Опубликовано 26 Августа 2000
Международные учения по ликвидации аварийного разлива нефти
О проведении международного учения по ликвидации аварийного разлива нефти.
В период с 24 по 26 августа 2000 года в Финском заливе Балтийскою моря в территориальных водах России проведено крупномасштабное международное учение "BALEX DELTA" по ликвидации аварийного разлива нефти.
Учение проводилось в соответствии с международной Конвенцией по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г, (OPRC-90), резолюциями Хельсинской Комиссией (XELKOM) по защите Балтийского моря от загрязнения. По регламенту XELKOM такие учения проводятся ежегодно в одной из стран участниц Комиссии. Россия впервые проводила подобные полномасштабные учения.
Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию обязательств по действующим Конвенциям является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России).
Организатор учения Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации (Госморспасслужба России), подведомственная Минтрансу России.
В учении, кроме российской стороны, приняли участие государства Балтики: Финляндия, Швеция, Эстония, Литва, Латвия и Дания.
Всего в учении участвовали 15 кораблей и судов, один вертолет, 32 иностранных наблюдателя.
В процессе учения отработаны действия совместного штаба руководства операцией по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти в прибрежной части Финскою залива, взаимодействие российских и международных сил в рамках Региональною плана по ликвидации аварийных разливов нефти в море.
Все задачи выполнены в полном объеме и качественно.
Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации - компетентная организация, способная в полном объеме выполнять задачи по локализации и ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в море. Кроме данной задачи, Госморспасслужба России решает государственные вопросы поиска и спасения людей на море, оказания помощи аварийным судам, терпящим бедствие на море, выполняет экспедиционные буксировки на морях и океанах.
За 77-летний период Госморспасслужбой России накоплен уникальный опыт проведения аварийно-спасательных операций на море.
Только в 1999 году с участием морских спасательно-координационных центров и подцентров проведено 370 поисково-спасательных операций, при этом спасено 842 человека.
Силами Госморспасслужбы России в 1999 г. успешно проведены 43 аварийно-спасательные операции с судами, 14 операций по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в море, выполнены 7 судоподъемов и 13 океанских буксировок.
К числу наиболее значительных операций, проведенных в 1999 году, следует отнести:
снятие с каменной гряды в Финском заливе иностранного танкера "Эктурус" с грузом мазута в количестве 22 тыс. тонн;
предотвращение экологической катастрофы Кандалакшского заповедника при посадке на мель польского балкера "Студзиянки" с 27 тыс. тонн хим-веществ на борту;
участие в ликвидации разлива нефтепродуктов в р. Нева при аварии т/х "Нефтерудовоз-7";
оказание помощи иностранным судам "Саратога" и "Минасебе", столкнувшихся в районе Кронштадта;
ликвидация разливов нефти при разрыве шлангов на нефтехранилище "Оха" в Охотском море (объект НК "Сахалинская энергия").
Уже в 2000 г. силами Госморспасслужбы России проведены 8 аварийно-спасательных операций и 6 операций по локализации и ликвидации аварийных разливов нефти в море.
Госморспасслужба России выполняет государственную задачу несения аварийно-спасательной готовности к ликвидации последствий стихийных бедствий на море.
Проблем много. Главная - крайне необходимо пополнение флота судами нового поколения, специального оборудования дли аварийно-спасательных работ и ликвидации аварийных разливов нефти на море. В своей повседневной работе Госморспасслужба России стремится быть самодостаточной, не очень уповая на господдержку. Стремимся зарабатывать средства на содержание флота, работая по контрактам и на шельфе с нефтяными компаниями ("Лукойл", "Эксон", Сахалинская энергия")
Сегодня организационно и экономически значительно проще укрепить уже существующие аварийно-спасательные формирования, имеющие громадный, нередко уникальный опыт оказания помощи на море, а не создавать параллельные действующим службы.
Тем более, что опыт создания в 1989 г. Комитета подводных работ особого назначения (КОПРОН) показал нежизненность такого подхода к решению проблемы и в 1994 г. КОПРОН был расформирован.
Проведенные в августе этого года учения на Балтике наглядно подтвердили необходимость укрепления и дальнейшего развития аварийно-спасательных формирований Госморспасслужбы России, призванных решать государственные задачи по предупреждению и ликвидации последствий морских аварий.
Ниже вы можете ознакомиться с некоторыми фотографиями, сделанными во время проведения учений: