрансом России и другими заинтересованными министерствами должно разработать новую федеральную целевую программу по безопасности дорожного движения, мы считаем крайне важным, чтобы плановые и фактические объемы финансового обеспечения программы отражали приоритетное отношение государства к недопустимости высокого уровня социальных потерь на дорогах. Программа должна обеспечивать реализацию достаточно амбициозной цели в части сокращения числа погибших в ДТП, которая была озвучена в послании Президента и учитывает рекомендации Европейской Конференции Министров транспорта о снижении числа погибших в ДТП к 2012 году на 50%.
Очевидно, что достижение такой цели невозможно без активного участия регионов. Региональные программы должны быть максимально сконцентрированы на выполнении национальных целей сокращения дорожно-транспортной аварийности с участием пешеходов, ликвидации заторов в городах, пресечения нарушений правил парковки и обеспечения современной организации дорожного движения. Этот вопрос требует серьезной подготовки и внесения необходимых изменений в законодательство по разграничению сфер ответственности между федерацией и регионами.
В результате проведенной административной реформы сферой ответственности Министерства транспорта России в части безопасности движения является совершенствование нормативной базы в области транспорта и развитие федеральной сети автомобильных дорог.
Исходя из отсутствия неразрывной по территориальному принципу технологической цепочки при осуществлении автомобильных перевозок, такой как в железнодорожном транспорте, авиации и дорожном хозяйстве, проблемы автомобильного транспорта с самого начала «перестройки» были сброшены с федерального уровня на местный. Этот процесс был неуправляемым, в связи с чем, именно автомобильный транспорт понес самые большие потери в перестроечный период.
Сегодня назрели экономические предпосылки для выхода из кризиса автомобильного транспорта. Однако отсутствие современной законодательной базы оказывает негативное влияние на скорость этого процесса. Повсеместно мы сталкиваемся с практикой поиска самостоятельного выхода из сложившегося положения в субъектах федерации, сопровождающейся длительными и изнурительными судебными разбирательствами относительно правомочности регулирования рынка автотранспортных услуг. Отсутствие четкого федерального законодательства в этой сфере, на порядок увеличивает затраты на управление и не позволяет эффективно воздействовать на снижение уровня аварийности на автотранспорте.
С этой целью Минтранс России проводит целенаправленную деятельность по совершенствованию законодательной и нормативно – правовой базы, регулирующей деятельность автомобильного транспорта, что позволит дать органам местного самоуправления конкретные полномочия по конкурсному отбору перевозчиков, заключению реальных договоров на транспортное обслуживание между администрациями и перевозчиками, создаст одинаковые условия работы для перевозчиков всех форм собственности.
В настоящее время Министерством подготовлены проекты федеральных законов, «Устав автомобильного транспорта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом на маршрутах регулярного сообщения», которые прошли необходимую процедуру согласования и направлены в Минюст России, а также ведется работа по разработке проектов ряда нормативно - правовых документов, регламентирующих деятельность автомобильного транспорта.
В этих законопроектах учтены новые требования, связанные с выходом, в последнее время, ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации.
В 2003 году – более 2-х лет назад в Российской Федерации была начата реформа технического регулирования, связанная с реализацией ФЗ «О техническом регулировании». Данная реформа относится к наиболее значимым преобразованиям, призванным кардинально повысить в том числе безопасность функционирования транспортного комплекса.
Совершенно очевидно, что деятельность автомобильного транспорта целиком попадает в сферу законодательства о техническом регулировании, поскольку при этом используются продукция (автотранспортные средства, ГСМ, гаражное оборудование и пр.), реализуются процессы (эксплуатация, перевозки, хранения, утилизации), оказываются автотранспортные услуги.
В условиях отсутствия на автомобильном транспорте полноценной законодательной базы реализация Федерального закона позволяет на законодательном уровне установить обязательные требования к объектам автомобильного транспорта, которые в подавляющем большинстве случаев напрямую связны с различными видами опасности, установленными Законом.
За прошедшее время Минтранс России предпринял ряд серьезных шагов с тем, чтобы обеспечить реализацию данного Закона.
Так, Минтранс России в соответствии с «Положением о Минтрансе России» является Компетентным органом по реализации международных договоров в сфере автомобильного транспорта, что подтверждено информацией КВТ ЕЭК ООН от 23 марта 2005 г., определяющим Минтранс России Административным органом в рамках Соглашения о принятии единообразных технических предписаний о колесных транспортных средствах, т.е. Женевское Соглашение 1958 г.
В настоящее время в рамках работы Правительственной комиссии по техническому регулированию подготовлен проект Программы разработки технических регламентов по всем отраслям экономики, который охватывает 2 этапа: 2004 – 2006 гг., 2006 – 2008 гг.
По ряду регламентов этой программы связанных с обеспечением безопасности автотранспортных средств Минтранс России является головным исполнителем.
Все эти регламенты кроме того, что вошли в программу, также включены в проект плана реализации Концепции развития автомобильной промышленности, который был рассмотрен на заседании Правительства РФ 19 мая 2005 года.
Такая идеология Минтранса России с привлечением научно-исследовательских организаций готовится и будет представлена в октябре – ноябре текущего года в виде Концепции технического регулирования на автомобильном и городском электрическом транспорте.
Следующим главным направлением, которое будет отражено в Концепции является эффективная система стандартизации на автомобильном транспорте. В этом направлении предстоит серьезное реформирования и пересмотр взглядов на этот вопрос. Опять же к концу этого года будет разработана и утверждена «Программа стандартизации на автомобильном транспорте», которая на основе серьезной ревизии, имеющегося задела нормативно-методических документов по различным аспектам деятельности автомобильного транспорта даст стройный перечень первоочередных национальных стандартов, которые необходимо разработать
Также серьезной проблемой в России является низкий уровень подготовки водителей, значительно влияющий на общий уровень дорожной аварийности, особенно на пассажирском транспорте. Как правило, ДТП с участием автобусов сопровождаются значительным количеством человеческих жертв и вызывают широкий общественный резонанс. Сложившаяся ситуация в определенной мере обусловлена тем, что нередко водителями автобусов становятся профессионально непригодные к этому виду перевозок люди. В связи с этим важнейшей задачей на сегодняшний день можно считать реорганизацию и повышение эффективности национальной системы подготовки и переподготовки профессиональных водителей. В этой системе должны быть задействованы механизмы профотбора, обучения, стажировки и переподготовки водителей, которые позволят вытеснить из перевозочного процесса некомпетентных людей. Разработку всех этих нормативных документов необходимо предусмотреть в новой федеральной целевой программе.
Вообще, в части обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов важнейшей проблемой является отсутствие достаточно эффективного механизма, позволяющего не допустить на транспортный рынок недобросовестных и неквалифицированных перевозчиков, неспособных обеспечить необходимый уровень транспортной безопасности. Единственным механизмом государственного регулирования перевозочной деятельности, способным в принципе решить эту задачу, является система лицензирования. Поэтому целесообразно добиваться пересмотра действующего перечня лицензируемых видов автотранспортной деятельности, включив в него все виды перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
В стратегическом плане важнейшим направлением снижения аварийности за счет дорожного фактора является увеличение в структуре сети дорог высшего класса – автомобильных магистралей и скоростных дорог, которые способны принять на себя возросшие объемы транспортных потоков и которые характеризуются наиболее низким риском совершения ДТП. В целях существенного сокращения уровня аварийности доля таких дорог должна составлять не менее 1,0 % от общей протяженности дорожной сети. В условиях ограниченного государственного финансирования необходимо как можно быстрее развернуть реализацию проектов строительства платных дорог данной категории, использующих механизмы государственно-частного партнерства.
О практических результатах работы Федерального дорожного агентства по снижению числа ДТП из-за дорожных условий доложит его руководитель.
Еще одним важным направлением повышения безопасности дорожного движения является реализация Россией взятых международных обязательств в рамках Конвенций и Соглашений в области автомобильного транспорта и безопасности дорожного движения. Эти Соглашения определяют реальные механизмы организации и обеспечения безопасности движения, повышения конструктивной и эксплуатационной безопасности автотранспортных средств и допуска их к эксплуатации через гармонизацию с международными требованиями. Деятельность по реализации Соглашений будет вестись Минтрансом, безусловно, во взаимодействии с другими заинтересованными министерствами – МВД России, Минпромэнерго России, МИД России, Минэкономразвития России и др.
В заключение еще раз подчеркну комплексный и межведомственный характер проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. В этих условиях чрезвычайно важно наличие координирующего органа, обеспечивающего системное взаимодействие всех субъектов управления в области безопасности дорожного движения. Таким органом может стать Правительственная Комиссия по транспортной политике. Очевидно, если данная задача будет возложена на этот высокий государственный орган, то следует под его эгидой создавать постоянно действующие группы в целях решения отдельных проблем повышения безопасности движения путем объединения научного потенциала в данной сфере. Это позволит обеспечить привлечение гражданского общества к процессу выработки государственной политики в области обеспечения безопасности функционирования транспортных систем.
Спасибо за внимание!