Опубликовано 6 Января 2004
В декабре 2003 года Министр транспорта Российской Федерации Сергей Франк провел отраслевое совещание по повышению уровня безопасности при перевозке нефтепродуктов отечественным флотом
Безопасность нефтеперевозок приоритетна
24 декабря 2003 года Министр транспорта Российской Федерации Сергей Франк провел отраслевое совещание по повышению уровня безопасности при перевозке нефтепродуктов отечественным флотом. На нем обсуждалась готовность нефтеналивного флота РФ к неукоснительному соблюдению новых международных требований к судам, перевозящим нефть и нефтепродукты (вводятся с 5 апреля 2005 г.), состояние танкерного флота, обеспечение безопасности танкеров в портах, на подходах к ним и на рейдовых нефтеперевалочных комплексах.
В обсуждении приняли участие заместитель министра Чингиз Измайлов, руководитель департамента судоходной политики и регулирования производственной деятельности морского флота Минтранса России Сергей Палехов, помощник министра Алексей Клявин, заместитель руководителя департамента безопасности мореплавания Минтранса России Владимир Гудков, президент СОРОССа Михаил Романовский, заместитель директора морского Регистра Владимир Карпенко. А также руководители судоходных компаний и их заместители: Александр Медведев (ММП), Сергей Яцук ("Новошип"), Сергей Поправке (ПМП), Дмитрий Скарга и Сергей Терехин (оба - "Совкомфлот"), Александр Александрович ("Волготанкер"), Виктор Олерский (Волжское пароходство). Кроме них, слово брали капитаны морских торговых портов: Александр Дмитриев (Мурманск), Петр Паринов (Санкт-Петербург), Василий Беляев (Калининград), Николай Кравченко (Приморск), Владимир Ерыгин (Новороссийск).
Изменившиеся требования к однокорпусным танкерам - особенно после аварии с танкером "Престиж" и экологической катастрофой у берегов Испании - вызвали принятие на 50-й чрезвычайной сессии Комитета по защите морской среды, состоявшейся 1-4 декабря 2003 г. в штаб-квартире ИМО н Лондоне, поправок к Приложению 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Суть поправок сводится к новым срокам вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров, а также к запрету на транспортировку тяжелых сортов нефти на таких судах.
В зависимости от дедвейта и возраста танкеры сгруппированы в 3 категории. Например, суда 20 000 т двт. и более постройки 1980 г. и ранее будут выведены из эксплуатации с 5 апреля 2005 - г.; однокорпусные танкеры 2-й и 3-й категорий 5 000 т двт. и более будут выведены в сроки до 2010 года; введено (при морской перевозке) понятие "нефть тяжелых сортов" (новое правило 13Н), которую запрещается перевозить на однокорпусных танкерах дедвейтом 5 000 т и более с 5 апреля 2005 г.; танкеры более 5 000 т и возрастом 15 лет и старше должны проходить оценку состояния (Система оценки состояния КАС); российская экспортная сырая нефть, поступающая в порты Балтики, не относится к тяжелым сортам по критериям правила 13Н.
Предваряя обсуждение, Сергей Франк подчеркнул, что "вопросы охраны окружающей среды не могут не волновать нас" и что "статистика, к счастью, у нас нетяжелая и говорит о том, что Россия всегда соблюдала и соблюдает все международные соглашения на этот счет, в том числе и в сфере судоходства". "Наша позиция в вопросе безопасной перевозки морем нефтепродуктов встречает понимание у морского мирового сообщества", - продолжил министр, - в частности отметив, что Россия твердо придерживается необходимости сохранения универсальных подходов к регулированию морского судоходства и выступает против региональных подходов, идущих вразрез с международным морским правом. Министр подчеркнул, что графики вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров выполнялись в России задолго до инцидента с "Престижем", а мероприятия в российских портах с точки зрения безопасности всегда являлись приоритетными.
Анализ состояния российского танкерного флота показал, что поправки, принятые к Приложению 1 к Конвенции МАРПОЛ 73/78, российские судовладельцы не только неукоснительно выполняют, но где-то даже опережают график вывода из эксплуатации однокорпусных танкеров, о чем говорит и портфель заказов нового флота (в частности, танкеров 2-й категории под российским флагом нет). В морских портах осуществляются плановые меры по безопасности мореплавания танкеров (в частности в Новороссийске в середине декабря 2003 г. в опытную эксплуатацию вошла уникальная лазерная система безопасной швартовки крупнотоннажных судов стоимостью почти 500 тыс.долл.!).
В процессе обсуждения выяснилось, что в Санкт-Петербург в минувшем году заходили 200 иностранных танкеров и такое же число российских; в Приморск в том году заходили только двухкорпусные танкеры, там организованы две дополнительные якорные стоянки, подготовлены еще два судоходных канала на случай сложной ледовой обстановки; из 976 танкеров, побывавших в Калининграде, только 65 российских; на линии Варандей - Роттердам работают только двухкорпусные танкеры ММП.
По информации Алексея Клявина, судовладельцы, входящие в международную организацию "Интертанко", заинтересованы в проведении в 2004 г. в России семинара (конференции) по вопросам безопасной эксплуатации судов, перевозящих нефть и нефтепродукты. Минтранс России положительно оценивает такую инициативу. Такой форум, несомненно, позволит судо - и грузовладельцам обменяться мнениями и опытом по снижению рисков от загрязнения с судов и усилению мер по безопасности мореплавания.
Газета «Транспорт России»
Всеволод Лендов